Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эволюция управленческой мысли, школы менеджмента.




Общепризнанны 4 школы управления:

1. Школа научного управления (1885-1920 гг.)

2. Административная/ классическая школа (1920-1950 гг.)

3. Школа человеческих отношений (1930 -1950)

4.  Математическая школа управления (1950- по н.в.)

Взаимодействие этих школ создаёт эффективный менеджмент.

Школа научного управления (1885-1920 гг.)

Основоположник - Фредерик Тейлор (1856 - 1915 гг.)

Основной научный труд - «Принципы научного управления»

Формирование школы НУ базировалось на 3 основных принципах:

1. Рациональная орг-ция труда (рационализм - основа деятельности);

2. Разработка формальной структуры орг-ции;

3. Разграничение исполнительных и управленческих функций.

Личность Тейлором не учитывалась, целостность коллектива рассматривалась негативно.

Фрэнк и Лилия Гилберт занимались анализом физической работы в производственных процессах. Установили, что 80 % результатов зависит от личных качеств работников; установили, что степень трудозатрат нужно нормировать, необходимо вводит систему стимулирования труда.

Г. Ганттпредставил карту Гантта

Мероприятия 1 2 3 4
1 Х Х    
2   Х    
3     Х Х
4   Х Х Х

 

Необходимо набрать персонал в орг-цию. Проводимые мероприятия:

1. Исследование рынка труда;

2. Подбор персонала;

3. Проведение анкетирования;

4. Формирование трудового коллектива.

Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определённая специальность. И что предприятие в целом выигрывает, если каждая группа работников сосредоточится на том, что делает успешнее всего.

Недостатки школы НУ:

1. Все работы школы были связаны с вопросами управления производством; повышением уровня эффективности и произ-ти только на уровне работников;

2. Методы Тейлора рассчитаны на дисциплинированных работников, т.е. на самоорганизованных людей;

3. Тейлор делал акцент на индивидуальную организацию труда в ущерб групповой произ-ти;

4. Тейлористы не предложили эффективной мотивации.

Административная/ классическая школа (1920-1950 гг.)

На 70 % школа основополагающая на практике упр-ния.

Развитие школы велось по 2- м направлениям:

1. рационализация произ-ва;

2. исследование проблем упр-ния.

Объект исследования - предприятие в целом.

Цель - создание универсальных принципов управления для различных отраслей н/х.

Гаррингтон Эмерсон ( 1853 - 1931 гг.) - «12 принципов произ-ти»

В своей работе он рассматривает и формирует принципы управления.

Основной вклад - формулировка эффективности.

Эффект = Доходы - Расходы

Эффективность = (Доходы -Расходы) / расход

Эмерсон: «Истинная произ-ть всегда дает мах результаты при min затратах». При этом, по эмерсону, результат д.б. экономически выгодным. Отсюда следует, что эффективность - мах выгодное соотношение м/у совокупными затратами и эк-ми результатами.

1. точно поставленные идеалы и цели (на всех ур-нях управления);

2. здравый смысл (учёт перспективных целей и оценка последствий);

3. компетентная консультация (плох тот руководитель, который умеет контролировать процесс, но не умеет объяснить);

4. дисциплина (безукоснительное подчинение работников);

5. справедливое отношение к персоналу (этот принцип субъективен);

6. учёт (быстрый, надежный, полный, точный и постоянный);

7. диспетчирование (четкое и планомерное управление подразделениями с учётом возможности управления ими);

8. нормы и расписание (все то, что позволяет совместить план работы и нормы её выполнения);

9. нормализация условий (создание условий работы, удовлетворяющих работникам, при которых достигаются наилуч. рез-ты);

10. нормирование операций (определение сроков и пределов);

11. письменные стандартные инструкции (чтобы все было всем понятно);

12. вознаграждение за производительность (д.б. ограничено, расписано что за что)

Большое внимание Эмерсон уделил исследованиям штабного принципа управления.

Штабной персонал, по эмерсону, должен обладать большими специальными знаниями, необходимыми для линейных работников в процессе принятия управленческих решений. Каждый член литейного подразделения м.б. в любое время извлечь выгоду из штабных знаний и штабной помощи.

По многим вопросам управления Эмерсон продвинулся дальше Тейлора и его идеи и 12 принципов актуальны и сейчас.

Анри Файоль (1841-1925 гг.)

Разработал общий подход к анализу деятельности организации - функциональный менеджмент Файоля.

Принципы управления Файоля:

1. Разделение труда (по целям и функциям);

2. Власть (полномочная) и ответственность. Полномочия есть право отдавать приказ, а ответственность есть санкции - награды или наказания, - сопровождающие ее действия. Где есть полномочия, возникает и ответственность.

3.  Дисциплина - повиновение, усердие, деятельность, манера держать себя, движение. Дисциплина предполагает выполнение и уважение достигнутых соглашений между организацией и ее работниками.

4.  Единство распорядительства, или единоначалие (у подчиненного не д.б. несколько руководителей);

5. Единство направления в руководстве.  Один руководитель и одна программа для совокупности операций, преследующих одну и ту же цель. Каждая группа, действующая в рамках одной цели, должна быть объединена единым планом и иметь одного руководителя.

6. Подчинение частных и личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение персонала есть оплата исполненной работы. Она должна бать справедливой и по возможности удовлетворять как персонал, так и организацию, как нанимателя, так и работника.

8. Жесткая централизация. Как и разделение труда, централизация есть естественное явление. Однако соответствующая степень централизации варьируется в зависимости от конкретных условий. Проблема централизации и децентрализации разрешается нахождением меры, дающей наилучшую общую производительность.

9. Иерархия (ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка - сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации.)

10. Порядок (внутренние правила выполнения и наказание за невыполнение);

11. Справедливость. Справедливость есть результат сочетания благожелательности с правосудием.

12.  Постоянство состава персонала. Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно, предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива (разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.)

14. Единение персонала, или корпоративный дух. Гармония, единение персонала - большая сила в организации.

15. Концентрация внимания на составление плана работы и прогноза.

Макс Вебер (1864 -1920 гг.) разработал институциональные аспекты менеджмента.

Основной труд: «теория общества и эк-кая орг-ция» - посвящена идеям лидерства и бюрократической структуре власти.

Вебер выделяет 3 основных типа орг-ции, в зависимости от характера власти руководителя:

1. Харизматический. Харизматические люди привлекают внимание с 1-го взгляда (м.б. как положительно, так и отрицательно). Харизма - власть построенная ни на логике, ни на традициях, а на силе личностных качеств и способности лидера.

2. Традиционный. Когда уходит харизматический лидер и происходит естественная замена лидера, то члены ор-ции по традиции подчиняются новому руководителю.

3. Идеальный (бюрократический). Основа на специальном разделении власти, обеспечивающем руководителю возможность быть лидером в организации. Бюрократия - господство канцелярии, специфическая форма соц. орг-ций в обществе, сущность которой заключается в главенстве формы над содержанием.

Противовес бюрократии - адхократия - особые организационные механизмы, создаваемые для решения проблем, которые не могут быстро и эффективно решаться в условиях бюрократии. Адхократами д.б. профессионалы.

Принципы бюрократической организации:

1. вся деятельность организации разделяется на элементарные операции, выполнения которых формально закрепляется за отдельными подразделениями или людьми (жесткая регламентация действий);

2. каждый рук-ль наделяется формально закреплённой властью и авторитетом, которые действуют только в рамках конкретной организации или отдела (необходимы разумные пределы власти и авторитета без унижения чел-го достоинства);

3. система чётких правил, инструкций и стандартов, определяющих порядок работы и ответственность исполнителей;

4. любой руководитель организации должен сохранять определённую социальную дистанцию, но при этом быть беспристрастным по отношению к подчинённым.

5. необходимо, чтобы каждый член организации занимал должность в соответствии с квалификацией, продвижения его по карьерной лестнице должно зависеть от продолжительности работы и успешности действий.

Указанные хар-ки бюрократической орг-ции позволили акцентировать внимание на определённых параметрах предприятия и определить направления формализации её действий.

Большой вклад в теорию менеджмента этой школы внесли: Генри Форд, А.А. Богданов, А.К. Гастев - основы комплексного подхода к теории управления, П.М. Керженцев - исследовал процессы упр-ния независимо от сферы деятельности)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 244.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...