Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци.
Один из первых представителей соц.направления в педагогике. Он впервые создал в теории и осуществил на практике систему СПД в детских учреждениях.Стремился улучшить общество через воспитание, особенно его бедных слоев. Его деят-ть основана на природосообразности, но только на коллективном воспитании.Принцип соц.обусловленности развития человека. Человек всегда член общества,он не одиночка.Брал на воспитание детей из трущоб, давал им знания и ремесленные навыки.Суть:он хотел нижний слой через получение профессии поднять на следующую соц.ступень(они не будут попрошайками, а станут рабочими) «Лингард и Гертруда», басни «Фигуры к моей азбуке», «Лебединая песня» Воспитание –основное средство преобразования общества на разумных и справедливых началах. Искал пути улучшения жизни народа, в особенности самых низших слоёв. В 1769 году приобрёл имение в Нейгофе, чтобы на его примере крестьяне могли научиться рациональному ведению хозяйства и выбраться из нищеты. Этот опыт закончился неудачей и через 5 лет он организует там «Учреждение для бедных»: для детей из беднейших семей. Дети занимались производственной деятельностью и обучением. В 1798 году организует приют в Станце, опять для бедных детей. 1800 год – Бургдорфский университет (во главе с Песталоцци) – средняя школа с интернатом для детей из малообеспеченных детей. Здесь начал формироваться метод Песталоцци – теория элементарного образования: воспитатель, развивая умственные, нравственные, физические силы ребёнка, должен отправляться от первоначальных основ образования, от его простейших элементов. Таким образом, особенности социально-педагогических идей Песталоцци: 1.Объект воспитания – среда беднейших детей в стране. 2.Особенности воспитательного учреждения – ВУ преимущественно закрытого типа, рассчитанные на постоянное пребывание воспитанников, но для них была характерна большая текучесть детей. Общественное воспитание должно подражать домашнему, а а школьное обучение, не основанное на принципах семейных отношений, ведёт к искусственному уродованию детей => стремился создать в ОУ домашнюю обстановку. 3.Особенности субъекта воспитания – у педагога должны быть 3 типа общечеловеческих способностей: физические, умственные и нравственные. Воспитатели – из среды бедняков, так как они могут подать пример выхода из бедности. Вывод: воспитательная система Песталоцци следует рассматривать как социально-педагогическую, т. к. она направлена на социальное формирование и развитие человека, она реализуется по отношению к определённому контингенту воспитанников. Социально-педагогические технологии в деятельности учреждений общего и среднего образования. Социальный педагог в образовательном учреждении — это специалист-профессионал, который призван обеспечивать взаимодействие семьи, образовательного учреждения, различных социальных институтов в воспитании ребенка, помогать ему адаптироваться в сложных современных условиях. Функции социального педагога в ОУ: · Диагностическая · Организационная · Профилактическая · Правозащитная, реабилитационная Направления и формы работы школьного социального педагога раскрывают содержательную сторону его функциональных обязанностей, учитывают специфику детского и педагогического коллективов, микросоциума школы. Можно выделить следующие основные направления работы: ► изучение медико-психологических и социально-педагогических особенностей личности учащихся, условий их жизни, специфики микросреды; ► выявление детей группы риска; ► осуществление профилактической работы по предупреждению школьной и социальной дезадаптации, девиантного и делинквентного поведения; ► осуществление правового просвещения учащихся; ► разработка и реализация программ коррекции и реабилитации отклоняющегося поведения учащихся; ► взаимодействие с семьями учащихся с целью совместного решения проблем воспитания и развития личности ребенка; ► ► взаимодействие с психологами, учителями, классными руководителями с целью создания условий для реализации прав и свобод обучающихся; ► профилактика и разрешение конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних; ► взаимодействие с правоохранительными органами, службами социальной защиты и занятости населения, медицинскими учреждениями, общественными, благотворительными организациями; ► участие в работе педагогических советов и методических объединений. Образовательно-воспитательные опыты Р. Оуэна. Роберт Оуэн – социалист-утопист: задача социального воспитания – создание «рабочего класса, деятельного, вооружённого полезными знаниями» 1800 год, фабрика в Нью-Лэнарке, он разворачивает масштабные реформы по изменению культуры труда и быта рабочих, воспитанию их детей => образцовая колония, в которой пьянство, воровство, проституция и другие «спутники» капитализма исчезли. Он достиг своей цели, т. к. создал для рабочих условия труда и жизни, «более сообразные с человеческими», и потому, что он проявил исключительное внимание к воспитанию их детей. 1824-1825, США, основывает первую коммунистическую колонию – Новая Германия. Он надеялся, что его община вызовет поддержку и подражание и коммунизм начнёт распространяться во всём мире => провал => 1830 год – новая попытка реализовать свои идеи в колонии Гармони Холл в Гемпшире => провал из-за материальных трудностей. Принципы работы школ по формированию характеров детей рабочих: ü никогда не бранить и не наказывать; ü ровное и доброе отношение воспитателей ко всем детям; ü изучение предметов и фактов в виде бесед и с помощью наглядности; ü смена умственного и физического труда; ü дисциплинированность и опрятность; ü игры и упражнения, танцы и т. д. Взаимодействие школы с семьями учащихся, взаимодействие её с окружающей средой стало новвоведением в теории и практике социальной педагогики. Так оформлялся один из ведущих обще- и социально-педагогических принципов – единство воздействий субънктов воспитательного процесса на ребёнка. Характерной особенностью работы Нового института была попытка создания единого детского коллектива: дошкольники и школьники много общались друг с другом, старшие дети обучали младших, что имело обоюдное воспитательное значение. В итоге Институт стал центром образования и воспитания фабричного посёлка, его культурной и духовной жизни. Таким образом, задолго до «культурных поселений» (сеттльментов) в США Оуэн выдвинул и осуществил важнейшую социально-педагогическую идею превращения ОУ в воспитательный центр для всего населения микрорайона. Он видел в Новом институте мощное средство воспитательного и культурного влияния на рабочих фабрики и окрестное население. Его усилиями был создан невиданный культурно-образовательный комплекс (Институт), осуществлявший идею непрерывного воспитания и образования всех жителей его округи. СоП эксперимент Оуэна доказал, что даже частичное изменение условий окружающей человека среды, взаимоотношений детей и взрослых, атмосферы семейного воспитания, частичное обновление содержания и методов воспитания могут творить чудеса. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |