Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.)
Основной принцип школы - только чел-кие ресурсы способны произ-ть эк-кие результаты, все др. ресурсы подчиняются законам механики. Основоположник - Элтон Мейо (1880-1949 гг.) Он считал, что орг-ция обладает единой соц. структурой и предлагал дополнить формальные отношения в орг-ции неформальными (которые и влияют на результат деят-ти). Орг-ция -асберг, подводная часть -неформальные отношения. В 1924 -1934 гг. -Э. Мейо принял участие в хоторнских экспериментах. Они заключались в выявлении взаимосвязи м/у физ. условиями труда и его произ-тью. Первоначально планировалось подтвердить вывод тейлористов о том, что изменение условий труда влечёт рост произ-ти. 2 рабочие группы находились в разных условиях, у 1-й группы освещённость была выше, чем у 2-й. Предполагалось, что группа с большей освещенностью будет работать лучше, но на практике произ-ть выросла в обеих группах. Результаты эксперимента противоречили выводам Тейлора. Далее к исследованию подключился Мейо. Была предложена методика стимулирования труда (размер премий был поставлен в зависимости от рез-тов труда конкретных рабочих групп). Предполагалось, что более снаровистые будут подгонять более медлительных. Но и этого не произошло, хорошие работники стали работать хуже. В рез-те были сделаны выводы: 1. выработка рабочего определяется скорее групповыми нормами, чем его физической возможностью. Именно эти нормы явл-ся правилами, регулирующими неформальную орг-цию. 2. Соц. отношения оказывают более существенное влияние на произ-ть труда, чем его физ. условия; 3. рабочие гораздо чаще действуют и принимают решения как члены коллектива, а не как индивидуумы. Их поведение определяется группами. 4. Особое значение для достижения целей группы имеют неформальные лидеры, которые устанавливают и поддерживают нормы. Достижения Мейо и его последователей в анализе неформальной структуры орг-ции было доказательство необходимости расширения границ менеджмента за пределы должностной структуры. Так же к школе можно отнести А. Маслоу, Макгрегор. Математическая школа управления (школа науки управления, теория кол-ных методов менеджмента) (1950 -по н.в.) Основные достижения: 1. разработка модельного ряда в управлении предприятием. Школа предположила моделировать ситуации и создавать имитационные модели. 2. формирование понятия «системы» Система - некоторая целостность и единство, состоящее из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в хар-ки целого. Процесс построения системы: Весь процесс происходит в условиях ограниченной информации и неопределённости. 1. постановка задачи: · определение объекта исследования управления; · постановка целей; · задание критериев для оценки эффективности, принимаемых в системе решений. 2. описание системы ( сводится к структуризации состава системы); 3. системный анализ: · системный охват (рассмотрены проблемы с различных сторон с привлечением разных специалистов); · системное представление; · системные организации (планирование работы системы с помощью различных методов). Итогом системного анализа д.б. вывод -на сколько каждая из составляющих системы влияет на систему в целом. 4. управление системой (заключается в принятии и реализации системных управленческих решений). Основные свойства системы: 1. целостность (как правило, это комплекс объектов); 2. делимость (объект всегда рассматривает в качестве состоящего из элементов); 3. изолированность (комплекс объектов образующих систему и связи между ними можно ограничить от внешнего воздействия и рассмотреть изолированно, т.е. отдельно); 4. идентифицируемость (каждый объект или элемент системы м.б. идентифицирован); 5. наблюдаемость ( контроль за данными, поступающими на вход системы или явл-ся результирующими на выход). Классификация систем: 1. По степени сложности: · простые (функциональное управление); · сложные (проектные системы, наличие подразделений в отделах); · очень сложные (адаптивные, сочетающие в себе все виды управления). 2. По степени определённости: · детермированные (определённые); · вероятные (действуют с определённой степенью вероятности). 3. По особенностям поведения системы: · система пассивного поведения (система управления кач-вом); · система активного поведения: ü целенаправленного поведения (воздействия); ü система без обратной связи (обратная связь не интерпретируется); ü система с обратной связью (небезразлично, что получат на выходе). · системы случайного (нецеленправленного) поведения (ситуационные и рыночные системы). Организационная система - система, целью которой является согласование действий и отношений людей, средств и предметов деятельности в интересах получении экономических благ. + Ефремова Эволюция систем 1. Ф. Тейлор: § отделил управление произ-вом от управления персоналом; § прародитель специализации; § необходим высокий уровень средств труда; § чёткий график труда и отдыха; § ввел стандарты деятельности; § нет высоких рез-тов без работников; § необходима система мотивации сотрудников; § необходимо обеспечивать обучение. 2. М. Вебер - бюрократический подход к управлению: § выраженная централизация власти; § жесткая иерархия; § рационализация в организации произ-ва; § не учитывает внешние факторы, закрытая система; § четкость систем; 3. А. Файоль: принципы эффективного управления: § четкая дисциплина; § справедливое стимулирование труда; § инициатива рабочих; § даёт свободу действий персонала; § 1-й подход к управлению персоналом; § важность человеческого фактора; § принцип единоначала; § выделил функцию управления. 4. Хоторнские исследования: школа чел-ких отношений: § необходимо удовлетворить потребности персонала; § улучшение отношения к работникам. Концепция «неформальной орг-ции» Развитие подходов к управлению во 2-й половине 20 века. Работник не просто единица штатного расписания, а единство 3-х компонетнтов: трудовая функция, соц. отношения, личность. Отличие -признание эк-конй целесообразности рабочей силы, условия для работы, поддержание трудоспособности. Управление качеством. В основе - восприятие к себе, к труду, к произ-ву. Лидеры японцы. Реинжиниринг бизнес - процессов. (Россия 2000 гг.) Все процессы разломали и создали новое произ-во. Все переделали, внедрили новое. Сокращается потребность в персонале. Процесс от 3-х месяцев до 2-х лет, орг-ция функционирует в это время. Сбалансированная система показателей. 4 группы: клиенты, персонал, хоз-ные процессы, финансы. 10. Обучающая организация - одновременное развитие орг-ции и самого сотрудника. Бережливое произ-во. Американская, японская и маркетинговая модели управления |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 210. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |