Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Классификация функций менеджмента




В функциях проявляется сущность и содержание управления. Основы функционального менеджмента заложил Анри Файоль.

Функция управления - определённый участок процесса управления.

Функция - объективное составляющее управления, которое проявляет себя как условие отношения к процессу управления как к единому целому.

т.о. управление - совокупное осуществление всех функции.

При эффективном управлении подразумевают однородность и сбалансированность реализации и функции управления.

Функциональные направления:

1. принятие управленческого решения:

§ постановка цели (целеполагание);

§ прогнозирование;

§ планирование.

2. Реализация решения:

§ организация;

§ коммуникация;

§ координация и регулирование;

§ активация и стимулирование (мотивация)

3. Контроль за исполнением решения:

§ контроль;

§ учёт;

§ анализ

Состав функций, как и сам аппарат управления, определяется особенностями субъекта и объекта управления.

В зависимости от особенностей предприятия наряду с общими функциями управления м.б. выделены специфические функции и задачи:

§ техническая организация произ-ва;

§ координация деят-ти рабочих;

§ контроль качества услуги.

Функция постановки цели

Постановка цели - начало любой деятельности. При этом необходимо согласование поставленных целей и задач на начальном этапе деятельности м/у менеджерами и исполнителями. Чем больше согласованность, тем эффективнее управление, т.к. это исключает побочные явления. Далее определяется круг полномочий и обязанностей всех участников какого-либо процесса. И осуществляется разработка целей и распределение задач в рамках установленных обязанностей. (Нормативное число целей не более 5,т.к. даёт возможность контролировать процесс упр-ния).

Функция прогнозирования

Прогнозирование - метод научно - обоснованного предвидения возможных направлений будущего развития орг-ции, рассматриваемой в тесном взаимодействии с окружающей средой.

Все прогнозы носят вероятностный характер, но если прогноз выполнен с учётом современной информационной базы, то его результат можно считать основой для планирования.

С его помощью решаются задачи:

§ научное предвидите на основе выявления и тенденций закономерности развития;

§ определить динамику экономических явлений;

§ составить прогнозы;

§ определить в перспективе конечное состояние системы, её переходные состояния и её поведение в различных ситуациях на пути к заданному оптимальному режиму функционирования.

Моделирование - важнейшее условие прогнозирования (различных ситуаций и состояний системы в течение планируемого периода).

Так же в рамках прогнозирования решается задача программирования. Исходя из реальных условий функцион. системы можно запрограммировать её переход в новое заданное состояние. При этом необходимо разработать алгоритм этого перехода.

В алгоритм должны войти:

§ определение объёма требуемых ресурсов;

§ выбор соответственных средств управления;

§ выбор соответственных методов управления;

Функция планирования

Данная функция реализуется после прогнозирования, моделирования и программирования.

Планирование - процесс определения способов достижения целей.

Оно охватывает различные уровни управления и в тоже время носит:

§ долгосрочный (5-20 лет - общие цели и стратегии развития);

§ среднесрочный (от 1 до 5 лет, выбор средств для выполнения намеченных долгосрочных планов. Тут определяется общекадровая политика, общефининсовая политика, общемаркетинговая стратегия, общепроизводственная стратегия. Считается наиболее благоприятным для планирования соц. - экон. развития регионов);

§ краткосрочный (до 1-го года, текущее планирование. Самая разнообразная и активная форма планирования. Обычно проводится с детализацией по кварталам, месяцам, неделям).

Функция контроль

Схема процесса управления: Цели--- прогнозирование и планирование---организация---контроль---регулирование.

Контроль - процесс, обеспечивающий эффективное достижение целей организации.

В функцию контроля входят:

· сбор;

· обработка;

· анализ информации о фактических рез-тах деятельности всех подразделений орг-ции;

· сравнение их с плановыми показателями;

· выявление отклонений и анализ их причин;

· разработка мероприятий необходимых для достижения целей.

Уровни контроля:

1. оперативный - появление отклонений деятельности орг-ции от плана может потребовать срочных решений (переход функции контроля в оперативное регулирование);

2. тактический (административный) - систематическое слежение за обеспечением выполнения текущих задач;

3. стратегический (управленческий) обеспечивает решение стратегических задач, может воздействовать даже на цели организации.

Виды контроля:

· предварительный;

· текущий;

· заключительный

В лит-ре существует ряд подходов к выделению форм контроля:

Гриффин - 4 формы: контроль фин. ресурсов; материальных ресурсов; человеческих ресурсов; информационных ресурсов.

Фалмер - 4 формы: произ-ный контроль; управление запасами; контроль качества; финансовый контроль.

Каждая методика правомерна, но страдает узкостью и однобокостью, поэтому выделим:

· финансовый контроль;

· произ-ный контроль;

· маркетинговый контроль;

· контроль качества.

Финансовый контроль - основа общего управленческого контроля. Осуществляется на основе получения от каждого подразделения фин. отчётности по стандартным формам. Охватывает все аспекты жизнедеятельности орг-ции.

Включает:

· бюджеты;

· анализ рентабельности;

· анализ относительных показателей (фондоотдача, фондоемкость);

· отдача инвестиций.

Производственный контроль. Включает:

· маршрутизация (последовательность операций);

· загрузка (распределение работ);

· произ-ные графики (определяют время, когда должна произ-ся каждая операция);

· предварительная оценка стоимости выполнения работ;

· диспетчирование - процесс текущего упорядочивания работ;

· отправка - завершающая деятельность, в которой проводится проверка выполнения произ-ных планов)

Маркетинговый контроль. Включает:

· анализ возможности сбыта;

· анализ доли рынка;

· анализ соотношения м/у затратами на маркетинг и доходами от сбыта;

· контроль отношения потребителей.

Контроль качества:

· контроль новизны товаров и услуг;

· контроль технического уровня продукции;

· контроль за отсутствием дефектов при исполнении;

· контроль за надёжностью в эксплуатации.

Контроль качества и само качество является важнейшим средством конкурентной борьбы, завоевание и удержание позиций на рынке.

Функция коммуникация

Коммуникация - процесс связанный с межличностным и организационным общением при передаче информации как внутри ор-ции, так и при взаимодействии с внешней средой.

Виды коммуникации:

· устные;

· письменные;

· формальные;

· неформальные.

Передача информации в процессе коммуникации осуществляются с помощью:

· речи;

· письма;

· жестов;

· приборов.

Элементарный процесс коммуникации:

1. исходная идея;

2. кодирование (устная речь, письмо, др. язык и т.д.);

3.  передатчик (символ, звуки, жесты и т.д.);

4. шум (то, что провоцирует искажение информации);

5. приёмник (тот, кто получает информацию);

6. декодирование;

7. получение идеи (не 1-я,может координально отличаться);

8. обратная связь.

3 и 5 не м.б. связаны на прямую, всегда есть 4, при этом м/у 3 и 5 нет обратной связи.

Преграды или шумы:

1. преграды, обусловленные восприятием (зависит от привычки, определяющей степень восприятия, ур-нь восприятия у всех различный, поэтому рабочие группы необходимо формировать как из опытных, так и начинающих работников, для сбалансирования);

2. преграды, обусловленные сематикой (основаны на различных способах использования слов и выражений, на ряде значение передаваемых словами);

3. невербальные преграды (более половины всех сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жеста, 1/3 через интонацию и модуляцию голоса и остальное через слова);

4. отсутствие адекватной обратной связи;

5. преграды, обусловленные плохим умением слушать.

 

Для преодоления указанных преград в процессе коммуникации необходимо:

· ясность;

· полнота (инф. д.б. достаточной для составления мнения);

· краткость (к документам - 1 лист, 2-й не читают);

· конкретность;

· корректность.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...