Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Виды организационных структур предприятия, централизация и децентрализация в организации




Организационная структура предприятия представляет собой набор правил, определяющих субординацию, взаимосвязь производственных подразделений, вспомогательных и управленческих служб, а также координацию их деятельности.

При проектировании организационной структуры в рамках поставленной цели и принципов управления выявляются частные функции, которые должна выполнять система управления для достижения необходимого результата. На основании содержания функций определяются функциональные обязанности сотрудников, а также средства и методы коммуникаций между органами управления и прочим персоналом предприятия, необходимые для выполнения сотрудниками своих функций.

В соответствии с функциональной принадлежностью формируются рабочие подразделения, устанавливаются связи между ними и механизмы, осуществляющие такую взаимосвязь. Одновременно с этим происходит наделение руководителей системы и управляющих работников её подразделений определёнными полномочиями, достаточными для выполнения ими возложенных на них задач.

Параллельно с этим осуществляется формирование организационной культуры, которая определяет:

· отношения между сотрудниками предприятия;

· характер взаимоотношений между персоналом и социально-экономической системой при организации работ, приоритетного метода управления;

· принципы взаимодействия предприятия с внешним окружением (потребители, деловые партнёры, конкуренты).

Следует отметить, что многообразие внутренних и внешних связей, организационно-технический уровень, сложность технологии и масштаб производства, концентрация, специализация или диверсификация деятельности, свойства ассортимента продукции, структура, ёмкость занимаемого рынка и потенциальные сферы сбыта, особенности потребительского контингента, тенденции и перспективы развития конкурентов и конкуренции определяют формы и особенности организационных структур предприятия.

С позиций современных теорий управления и организации выделяют следующие типы организационных структур: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизиональная, проектная, матричная, эдхократическая, партисипативная, предпринимательская.

Типология организационных структур предприятия

Наименование Характеристика Упрощённая структура
1 2 3
линейная Осуществляется прямая связь от руководителя к линейным отделам (производственным и вспомогательным) в виде административно-распорядительных мер (приказы).
руководитель
линейные отделы
исполнители

   функциональная Производится передача указаний конечным исполнителям посредством функциональных отделов в форме прогнозов, планов, программ.
руководитель
функциональные отделы
исполнители

линейно-функциональная Руководители линейных (производственных) организуют и координируют деятельность исполнителей, в соответствии с задачами, оформленные функциональными подразделениями, в рамках генеральной цели, сформулированной высшим руководством.
руководитель
функциональные отделы
исполнители
линейные отделы

       дивизиональная Представляет собой укрупнённый вариант линейно-функциональной организационной структуры. В качестве линейных подразделений выступают дивизионы, которые также включат в себя собственные функциональными и производственные подразделения.
руководитель
функциональные отделы
дивизионы

   проектная (бригадная) Проектные группы (бригады), ориентированы на достижение определённого результата и координирую собственную деятельность в соответствии с функционированием финансовых и линейных подразделений
руководитель
функциональные отделы
проектные группы (бригады)
линейные отделы

 матричная Автономные группы осуществляют свою деятельность в рамках заданной проектом цели и координируют её с деятельностью линейных отделов, осуществляющих в данном случае вспомогательную роль. При этом на основании запросов групп линейные отделы корректируют собственную жизнедеятельность.
руководитель (координатор), единый функциональный центр
линейные отделы
автономные
группы

 эдхократическая Реализовывается прямая двусторонняя связь между высшим и среднем уровнями управления, а также между средним уровнем управления и исполнителями. В результате такой связи корректируется процесс производства.  
3
2
1
1 – высшее руководство; 2 – среднее звено руководства; 3 – исполнители.

     партисипативная Выполняется двустороння прямая связь между конечными исполнителями и различными уровнями управления, направленная на улучшение процессов основной и вспомогательной деятельности предприятия
руководство
исполнители

Предприниматель­ская Формируется двусторонняя прямая связь между исполнителями и различными уровнями руководства на основании открытых данных о тенденциях развития рыночной конъюнктуры, ресурсах предприятия и потребительских ожиданий.
руководство
исполнители
Ресур­сы
рынок
потребители

 

Линейная организационная структура

Основы линейных структур составляет так называемый "шахтный" принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д. ). По каждой подсистеме формируется иерархия служб ("шахта"), пронизывающая всю организацию сверху донизу. Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач. Соответственно строится и система мотивации и поощрения работников. При этом конечный результат (эффективность и качество работы организации в целом) становится как бы второстепенным, так как считается, что все службы в той или иной мере работают на его получение.

Преимущества линейной структуры:

· четкая система взаимных связей функций и подразделений;

· четкая система единоначалия - один руководитель сосредотачивает в своих руках руководство всей совокупностью процессов, имеющих общую цель;

· ясно выраженная ответственность;

· быстрая реакция исполнительных подразделений на прямые указания вышестоящих.

Недостатки линейной структуры:

· отсутствие звеньев, занимающихся вопросами стратегического планирования; в работе руководителей практически всех уровней оперативные проблемы ("текучка") доминирует над стратегическими;

· тенденция к волоките и перекладыванию ответственности при решении проблем, требующих участия нескольких подразделений;

· малая гибкость и приспособляемость к изменению ситуации;

· критерии эффективности и качества работы подразделений и организации в целом - разные;

· тенденция к формализации оценки эффективности и качества работы подразделений приводит обычно к возникновению атмосферы страха и разобщенности;

· большое число "этажей управления" между работниками, выпускающими продукцию, и лицом, принимающим решение;

· перегрузка управленцев верхнего уровня;

· повышенная зависимость результатов работы организации от квалификации, личных и деловых качеств высших управленцев.

Вывод: в современных условиях недостатки структуры перевешивают ее достоинства. Такая структура плохо совместима с современной философией качества.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 170.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...