Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Эволюция управленческой мысли, школы менеджмента.
Общепризнанны 4 школы управления: 1. Школа научного управления (1885-1920 гг.) 2. Административная/ классическая школа (1920-1950 гг.) 3. Школа человеческих отношений (1930 -1950) 4. Математическая школа управления (1950- по н.в.) Взаимодействие этих школ создаёт эффективный менеджмент. Школа научного управления (1885-1920 гг.) Основоположник - Фредерик Тейлор (1856 - 1915 гг.) Основной научный труд - «Принципы научного управления» Формирование школы НУ базировалось на 3 основных принципах: 1. Рациональная орг-ция труда (рационализм - основа деятельности); 2. Разработка формальной структуры орг-ции; 3. Разграничение исполнительных и управленческих функций. Личность Тейлором не учитывалась, целостность коллектива рассматривалась негативно. Фрэнк и Лилия Гилберт занимались анализом физической работы в производственных процессах. Установили, что 80 % результатов зависит от личных качеств работников; установили, что степень трудозатрат нужно нормировать, необходимо вводит систему стимулирования труда. Г. Ганттпредставил карту Гантта
Необходимо набрать персонал в орг-цию. Проводимые мероприятия: 1. Исследование рынка труда; 2. Подбор персонала; 3. Проведение анкетирования; 4. Формирование трудового коллектива. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определённая специальность. И что предприятие в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что делает успешнее всего. Недостатки школы НУ: 1. Все работы школы были связаны с вопросами управления производством; повышением уровня эффективности и произ-ти только на уровне работников; 2. Методы Тейлора рассчитаны на дисциплинированных работников, т.е. на самоорганизованных людей; 3. Тейлор делал акцент на индивидуальную организацию труда в ущерб групповой произ-ти; 4. Тейлористы не предложили эффективной мотивации. Административная/ классическая школа (1920-1950 гг.) На 70 % школа основополагающая на практике упр-ния. Развитие школы велось по 2- м направлениям: 1. рационализация произ-ва; 2. исследование проблем упр-ния. Объект исследования - предприятие в целом. Цель - создание универсальных принципов управления для различных отраслей н/х. Гаррингтон Эмерсон ( 1853 - 1931 гг.) - «12 принципов произ-ти» В своей работе он рассматривает и формирует принципы управления. Основной вклад - формулировка эффективности. Эффект = Доходы - Расходы Эффективность = (Доходы -Расходы) / расход Эмерсон: «Истинная произ-ть всегда дает мах результаты при min затратах». При этом, по эмерсону, результат д.б. экономически выгодным. Отсюда следует, что эффективность - мах выгодное соотношение м/у совокупными затратами и эк-ми результатами. 1. точно поставленные идеалы и цели (на всех ур-нях управления); 2. здравый смысл (учёт перспективных целей и оценка последствий); 3. компетентная консультация (плох тот руководитель, который умеет контролировать процесс, но не умеет объяснить); 4. дисциплина (безукоснительное подчинение работников); 5. справедливое отношение к персоналу (этот принцип субъективен); 6. учёт (быстрый, надежный, полный, точный и постоянный); 7. диспетчирование (четкое и планомерное управление подразделениями с учётом возможности управления ими); 8. нормы и расписание (все то, что позволяет совместить план работы и нормы её выполнения); 9. нормализация условий (создание условий работы, удовлетворяющих работникам, при которых достигаются наилуч. рез-ты); 10. нормирование операций (определение сроков и пределов); 11. письменные стандартные инструкции (чтобы все было всем понятно); 12. вознаграждение за производительность (д.б. ограничено, расписано что за что) Большое внимание Эмерсон уделил исследованиям штабного принципа управления. Штабной персонал, по эмерсону, должен обладать большими специальными знаниями, необходимыми для линейных работников в процессе принятия управленческих решений. Каждый член литейного подразделения м.б. в любое время извлечь выгоду из штабных знаний и штабной помощи. По многим вопросам управления Эмерсон продвинулся дальше Тейлора и его идеи и 12 принципов актуальны и сейчас. Анри Файоль (1841-1925 гг.) Разработал общий подход к анализу деятельности организации - функциональный менеджмент Файоля. Принципы управления Файоля: 1. Разделение труда (по целям и функциям); 2. Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или наказания, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность. 3. Дисциплина - повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками. 4. Единство распорядительства, или единоначалие (у подчиненного не д.б. несколько руководителей); 5. Единство направления в руководстве. Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя. 6. Подчинение частных и личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом. 7. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника. 8. Жесткая централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность. 9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.) 10. Порядок (внутренние правила выполнения и наказание за невыполнение); 11. Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием. 12. Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место. 13. Инициатива (разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.) 14. Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации. 15. Концентрация внимания на составление плана работы и прогноза. Макс Вебер (1864 -1920 гг.) разработал институциональные аспекты менеджмента. Основной труд: «теория общества и эк-кая орг-ция» - посвящена идеям лидерства и бюрократической структуре власти. Вебер выделяет 3 основных типа орг-ции, в зависимости от характера власти руководителя: 1. Харизматический. Харизматические люди привлекают внимание с 1-го взгляда (м.б. как положительно, так и отрицательно). Харизма - власть построенная ни на логике, ни на традициях, а на силе личностных качеств и способности лидера. 2. Традиционный. Когда уходит харизматический лидер и происходит естественная замена лидера, то члены ор-ции по традиции подчиняются новому руководителю. 3. Идеальный (бюрократический). Основа на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Бюрократия - господство канцелярии, специфическая форма соц. орг-ций в обществе, сущность которой заключается в главенстве формы над содержанием. Противовес бюрократии - адхократия - особые организационные механизмы, создаваемые для решения проблем, которые не могут быстро и эффективно решаться в условиях бюрократии. Адхократами д.б. профессионалы. Принципы бюрократической организации: 1. вся деятельность организации разделяется на элементарные операции, выполнения которых формально закрепляется за отдельными подразделениями или людьми (жесткая регламентация действий); 2. каждый рук-ль наделяется формально закреплённой властью и авторитетом, которые действуют только в рамках конкретной организации или отдела (необходимы разумные пределы власти и авторитета без унижения чел-го достоинства); 3. система чётких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность исполнителей; 4. любой руководитель организации должен сохранять определённую социальную дистанцию, но при этом быть беспристрастным по отношению к подчинённым. 5. необходимо, чтобы каждый член организации занимал должность в соответствии с квалификацией, продвижения его по карьерной лестнице должно зависеть от продолжительности работы и успешности действий. Указанные хар-ки бюрократической орг-ции позволили акцентировать внимание на определённых параметрах предприятия и определить направления формализации её действий. Большой вклад в теорию менеджмента этой школы внесли: Генри Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев - основы комплексного подхода к теории управления, П.М. Керженцев - исследовал процессы упр-ния независимо от сферы деятельности) |
|||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 244. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |