Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел II. Основные направления, школы философии и




 этапы  её исторического развития

Тема 2. Античная философия

Важнейшие особенности античной философии. Космоцентризм. Диалектический метод философствования. Поиски оснований бытия. Решение вопроса о возможностях и путях познания мира. Трактовка человека как микрокосма. Эстетизм. Особенности этических и социально-политических взглядов. Основные этапы развития и школы античной философии.

Милетская школа. Гераклит из Эфеса. Учение о стихиях, диалектика. Пифагор и пифагорейский союз: число и математические законы. Мировая гармония и «музыка сфер». Элейская школа: учение о бытии. Негативная диалектика.

Античный атомизм. Атомы и пустота. Движение. Проблема необходимости и случайности. Множественность миров. Учение о познании. Человек как единство тела и души, состоящих из атомов. Атомистическая этика наслаждения.

Сократ: антропологический поворот в философии. Знание и добродетель. Диалектика и сократический метод. Сократические школы. Кинизм. Платон. Учение о мире идей и мире вещей. Космология. Теория познания (воспоминания). Душа и добродетели. Проект идеального государства.

Аристотель. Форма форм и первая материя. Учение о причинах. Теория познания. Душа, ее части и функции. Человек как «политическое животное». Этические и социально-политические взгляды.

Античный стоицизм. Физика: Логос и первая материя. Логика: диалектика чувственного и рационального в познании. Этика: судьба и свобода. «Золотое правило морали». Античный скептицизм. Относительность истины. Безразличие (атараксия).

Тема 3. Философия средних веков и эпохи Возрождения

Источники, важнейшие особенности и основные периоды развития средневековой философии. Соотношение философии и теологии. Крупнейшие мыслители средневековья. Аврелий Августин, Фома Аквинский.

Принцип теоцентризма и истолкование бытия в средневековой философии. Креационизм, трактовка соотношения Бога и мира. Отношение к идее развития. Реализм и номинализм. Проблема познаваемости мира. Цель и источники познания. Соотношение знания и веры: основные интерпретации. Откровение и вера.

Христианское понимание человека. Соотношение души и тела. Этическая проблематика в средневековой философии. Добро и зло, добродетель и грех. Провиденциализм и вопрос о свободе человеческой воли. Теодицея. Средневековая философия истории. Град земной и Град Божий. Проблема направленности развития общества. Эсхатологизм.

Основные особенности философии эпохи Возрождения. Отношение к античному и средневековому наследию. Гуманизм. Крупнейшие мыслители Ренессанса.

Принцип антропоцентризма и философское понимание человека. Идеи творчества, природного равенства, активности, индивидуальности. Представления о предназначении человека. Трактовки соотношения тела и души. (Л. Валла, П. Помпонацци, Эразм Роттердамский и др.).

Натурфилософия эпохи Возрождения. Диалектика. Пантеизм. Дж.Бруно. Николай Кузанский: учение о совпадении противоположностей, концепция «знающего незнания».

 

Тема 4. Философия Нового времени (ХVII–ХVIII вв.)

Социально-исторические условия формирования философии Нового времени. Революционные изменения в науке ХVII века и становление механистической картины мира. Проблематика и особенности философии Нового времени. Деизм как мировоззренческая установка. Специфика просветительской философии.

Основные философские направления в ХVII–ХVIII веках. Дуализм Р. Декарта и его значение для последующего развития философии. Материалистические (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Дид­ро, К. Гельвеций, П. Гольбах), пантеистические (Б. Спиноза), идеалистические (Г. В. Лейбниц, Дж. Беркли) идеи в философии Нового времени.

Понятие субстанции. Развитие философских представлений о материи и движении. Механицизм как методологический подход. Диалектические идеи в трудах французских материалистов ХVIII века.

Проблема познаваемости мира в философии Нового времени. Предмет, цели и формы познания. Поиски метода научного познания. Ф. Бэкон и Р. Декарт: опытно-индуктивный и аксиоматико-дедуктивный пути познания. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. Философский скептицизм (Д. Юм).

Антропологические концепции Нового времени. Становление представлений о человеческой природе. Новые трактовки сущности и функций души. «Человек-машина» (Ж. О. де Ламетри). Постановка проблемы возникновения и сущности сознания (Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах). Проблема воспитания и просвещения человека.

Учения о государстве и истории. «Юридическое мировоззрение». Идея общественного прогресса и социальный идеал. Концепции общественного договора: сравнительный анализ взглядов Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо.

 

Тема 5. Классическая немецкая философия

Исторические условия формирования и характерные черты классической немецкой философии (И. Кант, И. Г. Фихте, Ф. В. Й. Шеллинг, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах).

Философская концепция Канта. Докритический и критический периоды. Учение о «чистом разуме», «практическом разуме», «способности суждения». Проблема познаваемости мира в философии Канта. Мир явлений и мир вещей в себе. Основные ступени познания. Чувствительность, рассудок, разум. Активность субъекта познания. Этическая концепция Канта. Категорический императив и нравственный долг человека. Постулаты практического разума. Социально-философские взгляды Канта.

Философская система Гегеля. Диалектика Гегеля, категории и законы. Три ступени «логического». Понятие абсолютной идеи. Философия природы. Вопросы об отчуждении идеи в природу и о развитии природы. Философия духа. Формы познания мира. Гегелевский рационализм. Человек как мыслящее существо. Проблема свободы и необходимости. Философия истории и оценка роли личности.

Антропологическая философия Л. Фейербаха. Проблема человека, диалектика отношений Я и Ты. Фейербах о сущности христианства и «религии любви». Этика разумного эгоизма.

Тема 6. Основные тенденции развития философии во второй половине ХIХ — ХХ вв.

Материалистическая линия в философии. Критика гегелевского идеализма. Возникновение и основные положения диалектического исторического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса. Принцип материального единства мира и принцип развития. Разработка теории познания. Сущность материалистического понимания истории. Общественное бытие и общественное сознание. Способ производства: производительные силы и производственные отношения. Общественно-экономическая формация: базис и надстройка. Развитие общества как естественноисторический процесс смены общественно-экономический формаций. Значение классовой борьбы и социальных революций. «Русский» марксизм.

Позитивизм и критика гегельянства. О. Конт о трех стадиях развития человеческого духа. Оценка соотношения философии и науки. Понимание предмета философии. Основные этапы развития позитивизма. Неопозитивизм: принципы физикализма, верификационизма, конвенционализма. Проблема истины и ее подтверждения в позитивизме. Постпозитивизм: проблема роста научного знания.

Критика гегелевского рационализма и анализ иррационального. Философия А. Шопенгауэра. Учение о мировой воле и этическая программа. Принципы аскетизма и сострадания. Философские взгляды Ф. Ницше. Понятия жизни, воли к власти, сверхчеловека. Критика христианства и этические поиски. Переоценка ценностей.

Влияние материализма, позитивизма, иррационализма ХIХ столетия на философию ХХ века. Сциентизм и антисциентизм. Особенности и основные направления развития современной философии.

Тема 7. Русская философия

Формирование отечественной философии, ее характерные черты. Диалектический синтез восточно-христианских представлений и идей западной философии. Особенности философствования. Антропологическая и историософская ориентации.

Русская философия ХIХ века. Проблема исторического пути России. П. Я. Чаадаев: католический Запад и православная Россия. Славянофилы (А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков и др.): православие и общинность. Понятие соборности. Историческое предназначение России. Западники (Т. Н. Грановский, В. П. Боткин, А. И. Герцен и др.): единство законов мировой истории. Необходимость использования западного опыта.

Философский материализм в России (А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев и др.). Антропологическая философия Н. Г. Чер­нышевского. Представления о человеке, этические и эстетические взгляды. Революционно-демократические идеи. Отношение к социализму и крестьянской революции.

Русский космизм. Философия «общего дела» Н. Ф. Федорова. История как факт и история как проект. Идеи регуляции природы и патронификации (воскрешения). Космическое предназначение человека.

Философское учение В. С. Соловьева. Понятие «всеединства». Истина, добро, красота. Софиология. Основные этапы эволюции мира. Богочеловечество. Этика В. С. Соловьева. Концепция «цельного знания» («свободной теософии»). Учение о «свободной теократии» и идея объединения Церквей. «Свободная теургия». Роль России во все­мирно-историческом процессе.

Философия Серебряного века. «Религиозно-философское возрождение в России»: важнейшие концепции начала ХХ столетия. Развитие философии всеединства и софиологии (П. А. Флоренский, С. Н. Бул­гаков и др.). Разработка антропологический представлений. В. В. Розанов: человек как «трансформация пола». Н. А. Бердяев: личность, свобода, творчество.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...