Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Мотивация и стимулирование, содержательные и процессуальные теории мотивации
Одним из важнейших условий достижения цели организации является обеспечение заинтересованности всех участников управления в эффективной деятельности. Для успешного достижения целей необходимо осуществить стимулирование, т.е. побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального хар-ра). Действенную систему стимулирования может себе позволить предприятие со стабильными доходами и устоявшейся системой управления, при этом, если есть необходимость в стимулировании, значит, есть потребность в повышении качества. Стимулирование – это прямое или косвенное принуждение к совершению нужного действия. Прямое принуждение – это применение или угроза применения непосредственного физического воздействия на человека, самое примитивное, классическое стимулирование. Косвенное – это применение и обещание применения различного материального вознаграждения за совершение нужного действия (положительное стимулирование). Разновидностью косвенного принуждения может быть угроза лишения вознаграждения за ранее выполненные действия (отрицательное стимулирование). Мотивация – это деятельность по созданию условий для возникновения у человека потребности совершать те или иные действия в интересах компании вне прямой или косвенной связи с каким-либо вознаграждением с её стороны. Мотивационные типы можно разделить на два класса: 1) класс избегательной мотивации (избегательная мотивация - человек стремится избежать нежелательных для себя последствий своего поведения); 2) класс достижительной мотивации (достижительная мотивация - человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремится)
Классификацию форм стимулирования: 1. Негативные - неудовольствие, наказания, угроза потери работы. 2. Денежные - заработная плата, включая все виды премий и надбавок. 3. Натуральные - покупка или аренда жилья, предоставление автомобиля и др. 4. Моральные-грамоты, почетные знаки, представление к наградам, доска почета и пр. Моральные формы наиболее многочисленны. Известен научный труд, в котором исследовано свыше 20 тысяч моральных стимулов, применявшихся в угольной промышленности. В настоящее время формы морального стимулирования в России практически не используются под надуманным предлогом формирования рыночных отношений, хотя на Западе их очень активно применяют. 5. Патернализм (забота о работнике) - дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха и пр. 6. Организационные - условия работы, ее содержание и организация. 7. Привлечение к совладению и участию в управлении. Существует множество теорий мотивации и стимулирования, они подразделяются на 2 категории: · содержательные теории мотивации; · процессуальные теории мотивации. Содержательные теории мотивации - теории ориентированы на определение потребностей и связанные с ними факторы, которые действуют на поведение людей. Потребность - осознание отсутствия чего-либо, вызывающая побуждение к действию. 1. Центральное место в содержательных теориях занимает пирамида Абрахама Маслоу. I - первичные потребности (заложены генетически); 1 - физиологические потребности (еда, питьё, сон и др.); 2 - безопасность (переходная от первичной к вторичной); II -вторичные потребности (формируется средой, где находится человек); 3 - социальная потребность (потребность перехода на более высокую соц. ступень) 4 - потребность в уважении (стремление человека к тому, чтобы про него могли говорить -«да, ему можно доверять»); 5 - потребность в самовыражении (это участь избранных, например, выражаться в высоком уровне профессионализма)
Набор потребностей существует вся жизнь, от первичных потребностей отказаться не получится, но никто кроме Вас самих не обеспечит гарантий того, что будучи наверху вы не скатитесь вниз. Маслоу также сделал выводы о мотивационной силе денег: 1. стимулирующим фактором деньги служат не более, чем для трети работников (при сложившейся обстановке большую роль могут играть престиж или уверенность в завтрашнем дне); 2. менеджер, который хочет использовать деньги в качестве побудителя к труду должен: · подбирать на работу соответствующий персонал; · платить достаточно крупные премии (50-100% оклада); · создавать денежный настрой в рабочих группах (мы платим больше, чем другие); 3. при стимулировании деньгами предпочтительнее подбирать молодых специалистов, т.к. опытный профессионал в большей степени будет преследовать неденежные цели. 2. Теория потребности Мак - Клелланда Предложил усечённый вариант модели мотивации Маслоу и сосредоточил своё внимание на высших потребностях. Выделил 3 основные потребности: 1. потребность во власти (влиять на др. людей); 2. потребность успеха (каждый раз успех д.б. выше предыдущего); 3. потребность в причастности (удел немногих, удовлетворение её достаточно трудно даётся; удовлетворить эту потребность можно через распределение общей прибыли предприятия, например, по средствам акций). Данные потребности являются мотивацией и стимулированием одновременно. Также отметим, что выделенные потребности базируются на эмоциональном принципе. 3. Герцберг - 2-х факторная теория (гигиеническая теория мотивации) Герцберг считал, что без создания таких условий труда, в которых комфортно работать мотивация невозможна как таковая. Поэтому он разделил факторы, оказывающие влияние на труд работников на 2 группы: К 1-й - гигиенические факторы, без удовлетворения которых мотивации не существует: · экология; · кадровая политика; · условия труда; · стабильная з/п; · межличностные отношения; · стиль руководителя; · гарантия по сохранению работы (этот фактор оказывает сильное влияние на работу при нестабильной ситуации в стране). 2-я мотивирующие факторы связаны с характером и сущностью работы. Здесь становится важным на каком уровне пирамиды Маслоу находится работник и какие факторы для него будут гигиеническими, а какие мотивирующими. Также играет роль моральное развитие человека. Особенно при выборе м/у сущностью работы и з/п. Только полное взаимодействие этих факторов даёт 100% мотивацию. Это переходная теория. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 256. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |