Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Учебно-методическое обеспечение курса




Тезисы лекций

Философия является одной из древнейших областей знаний, которыми занималось человечество на протяжении всего своего развития. Это объясняется тем, что вопросы о первоначалах бытия, о путях социального развития, о смысле жизни и предназначении человека были и остаются основополагающими для любого сообщества людей. В этом плане философия первична по отношению к естественным и гуманитарным наукам, поскольку именно она стремится найти всеобщие принципы, законы и закономерности, проявляющиеся во всех областях жизни природы и общества. Рассмотрению этих и других фундаментальных философских проблем посвящен предлагаемый курс лекций.

Современная философия представляет собой сложную систему знаний, включающую целый комплекс значительно различающихся направлений, дающих подчас противоречивые ответы на узловые мировоззренческие вопросы. Освоение философии, поэтому, не может сводиться к анализу какой-либо одной концепции, но предполагает изучение всего богатства разрабатываемых сегодня проблем и решений. Поскольку философия в своем развитии всегда опирается на ранее обоснованные результаты и выводы, только знакомство с логикой становления ее важнейших вопросов, осуществление анализа подходов, характерных для разных исторических эпох, позволяет достичь понимания современных мировоззренческих концепций.

Ознакомление с творчеством крупнейших мыслителей прошлого и настоящего позволит студентам освоить широкий круг знаний, будет способствовать развитию навыков самостоятельного творческого мышления, выработке умения ориентироваться в истории духовной культуры и в вопросах современной действительности. Овладение философскими знаниями, кроме того, имеет существенное значение для понимания мировоззренческих и методологических оснований общепрофессиональных и специальных дисциплин, а значит, для становления разносторонне образованных специалистов современного типа.

Этими обстоятельствами определяется структура курса. Прежде всего, в нем дается представление о том, что такое философия, какие проблемы она ставит, каково ее место в системе гуманитарных и других наук. Затем проводится краткое изучение историко-философского материала. При этом выделяются особенности, характерные для мировоззренческих поисков определенных эпох – античности, средневековья, эпохи Возрождения, Нового времени. Особое место в курсе лекций уделяется философским поискам отечественных мыслителей. На этой основе, далее, рассматриваются современные способы решения базовых философских проблем. К их числу относятся проблемы онтологии (учения о бытии), гносеологии (учения о познании), философской антропологии (учения о человеке) социальной философии (учения об обществе и культуре).

Курс лекций содержит большое количество структурных схем, обеспечивающих более четкое представление о системе положений, представленных в тексте. Это особенно важно для студентов, обучающихся по заочной форме обучения и имеющих ограниченный контакт с преподавателем. Им можно порекомендовать, при самостоятельном изучении курса, выписывать в тетрадь основные понятия и определения, а также фиксировать наиболее существенные философские положения и выводы. Целесообразно зарисовывать в тетради схемы и таблицы, сопровождая их собственными комментариями. В случае, когда какие-то вопросы остаются неясными, следует обратиться к философскому словарю или другим дополнительным источникам, указанным в списке литературы. Пониманию курса будет способствовать чтение и конспектирование первоисточников – оригинальных философских текстов.

Тема 1. Предмет и функции философии

Исторические типы мировоззрения.

Предмет и особенности философского знания.

Классификация философских учений.

Функции философии.

 

Исторические типы мировоззрения

Слово "философия" происходит от греческого выражения, которое можно перевести как "любовь к мудрости". Философия является особым типом мировоззрения.

Мировоззрение - это:

§ система знаний о человеке, мире и их взаимосвязи;

§ совокупность норм и оценок действительности, на основе которых формируется отношение к ней человека и, соответственно, его поведения;

§ идеалы и убеждения, определяющие жизненные цели личности.

В ходе развития культуры сформировалось три исторических типа мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское (Рис.1.1.).

 

 


Рис. 1.1. Исторические типы мировоззрения.


Особенности мифологического мировоззрения (Рис.1.2.)

1. Антропоморфизм, т.е. очеловечивание природы, восприятие мира по аналогии с человеком (кости такого человека - это скалы, кровеносные сосуды - реки, дыхание - ветер и т.п.).

2. Анимизм, т.е. одушевление всего существующего. Любое явление, согласно анимистическим представлениям, определяется деятельностью бога, или духа (бога ветра, бога грозы, бога первого крика ребенка и т.п.).

3. Представления о взаимосвязи всех явлений мира (например, каждый человеческий род связан кровным родством с определенным видом животных).

4. Отсутствие противопоставления материального и духовного, живого и мертвого. (Душа умершего человека может находиться вблизи --живущих, влиять на них, или же вселяться в тело младенца, в природные объекты и т.п.).

5. Основа мифологического мировоззрения - фантазия, оно имеет образный, описательный характер. Мифологическое мировоззрение выражается в сказаниях, тесно связано с магией и ритуалами (например, шаманскими).

Особенности религиозного мировоззрения (Рис. 1.3.)

1. «Удвоение действительности»: противопоставление высшего духовного, божественного и низшего материального, земного миров. --

2. Вера в Бога и преклонение перед ним - совершенным и всемогущим Творцом мира, дающим человеку жизнь и нравственные заповеди.

3. Вера в возможность чудес, то есть нарушение законов природы (например, Бог может остановить движение Солнца по небу или ож-ивить умершего).

4. Особое состояние человеческой души, обращающейся к Богу, ожидающей от него справедливости, помощи и защиты.

5. Религиозное мировоззрение основано на вере, оно включает в себя образные и понятийные компоненты. Основные идеи религиозного мировоззрения формулируются в догматах, оно тесно связано с богослужением (культом).

Научное  мировоззрение возникает в середине 19 века в творчестве О.Конта и основоположников марксизма










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 218.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...