Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Концепция прагматического воспитания Дж. Локка.




В 17 веке возникают концепции, в которых общество уже не должно было играть доминирующей роли в социализации и воспитании человека. Их создателями были Дж. Локк и Ж.Ж. Руссо. Эти концепции принципиально отличаются друг от друга: если воспитание «джентльмена» осуществляется в семье (Локк), то воспитание Эмиля происходит вообще вне социума (Руссо).

Джон Локк (1632-1704) – философ и просветитель Англии. Жил в то время, когда в Англии утвердилась конституционная монархия, основанная на компромиссе между дворянством и буржуазией. Жил в переломную эпоху.

Локк дал свое философское обоснование проблеме происхождения знания, выступив против теории «врожденных идей»,угодной привилегированным сословиям феодального общества. Не отрицая роли наследственности, Локк утверждал, что «врожденных идей» нет, а душа ребенка — это tabula rasa («чистая доска»). Знания и нравственные качества, по Локку, являются результатом определенных жизненных обстоятельств и, главным образом, воспитания. Социально-педагогические ценности Локка ориентированы на семейное воспитание с гувернером и домашними учителями. К школам он относился весьма критически. Целью его педагогической системы является воспитание «джентльмена» - дворянина по происхождению, отличающегося «утонченность в обращении» и обладающего в то же время коммерческой хваткой.

Его воспитанник должен быть подготовлен не только к успешному ведению коммерческих дел, но и осознавать свою гражданскую ответственность – быть полезным своей стране и своему классу. Для выполнения своего предназначения и социальных функций джентльмен должен быть религиозен, физически здоров, обладать ясным и практическим умом, мужеством и волей. Стратегический ориентир и комплексная характеристика джентльмена – добродетельная жизнедеятельность. Главным критерием добродетельности – целесообразность и полезность стране и обществу. Свою педагогическую концепцию Локк изложил в трактате «Мысли о воспитании» - программе подготовки делового человека капиталистического мира. Соединив традиции светского (феодального) воспитания с новаторской -прагматической направленностью, он создал воспитательную систему формирования личности буржуа как средство развития его основных гражданских, нравственных и деловых качеств. Новаторство педагога заключалось в том, что он стал первым разработчиком научно-психологических основ воспитания как единства физического, нравственного и умственного развития.Различает физическое, нравственное и умственное воспитание.

Физическое воспитание — основа всего последующего воспитания. Обеспечивает «здоровый дух в здоровом теле». Нравственное воспитаниеопределяется им как необходимая полезность для джентльмена, обретающего опят социального взаимодействия с людьми. Необходимо, чтобы ребенок отказался от случайных поступков, капризов, вызванных желаниями, а следовал бы только своему разуму. Для этого с детьми нужно обращаться строго, но в меру, приучать к повиновению. Но не подавлять личность ребенка, воспитывать добрые привычки с помощью рассуждений, примеров, доводов, ласковыми словами. Телесные наказания считал плохим средством В., т.к. они портят его, поэтому применение наказания возможно только в крайнем случае.

Т.О. основным субъектом социализации у него выступает семья, но она существенно трансформируется в социально-педагогическом плане за счет введения в нее воспитателей и гувернеров, т.е. сохраняя родителей в качестве главных воспитателей своего ребенка, как кажется, Локк пытается устранить с помощью этого нововведения главный недостаток семейного воспитания – педагогическую некомпетентность родителей в области воспитания.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 154.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...