Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Американская модель менеджмента (тип организации Х)
Суть - изначальное убеждение менеджеров, что успех предприятия прежде всего зависит от факторов, находящихся в его границе (рациональная организация произ-ва; эффективное использование всех видов ресурсов). Каждая компания рассматривается как закрытая система и не акцинтирует внимание на внешних условиях. Основные характеристики: § найм работников на относительно короткий период ( часто на год); § индивидуальное принятие решений (менеджер не обязан ни с кем советоваться); § индивидуальная ответственность; § быстрое развитие и продвижение по карьерной лестнице; § механизм явного и точного контроля; § способствование развитию специализированной карьеры («я делаю то, за что отвечаю); § избирательное (дифференцированное) отношение к работнику как к токовому (з/п повышают/понижают не в целом отделу, а только отдельному работнику). Японская модель (тип Y) Характеристики: § пожизненный найм работника; § коллективное принятие управленческих решений ( модели выживания и качества); § коллективная ответственность; § медленное развитие и продвижение в карьере (+ за долгое пребывание (10 лет) на одном месте можно узнать свою область досконально); § механизм косвенного контроля (через контрольные точки менеджер проверяет работника); § способствование неспециализированной карьеры (диверсифицированный подход, предприятие может оплатить получение 2-й специальности); § холистический (целостный) подход к работнику как к личности (предприятие интересует работник целиком: его семья, здоровье и т.д.)
Маркетинговая модель (В. Оучи сопоставил японскую и американскую модель управления с учётом современности и предположил организацию типа Z) Характеристики: § долгосрочный найм; § коллективное принятие решений; § индивидуальная ответственность; § медленное развитие и продвижение по службе (с учетом качественных хар-к работников и её профессионализм); § косвенный неформальный контроль, но с точными нормализованными критериями; § умеренно-специализированная карьера ( по необходимости, тогда когда предприятие в этом нуждается); § холистический подход ( семья - главный мотивирующий фактор). Ей присуще: § ставка делается на человека самореализующегося (ответственны сами за себя); § любая компания рассматривается как единый организм, объединённый совместными ценностями (клан); § каждой компании д.б. присуще обновления (с точки зрения потребителя). Факторы, определяющие выбор управленческой модели: § Размер компании: ü меньше 200-300 - х чел-к -выбор по ситуации; ü 300-1000 чел-к (среднее звено) - допустима американская модель; ü больше 1000 чел-к - японская модель (возникают проблемы контроля). § Характер продукции компании; § Характер среды, в которой действует компания.
Понятие внешней среды организации, методы анализа внешней среды Факторы воздействия внешней среды подразделяются на: 1. факторы прямого воздействия (ближайшее окружение); 2. факторы косвенного воздействия (общее окружение).
Факторы прямого воздействия: 1. собственники (их взаимодействие м.б. как +, так и -, гос-во должно регулировать этот процесс); 2. закон и органы гос. власти; 3. поставщики, партнёры и посредники (материалов, энергии, оборудования, комплектующих и финансов); 4. инвесторы (банки, фин. компании, различные фонды, акционеры, частные лица, гос. программы соц. - эконом. развития); 5. трудовые ресурсы (рынок труда); 6. заказчики, клиенты и потребители (во многом определяют объем производства или продаж); 7. конкуренты (определяют цену, качество, объем продаваемых товаров и услуг).
Факторы косвенного воздействия: Воздействуют на предприятие через факторы ближайшего окружения: 1. экономическое окружение (определяется уровнем развития эк-ки и оказывает существенное влияние на стоимость ресурсов, спрос на товары и услуги, потребительскую функцию в целом); 2. политическое окружение (способы и цели управления эк-кой, находящие своё выражение в политике правительства); 3. технологическое окружение (НТП, при этом технология явл-ся одновременно и внешним и внутренним фактором на предприятии); 4. социально-культурное окружение (влияет на формирование спроса населения, труд. отношения, уровень зарплаты, условия труда); 5. международное окружение (если у предприятия есть международные контракты, то этот фактор оказывает очень сильное влияние). Методы анализа внешней среды В к. 80-х гг. в России использовали так называемый сценарный подход. Для его осуществления необходимо было собрать данные следующего характера - кол-во неожиданных изменений, мера их глубины, степень необратимости, вероятность новых изменений. Все вышеперечисленные параметры сценария должны хар-ся: 1. объём и глубина взаимосвязей (если я разорву отношения с этим предприятием, то как я буду существовать и каковы последствия); 2. на сколько связи сложны + сколько составляющих сценария (сложность); 3. неопределенность (политическая составляющая); 4. стабильность (на определённый период времени); 5. темпы изменений. Анализ внешней среды по методике Болотова Проводится в 4 этапа 1. выбор сферы деят-ти товара или услуги (выбор торговой ниши, отказ от своих менталитетских особенностей, исследование рынка); 2. оценка действий конкурентов (о конкуренте нужно знать всё, чтобы увеличить свои возможности во время спада его активности, также необходимо изучить методы и темпы развития конкурентов, способы их снабжения); 3. анализ схемы предпринимательства (изучение объемов требуемых ресурсов - финансовых, трудовых и прочих; способов их получения; реальность изменения схемы предпринимательства со временем); 4. анализ общего окружения предприятия с определением основных тенденций и ожиданий. Одним из эффективных инструментальным анализом внешней среды в настоящее время и в России, и за рубежом считается SWOT - анализ. S (strengths) сила - сила по отношению к внешней среде (оценка своих сил и степени защиты от окружающей среды); W (weaknesses) слабости - слабость по отношению к внешней среде (изучение своих слабых сторон, например, слабость по отношению к конкуренту); O (opportunities) возможности - проистекающие внешней среды (оценка того, что может нам дать внешняя среда, например, объединение с конкурентами); T (threats) угрозы - угрозы создаваемые внешней средой (нелегальная деятельность конкурентов) Методика PEST или STEP анализа. Этапы: 1. выделяют факторы в каждой из групп, определяющие состояние внешней среды; 2. оценивают состояние факторов; 3. определяется тенденция развития фактора; 4. определяется степень влияния на предприятие (кол-ный пок-ль, по 5-ти бальной шкале, от [-5;5]; 5. необходимо оценить интегральное (суммарное влияние с учетом хар-ра влияния + или -); 6. разработка плана ответных мер по ослаблению, предотвращению, защите, нападению отрицательных воздействий, а также мер по использованию имеющихся возможностей; 7. оцениваем степень влияния факторов, при условии, что они адекватно отреагируют на предложенные меры; 8. необходимо определить суммарную/интегральную оценку воздействия внешней среды, д.б. больше предыдущих пунктов; 9. необходимо определить появились ли новые факторы. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 227. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |