Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Основы создания международного рынка и факторы, влияющие на мировые экономические связи




Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер этого обмена определяется производственными отношениями в странах, участвующих в торговле.

Мировое хозяйство сформировалось в конце XIX в. Этому способствовал ряд условий:

1. Завершение географических открытий, исчезновение белых пятен с карты мира.

2. Закрепление всех территорий за каким-либо государством.

3. Развитие транспортной инфраструктуры.

4. Появление крупной машинной индустрии, что привело к значительному увеличению объемов выпуска продукции, появлению новых отраслей и видов производства. В процессе индустриализации резко возрастает спрос на различные виды сырья и материалов. Но поскольку запасы сырья ограничены, возникает необходимость получить сырье оттуда, где оно есть. Одновременно возникает необходимость поиска новых рынков сбыта.

Необходимость внешнеэкономической деятельности обусловлена следующими основными причинами:

1. Различия в обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами (полезные ископаемые, драгоценные металлы, почвенный покров, вода, растительный и животный мир). В одних странах произрастают такие растения и добываются такие полезные ископаемые, которых нет в других.

2. Различия в географических (природно-климати­чес­ких) условиях существования народов. В одних странах существуют такие условия, которых нет в других, что является главной причиной туризма.

3. Различия в историко-культурном наследии. В одних странах находятся такие памятники, которых нет в других, что является другой причиной туризма.

4. Различия в социально-экономическом развитии стран. Они приводят к разделению труда в международном масштабе. В одной стране производятся такие товары, которые не выпускаются в других.

5. Стремление людей к получению наибольшей прибыли. Прибыль от обмена товарами с иностранцами выше, чем от обмена на внутреннем рынке.

 

Основой внешнеэкономической деятельности являются:

1. Ресурсы всех видов (трудовые, материальные, финансовые, информационные).

2. Продукты производственной деятельности (рынок товаров и услуг).

3. Продукты и услуги интеллектуальной деятельности (рынок технологий, лицензий и ноу-хау).

4. Продукты историко-культурной деятельности.

5. Рекреационно-ландшафтные услуги.

6. Валютно-финансовые и кредитные отношения между странами.

Факторы, влияющие на мировые экономические связи

.

Основные факторы, положительно влияющие:

1. Рост производительности труда (производительность труда – объем продукции, выпускаемой в единицу времени). В результате этого происходит существенное увеличение объема выпускаемой продукции, создаются благоприятные условия для ее экспорта.

2. Повышение комфортности жизни и качества проживания в развитых странах. Появляется необходимость в новых товарах и услугах. Показатели качества жизни: уровень доходов (ВВП на душу населения), продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования. Эти показатели составляют так называемый интегральный «индекс развития человеческого потенциала», определяемый ООН. В 2011 г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала 66-е место в мире. Кроме того, можно рассматривать уровень заболеваемости, уровень медицинского обслуживания, степень комфортности проживания, обеспеченность продовольствием и т.д.

3. Появление новых отраслей и производств. Страна-новатор получает дополнительные возможности для экспорта. Кроме того, происходит изменение типов производств (переход от массового к серийному и мелкосерийному), что приводит к увеличению видового разнообразия товаров и ориентации на внешний рынок.

4. Рост неравномерности в научно-техническом развитии стран, неравномерности в уровне квалификации кадров и социально-культурном уровне развития трудовых ресурсов. Производство переносится туда, где трудовые ресурсы относительно дешевле.

5. Реализация международных мероприятий по обеспечению свободы торговли, снижению экспортных и импортных пошлин. Зарубежные предприниматели получают равные права с местными.

6. Развитие коммуникационных и транспортных систем. Сотовая и спутниковая связь, Интернет, авиатранспорт значительно облегчают процесс международной торговли.

7. Интеграция стран в союзы. Внутри союзов торговля значительно возрастает.

Факторы, отрицательно влияющие:

1. Дезинтеграция существующих союзов и возникновение государственных границ (СССР, Югославия, СЭВ). В результате этого разрушаются сложившиеся хозяйственные связи.

2. Внедрение государственной политики протекционизма по отношению к собственными товаропроизводителям. Это приводит к ограничению свободы торговли с зарубежными странами.

3. Резкие колебания курсов валют. Так, рост курса национальной валюты приводит к сокращению экспорта.

4. Экономические кризисы, приводящие к снижению уровня международной кооперации и специализации, переходу на замкнутое производство.

В целом, чем более развита страна, тем больше она вовлечена в международную интеграцию.

 

Международный рынок услуг

Сущность и тенденции развития сферы услуг

Торговля услугами имеет ряд особенностей, которые в значительной степени обусловлены самой природой услуг:

1. Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговли услугами основана на прямых контактах между потребителем и производителем услуг.

2. Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом, или иностранцы присутствуют в стране производителя.

3. Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, поэтому маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг.

4. Характерное для последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных, медицинских и др. видов услуг.

5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства.

6. Международная торговля услугами имеет больше препятствий и барьеров, чем торговля товарами (рынок услуг является более сложным). Основная часть услуг должна быть сертифицирована.

7. В международную торговлю вовлечены не все услуги, а лишь их часть. Например, бытовые коммунальные услуги оказываются по месту проживания.

 

Основные тенденции развития сферы услуг.

1. Самая важная тенденция, характеризующая сферу услуг, – рост занятых в данной сфере (в США – 82% от общего количества занятых, в России – 50%).

2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями. Предложение пакетов (комплексов) услуг (например, банки предлагают банковские, страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги).

3. Увеличение разнообразия услуг.

4. Либерализация сферы услуг (в особенности сферы информационных услуг).

5. Мощное развитие сферы информационных услуг, что связано с переходом к информационной (постиндустриальной) эре.

 

Главная проблема рынка услуг в России – малое разнообразие и низкое качество.

Географическое распределение торговли услугами, предос­тавляемыми отдельными странами, отличается крайней нерав­номерностью в пользу развитых государств.

На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг.

Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг

Международное регулирование рынка услуг осуществляется на основе следующих документов:

1. Двусторонние соглашения между государствами. Как правило, охватывают определенные отрасли услуг. Часто связаны с торговлей товарами.

2. Международные соглашения, позволяющие снять ограничения на взаимную торговлю услугами (прежде всего в рамках Всемирной торговой организации – ВТО).

3. Документы, создаваемые межправительственными организациями, специализирующимися на отдельных видах услуг, например, по морскому транспорту, гражданской авиации. Эти документы могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер (например, Международный кодекс рекламы имеет рекомендательный характер).

 

В настоящее время к основным видам услуг относятся:

1. Фрахт (20% от мировой торговли услугами).

2. Прочие транспортные услуги (10%).

3. Туризм (приблизительно 33%).

При этом доля туризма постепенно растет, а доля транспортных услуг сокращается.

Туризм включает транспортные услуги, размещение в гостинице, обеспечение питанием, удовлетворение культурных потребностей, услуги торговых предприятий, обеспечение деловых интересов и т.д.

Туризм делится на:

· рекреационный (70% рынка туристских услуг) ;

· научный (20%);

· деловой (10%).

 

При этом деловой туризм растет более быстрыми темпами.

Отличительная особенность туризма – отсутствие больших капитальных вложений. В общем объеме экспорта эта отрасль уступает только экспорту нефти.

В самом общем виде форма организации рынка туристских услуг представлена на рис. 5.1.

 

3
3
2
1
1
Турист
Предприятие сферы услуг
Туроператор
Турагентство
Турист
2
Предприятие сферы услуг

 


1-соглашения с предприятиями услуг;

2- заключение договора на реализацию тура;

3- реализация тура.

Рис. 5.1.Форма организации рынка туристских услуг

 

Необходимо учесть, что, по существу, термины «туристский» и «туристический» равноправны, однако в российском законодательстве официально признанным является термин «туристский».

В то же время наиболее быстрыми темпами растет сектор консалтинговых услуг, которых насчитывается 84 вида.

Большое развитие в последнее время получили информационные и коммуникационные услуги. Связано это с развитием сети Интернет и спутникового телевидения. 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...