Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Основы создания международного рынка и факторы, влияющие на мировые экономические связи
Международная торговля представляет собой обмен товарами и услугами между государствами. Характер этого обмена определяется производственными отношениями в странах, участвующих в торговле. Мировое хозяйство сформировалось в конце XIX в. Этому способствовал ряд условий: 1. Завершение географических открытий, исчезновение белых пятен с карты мира. 2. Закрепление всех территорий за каким-либо государством. 3. Развитие транспортной инфраструктуры. 4. Появление крупной машинной индустрии, что привело к значительному увеличению объемов выпуска продукции, появлению новых отраслей и видов производства. В процессе индустриализации резко возрастает спрос на различные виды сырья и материалов. Но поскольку запасы сырья ограничены, возникает необходимость получить сырье оттуда, где оно есть. Одновременно возникает необходимость поиска новых рынков сбыта. Необходимость внешнеэкономической деятельности обусловлена следующими основными причинами: 1. Различия в обеспеченности природно-сырьевыми ресурсами (полезные ископаемые, драгоценные металлы, почвенный покров, вода, растительный и животный мир). В одних странах произрастают такие растения и добываются такие полезные ископаемые, которых нет в других. 2. Различия в географических (природно-климатических) условиях существования народов. В одних странах существуют такие условия, которых нет в других, что является главной причиной туризма. 3. Различия в историко-культурном наследии. В одних странах находятся такие памятники, которых нет в других, что является другой причиной туризма. 4. Различия в социально-экономическом развитии стран. Они приводят к разделению труда в международном масштабе. В одной стране производятся такие товары, которые не выпускаются в других. 5. Стремление людей к получению наибольшей прибыли. Прибыль от обмена товарами с иностранцами выше, чем от обмена на внутреннем рынке.
Основой внешнеэкономической деятельности являются: 1. Ресурсы всех видов (трудовые, материальные, финансовые, информационные). 2. Продукты производственной деятельности (рынок товаров и услуг). 3. Продукты и услуги интеллектуальной деятельности (рынок технологий, лицензий и ноу-хау). 4. Продукты историко-культурной деятельности. 5. Рекреационно-ландшафтные услуги. 6. Валютно-финансовые и кредитные отношения между странами. Факторы, влияющие на мировые экономические связи . Основные факторы, положительно влияющие: 1. Рост производительности труда (производительность труда – объем продукции, выпускаемой в единицу времени). В результате этого происходит существенное увеличение объема выпускаемой продукции, создаются благоприятные условия для ее экспорта. 2. Повышение комфортности жизни и качества проживания в развитых странах. Появляется необходимость в новых товарах и услугах. Показатели качества жизни: уровень доходов (ВВП на душу населения), продолжительность жизни, уровень смертности, уровень образования. Эти показатели составляют так называемый интегральный «индекс развития человеческого потенциала», определяемый ООН. В 2011 г. по индексу развития человеческого потенциала Россия занимала 66-е место в мире. Кроме того, можно рассматривать уровень заболеваемости, уровень медицинского обслуживания, степень комфортности проживания, обеспеченность продовольствием и т.д. 3. Появление новых отраслей и производств. Страна-новатор получает дополнительные возможности для экспорта. Кроме того, происходит изменение типов производств (переход от массового к серийному и мелкосерийному), что приводит к увеличению видового разнообразия товаров и ориентации на внешний рынок. 4. Рост неравномерности в научно-техническом развитии стран, неравномерности в уровне квалификации кадров и социально-культурном уровне развития трудовых ресурсов. Производство переносится туда, где трудовые ресурсы относительно дешевле. 5. Реализация международных мероприятий по обеспечению свободы торговли, снижению экспортных и импортных пошлин. Зарубежные предприниматели получают равные права с местными. 6. Развитие коммуникационных и транспортных систем. Сотовая и спутниковая связь, Интернет, авиатранспорт значительно облегчают процесс международной торговли. 7. Интеграция стран в союзы. Внутри союзов торговля значительно возрастает. Факторы, отрицательно влияющие: 1. Дезинтеграция существующих союзов и возникновение государственных границ (СССР, Югославия, СЭВ). В результате этого разрушаются сложившиеся хозяйственные связи. 2. Внедрение государственной политики протекционизма по отношению к собственными товаропроизводителям. Это приводит к ограничению свободы торговли с зарубежными странами. 3. Резкие колебания курсов валют. Так, рост курса национальной валюты приводит к сокращению экспорта. 4. Экономические кризисы, приводящие к снижению уровня международной кооперации и специализации, переходу на замкнутое производство. В целом, чем более развита страна, тем больше она вовлечена в международную интеграцию.
Международный рынок услуг Сущность и тенденции развития сферы услуг Торговля услугами имеет ряд особенностей, которые в значительной степени обусловлены самой природой услуг: 1. Услуги производятся и потребляются в одном месте и одновременно, не разорваны во времени, не подлежат хранению. Значительная часть торговли услугами основана на прямых контактах между потребителем и производителем услуг. 2. Международная торговля услугами возможна только в том случае, если производители услуг работают за рубежом, или иностранцы присутствуют в стране производителя. 3. Часть торговли услугами связана с торговлей товарами, поэтому маркетинговые исследования проводятся совместно для товаров и услуг. 4. Характерное для последнего времени активное международное перемещение капитала и рабочей силы требует развития банковских, информационных, медицинских и др. видов услуг. 5. Часть сферы услуг находится в полной или частичной собственности государства. 6. Международная торговля услугами имеет больше препятствий и барьеров, чем торговля товарами (рынок услуг является более сложным). Основная часть услуг должна быть сертифицирована. 7. В международную торговлю вовлечены не все услуги, а лишь их часть. Например, бытовые коммунальные услуги оказываются по месту проживания.
Основные тенденции развития сферы услуг. 1. Самая важная тенденция, характеризующая сферу услуг, – рост занятых в данной сфере (в США – 82% от общего количества занятых, в России – 50%). 2. Диверсификация услуг, которые оказываются крупными корпорациями. Предложение пакетов (комплексов) услуг (например, банки предлагают банковские, страховые, финансовые, посреднические и биржевые услуги). 3. Увеличение разнообразия услуг. 4. Либерализация сферы услуг (в особенности сферы информационных услуг). 5. Мощное развитие сферы информационных услуг, что связано с переходом к информационной (постиндустриальной) эре.
Главная проблема рынка услуг в России – малое разнообразие и низкое качество. Географическое распределение торговли услугами, предоставляемыми отдельными странами, отличается крайней неравномерностью в пользу развитых государств. На мировом рынке услуг доминируют восемь ведущих стран, на которые приходится 2/3 мирового экспорта услуг и более 50% импорта. Доля первой пятерки составляет более 50% экспорта. При этом на четыре страны: США, Великобританию, ФРГ, Францию приходится 44% всего мирового экспорта услуг. Регулирование рынка услуг. Основные виды услуг Международное регулирование рынка услуг осуществляется на основе следующих документов: 1. Двусторонние соглашения между государствами. Как правило, охватывают определенные отрасли услуг. Часто связаны с торговлей товарами. 2. Международные соглашения, позволяющие снять ограничения на взаимную торговлю услугами (прежде всего в рамках Всемирной торговой организации – ВТО). 3. Документы, создаваемые межправительственными организациями, специализирующимися на отдельных видах услуг, например, по морскому транспорту, гражданской авиации. Эти документы могут иметь как обязательный, так и рекомендательный характер (например, Международный кодекс рекламы имеет рекомендательный характер).
В настоящее время к основным видам услуг относятся: 1. Фрахт (20% от мировой торговли услугами). 2. Прочие транспортные услуги (10%). 3. Туризм (приблизительно 33%). При этом доля туризма постепенно растет, а доля транспортных услуг сокращается. Туризм включает транспортные услуги, размещение в гостинице, обеспечение питанием, удовлетворение культурных потребностей, услуги торговых предприятий, обеспечение деловых интересов и т.д. Туризм делится на: · рекреационный (70% рынка туристских услуг) ; · научный (20%); · деловой (10%).
При этом деловой туризм растет более быстрыми темпами. Отличительная особенность туризма – отсутствие больших капитальных вложений. В общем объеме экспорта эта отрасль уступает только экспорту нефти. В самом общем виде форма организации рынка туристских услуг представлена на рис. 5.1.
1-соглашения с предприятиями услуг; 2- заключение договора на реализацию тура; 3- реализация тура. Рис. 5.1.Форма организации рынка туристских услуг
Необходимо учесть, что, по существу, термины «туристский» и «туристический» равноправны, однако в российском законодательстве официально признанным является термин «туристский». В то же время наиболее быстрыми темпами растет сектор консалтинговых услуг, которых насчитывается 84 вида. Большое развитие в последнее время получили информационные и коммуникационные услуги. Связано это с развитием сети Интернет и спутникового телевидения.
|
||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 203. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |