Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социально-педагогическая диагностика как форма социально-педагогической деятельности.
Термин «диагностика» происходит от греческих слов dia — после, через и gnosis — знание. В общем смысле диагностика — особый вид познания, находящийся между научным знанием сущности и опознанием единичного явления. Результат такого познания — диагноз (от греч. diagnosis —распознавание), т.е. заключение о принадлежности к сущности, выраженной в единичном. Социально-педагогическая диагностика — специально организованный процесс познания, в котором происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов в целях повышения эффективности педагогических факторов. Объектом диагностикиявляется развивающаяся личность ребенка в системе ее взаимодействия с социальной микросредой и отдельные субъекты этой среды, оказывающие влияние на формирование данной личности Предметом диагностики является социально-педагогическая реальность. Предмет и объект диагностики отражаются в содержании диагностики Содержание социально-педагогической диагностики В социально-педагогической диагностике распознаются социально-психологические характеристики воспитательного микросоциума, особенности педагогического процесса и семейного воспитания (этимологическая диагностика), а также индивидуально-психологические характеристики личности, связанные с ее социальными взаимодействиями (симптоматическая диагностика) Постановка социально-педагогического диагноза невозможна без опоры на теоретические представления о том или ином изучаемом феномене. На основе теоретического представления о предмете диагностики у социального педагога формируется представление о предмете диагностики. У социального педагога формируются признаки диагностируемого явления. Так, для социально-педагогической запущенности такими важными признаками являются дисгармонии личностного развития, низкий уровень развития субъектных свойств (самосознания, общения и деятельности), нарушенный образ «Я», трудно обучаемость, трудновоспитуемое! и социальная дезадаптированность. Кроме того, нарушено взаимодействие ребенка с микросоциумом (родители, педагоги, сверстники). За выделением признаков следует подбор методов, способных их диагностировать. Методы социально-педагогического исследования — это способы получения и уточнения информации о тех или иных педагогических объектах, явлениях и процессах становления личности, особенностях социально-педагогической ситуации ребенка, опыте его поведения, способах взаимодействия и отношений к миру, с миром и с самим собой. Методы: опросы, анкетирования, экспертные оценки, тесты достижений, интеллекта и тп., социометрия, наблюдение, анализ истории поведения и тп. Процесс социально-педагогической диагностики идет в такой последовательности: • констатация определенного неблагополучия в деятельности и поведении ребенка; • осознание возможных причин неблагополучия, анализ особенностей случая; • выдвижение рабочей гипотезы путем анализа совокупности имеющихся данных; • сбор дополнительной информации, необходимой для проверки гипотезы; • проверка рабочей гипотезы путем анализа совокупности данных; • при неподтверждении гипотезы — повторение процедуры. В своей работе СП использует диагностику: личности, семьи, подростковых и юношеских групп и т.п.
Зарождение социально-педагогических идей и практики в России в IX – XVIII в.в. Импульсом к развитию социально-педагогической деятельности послужило крещение Руси в 988 г., а основной формой, в которой осуществлялась благотворительность, стало нищелюбие. В основе христианской концепции помощи лежит философия деятельной любви к ближнему. В Древней Руси христианской добродетелью считалось выражать чувство милосердия и сострадания в форме подачи милостыни. Ценные сведения о воспитательных идеалах Киевской Руси содержатся в «Поучении детям» Владимира Мономаха (1053-1125).Одним из важных средств воспитания детей Мономах считал образование. Выдвинутые Мономахом идеи, оказали большое влияние на развитие социально-педагогической мысли в Древней Руси. Многовековая практика разрозненной помощи отдельных людей, движимых религиозными мотивами, послужила истоком сложившихся позднее коллективных форм социальной помощи. Актуальны были вопросы трудового воспитания, морали и нравственного поведения. Значительный памятник культуры и воспитания XVI в – «Домострой». В нем перечислены запреты, которые должны соблюдать дети: не красть, не лгать, не брать чужого, не помнить зла. Домострой требовал повиновения старшим, любви к детям, воспитания в них мужества, трудолюбия, бережливости и тп. В качестве методов педагогического воздействия - наказание, в т.ч и физическое. Огромную роль в становлении благотворительной деятельности в России играли монастыри. Развитие благотворительности и зарождение первичных форм общественного призрения в Киевской Руси были прерваны, как и весь ход формирования российской государственности, татаро-монгольским нашествием, явившимся тяжелым испытанием для русского народа. Новый шаг в развитии государственной системы социальных институтов был сделан в период правления Петра I. Великий реформатор заложил основы государственной светской системы помощи, пытаясь внедрить в российскую социальную политику европейские модели благотворительности. При Петре Iблаготворительность получила государственную форму. Век Екатерины, который можно охарактеризовать как начало нового периода в образовании и просвещении народа, выдвигает своих представителей новой социальной теории. И.И. Бецкой (1704-1795) видел воспитание «новой породы» людей в привитии ребенку общественно-государственных и нравственных идеалов. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающимся сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным, погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» - в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т.п.), «открытое» - вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Наряду с государственным призрением большое значение по-прежнему имеет призрение церковное и частное. Важную роль в развитии отечественной системы социально-педагогической деятельности играли крестьянские общины как уникальный социальный институт помощи в России XVIII века. Воспитательное влияние сельской общины на личность осуществлялось через обычаи и традиции, коллективный контроль во время общих работ и общих праздников, авторитет стариков, мнение соседей.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 228. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |