Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социально-педагогическая диагностика как форма социально-педагогической деятельности.




Термин «диагностика» происходит от греческих слов dia — после, через и gnosis — знание. В общем смысле диагностика — особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (от греч. diagnosis —распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном.

Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происхо­дит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффек­тивности педагогических факторов.

Объектом диагностикиявля­ется развивающаяся личность ребенка в системе ее взаи­модействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности Предметом диагностики является социально-пе­дагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики

Содержание социально-педагогической диагно­стики

В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитатель­ного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействия­ми (симптоматическая диагностика)

Постановка социально-педагогического диагноза невоз­можна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене.

На основе теоретического представления о предмете ди­агностики у социального педагога формируется представле­ние о предмете диагностики. У социального педагога фор­мируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосозна­ния, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», трудно обучаемость, трудновоспитуемое! и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ре­бенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники).

За выделением признаков следует подбор методов, спо­собных их диагностировать. Методы социально-педагоги­ческого исследования — это способы получения и уточ­нения информации о тех или иных педагогических объек­тах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребен­ка, опыте его поведения, способах взаимодействия и от­ношений к миру, с миром и с самим собой.

Методы: опросы, анкетирования, экспертные оценки, тесты достижений, интеллекта и тп., социометрия, наблюдение, анализ истории поведения и тп.

Процесс социально-педагогической диагностики идет в такой последовательности:

• констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка;

• осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая;

• выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных;

• сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы;

• проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных;

• при неподтверждении гипотезы — повторение процедуры.

В своей работе СП использует диагностику: личности, семьи, подростковых и юношеских групп и т.п.

 

 

Зарождение социально-педагогических идей и практики в России в IX – XVIII в.в.

Импульсом к развитию социально-педагогической деятельности послу­жило крещение Руси в 988 г., а основной формой, в которой осуществлялась благотворительность, стало нищелюбие. В основе христианской концепции помощи лежит философия деятельной любви к ближнему. В Древней Руси христианской добродетелью считалось выражать чувство милосердия и сострадания в форме подачи милостыни. Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1053-1125).Одним из важных средств воспитания детей Мономах считал образование. Выдвинутые Мономахом идеи, оказали большое влияние на развитие социально-педагогической мысли в Древней Руси. Многовековая практика разрозненной помощи отдельных людей, движимых религиозными мотивами, послужила истоком сложившихся позднее коллективных форм социальной помощи. Актуальны были вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения.                                                                                                                                                             

Значительный памятник культуры и воспитания XVI в – «Домострой». В нем перечислены запреты, которые должны соблюдать дети: не красть, не лгать, не брать чужого, не помнить зла. Домострой требовал повиновения старшим, любви к детям, воспитания в них мужества, трудолюбия, бережливости и тп. В качестве методов педагогического воздействия - наказание, в т.ч и физическое.

 Огромную роль в становлении благотворительной деятельно­сти в России играли монастыри. Развитие благотворительности и зарождение первичных форм общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для русского народа.

Новый шаг в развитии государственной системы социальных институтов был сделан в период правления Петра I. Великий реформатор за­ложил основы государственной светской системы помощи, пытаясь внедрить в российскую социальную политику европейские модели благотворительности. При Петре Iблаготворительность получила государственную форму.

Век Екатерины, который можно охарактеризовать как начало нового периода в образовании и просвещении народа, выдвигает своих представителей новой социальной теории. И.И. Бецкой (1704-1795) видел воспитание «новой породы» людей в привитии ребенку общественно-государственных и нравственных идеалов. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появля­ются действенные формы и методы помощи нуждающимся сиро­там, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособ­ным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным, погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т.п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Наряду с государственным призрением большое значение по-прежнему имеет призрение церковное и частное. Важную роль в развитии отечественной системы социально-педагогической деятельности играли крестьянские общины как уникальный социальный институт помощи в России XVIII века. Воспитательное влияние сельской общины на личность осуществлялось через обычаи и традиции, коллективный контроль во время общих работ и общих праздников, авторитет стариков, мнение соседей.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 228.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...