Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социальная педагогика как интеграция педагогического знания и социологического знания о социализации и о социуме.




Социальная педагогика-это отрасль педагогической науки, изучающей закономерности формирования и развития педагогич. Процесса(обучения и воспитания) в различных условиях социума .Эта наука, возникшая на основе интеграции педагогики и социологической теории о социуме. Эта наука, распространяющаяся педагогический компонент на социум, концентрирующая внимание на использовании потенциала социума для решения педагогических задач, для решения задач обучения и воспитания.

Социум-совокупность соц. явлений внутрииндивидного (социальные: потребности, способности), интериндивидного (соц:деятельность,отношения) и метаиндивидного (соц институты) свойства.

Социализация (общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества.

Термин Соц.педагогика -возникла от интеграции педагогической науки и социологии как науки о движущих силах сознания и поведения людей как членов гражданского общества, знания о социализации, знания о социуме. Педагогика изначально обладала социальными возможностями, так как любой педагог в той или иной мере опирается на социальную среду (социум) в достижении своих педагогических целей. Однако это воспринималось лишь косвенно, так как педагог мог использовать потенциальные возможности социума, а мог непосредственно их и не использовать. Таким образом, у педагога (специалиста) начала формироваться социально-педагогическая функция, выражающаяся в целенаправленном использовании потенциальных возможностей социума для достижения педагогических целей. Со временем социально-педагогическая функция появилась и у руководителей учреждений, в обязанности которых входит установление и поддержание взаимодействия с различными социальными институтами, и у других должностных лиц, опирающихся в своей деятельности на потенциальные возможности социума. Переход на профессиональный уровень реализации социально-педагогической функции означал активное использование в педагогической сфере знания о социуме, о социализации. Следствием профессиональной реализации целей социально-педагогической деятельности является появление профессии социальный педагог. Социальный педагог - это организатор социально-педагогической деятельности, это посредник в использовании потенциальных возможностей социума по оказанию необходимой помощи личности, нуждающейся в ней. Таким образом, принадлежность к « социально-педагогическому » определяется учетом потенциальных возможностей социума для разрешения проблем личности.

В данном случае « социальная педагогика» практически отождествляется с управляемой социализацией и социальным воспитанием. Для определения потенциальных возможностей социума важно уяснить, что социум включает следующие составные элементы: социальные институты, социальную деятельность, социальные отношения, социальные потребности и социальные способности. Таким образом, в число элементов социума входят не только специалисты и другие личности, находящиеся в том или ином социальном институте, но и сама личность, нуждающаяся в помощи.

Носителями потенциальных возможностей социума являются одушевленные и неодушевленные его составляющие, включающие людей (специалистов), их материально-технические средства, библиотеки, учебные классы, специальное оборудование, экспонаты, технологии, методики и другие ресурсы, находящиеся в распоряжении учреждения, или отдельной личности, и предназначенные для использования в целях разрешения проблем личности. Субъектами носителей потенциальных возможностей социума могут являться как профессиональные и ученические коллективы, организации, общества, так и отдельные личности, в том числе и нуждающиеся в помощи извне.

Собственный образовательный потенциал личности и его характеристика.

Целостность, интегративность понятия человеческого потенциала сочетаются с его нацеленностью на прогнозирование социокультурной динамики. Социум-совокупность соц. явлений внутрииндивидного (социальные: потребности, способности), интериндивидного (соц:деятельность,отношения) и метаиндивидного (соц институты) свойства.

Потенциал-возможность,ресурсы,мощность.2 уровня: перспективный-постоянный, стабильный, заключенный в имеющихся длительное время ресурсах, возможностях социума, обеспечив. Ему определенное постоянство(библиотечные,научные фонды, профессион.кадры, методики и технологии д-ти) и ситуитивный-ресурсы и возможности соц.института или соц.д-ти , способные появиться или реализоваться в конкретной социальной ситуации.(личностные качаства,мобильные ЗУН)

При наиболее благоприятных условиях и максимальной эффективности и мотивированности субъекта результат его деятельности будет соответствовать пределу, или границе возможного. Отношение личности к своим возможностям выражается в форме переживания. Переживание возможного-невозможного актуализируется в ситуации невозможности - "такой ситуации, в которой субъект сталкивается с невозможностью реализации своих стремлений, мотивов, ценностей - всего того, что может быть названо внутренними необходимостями его жизни" (Ф.Е.Василюк, 1984, 31). Такого рода ситуации могут возникнуть вследствие внутренних или внешних преград на пути деятельности, при постановке задач, выходящих за границы сферы возможного, или в связи с проблемой выбора. Парадоксально, но именно такие ситуации и создают возможность поступка, самодетерминации. Не только совладание с ситуациями невозможности, но и освоение сферы возможного ставит перед субъектом задачи мобилизации, оптимизации и взаимного согласования временных, материальных и других ресурсов. На всех этих уровнях самореализация предстает как процесс выявления и использования личностью возможностей, содержищихся в среде. Сам интеллектуальный, творческий, личностный потенциал - особого рода возможность, которая, реализуясь, все время сохраняется как возможность дальнейшей деятельности. Не только для формирования, но и для реализации потенциала нужны условия - прежде всего те, которые дают возможность лисности действовать.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...