Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Становление античной философии




В период становления античной философии особое внимание уделялось поиску оснований бытия. Представители Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, жившие в VII-VI вв. до н.э. в городе Милете), а также Гераклит из Эфеса (544-483 гг до н.э.), усматривали такие основания в особых "архэ", или "стихиях" - земле, воде, огне, воздухе. Одно из этих начал считалось главным, например, вода (по Фалесу), воздух (по Анаксимену) или огонь (по Гераклиту). Началом всех начал согласно Анаксимандру, является апейрон. Согласно учению этих древних мыслителей, в результате сочетания стихий, то есть их соединения и разъединения в различных пропорциях, образуются и разрушаются все вещи мира. Поэтому "все течет, все изменяется" (Гераклит). При этом изменения происходят в силу противоречий и согласно логосу.

Пифагор (ок. 582-500 до н. Э.) и его ученики (Филолай, Алкмеон) считали основой бытия число и утверждали, что гармония космоса определяется математическими законами. Пифагорейцы верили в бессмертие и переселение душ. Проповедовали идею сокральности знания.

С позиций представителей Элейской школы - Парменида, Зенона (VI-V вв. до н.э., город Элея) - бытие едино, неделимо, неподвижно; никакого развития не существует. Данный тезис обосновывался с помощью специфических рассуждений, примером которых может служить следующее.

Все, что существует, то существует.

Все, чего не существует, то не существует.

Следовательно, ничто не может возникнуть.

И ничто не может исчезнуть.

Предлагались также особые примеры (апории). Долетит ли стрела до цели? Чтобы достичь мишени, она сначала должна пролететь половину пути. Однако еще раньше ей следует пройти половину от половины, то есть четверть пути. Но для этого ей надо покрыть расстояние в половину от четверти, то есть восьмую часть пути и т.д. Следовательно, стрела вообще не сдвинется с места. Такого рода построения получили название «негативной диалектики». Очевидно, однако, что они вступали в противоречие с фактами, непосредственно воспринимаемыми человеком (изменяемость вещей). С целью преодоления этого противоречия, элеаты утверждали, что чувственные восприятия (зрительные, слуховые и др.) обманывают человека. Лишь разум позволяет получить истинные знания.

Античный атомизм

Атомизм является целостным учением, в котором освещены все центральные проблемы античной философии. К числу представителей этой школы относятся мыслители, жившие в разные исторические периоды:

Левкипп (V в.до н. э.),  Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Эпикур   (341-       270 гг. до н. э.).

Учение о бытии. Миp состоит из атомов, двигающихся в пустоте. Атомы (неделимые частицы) различаются по размеру, форме, положению. В результате их сочетания образуются все вещи. Двигающиеся атомы собираются в "вихри", из которых образуется бесчисленное количество миров, в которых естественным путем (без вмешательства богов) может возникнуть жизнь. Все в мире имеет причину, подчинено необходимости, а значит, не бывает случайных событий. (Представление об отсутствии случайности характерно в первую очередь для Демокрита, Эпикур же отступал от этого тезиса). Философский принцип, в соответствии с которым все явления в мире имеют естественные причины, называется принципом детерминизма.

Теория познания. Чувственные восприятия являются основой познания и, все же, лишь разум позволяет раскрыть истинную суть вещей.

Учение о человеке. Человек есть единство души и тела. Душа, как и тело, состоит из особых атомов, распространенных повсеместно. Они попадают в тело в процессе дыхания. После смерти и тело, и душа распадаются.

Представления об обществе. Общество возникло естественным путем - люди объединялись, так как вместе им легче было удовлетворять свои потребности (нужды). Подражая ласточкам, они научились строить дома, подражая паукам - ткать и т.д.

Учение о нравственности (этика). Атомистическая этика наслаждения в развитой форме разработана Эпикуром. Человек стремится к удовольствиям и избегает страданий. Его цель - блаженство, то есть здоровье тела и безмятежность духа. Путь к блаженству - наслаждение, но лишь естественное и необходимое (чрезмерные же удовольствия порождают только новые страдания). Все, что дарует наслаждение, является добром, а все, что ведет к страданиям – злом. Философия, согласно Эпикуру, помогает человеку достичь блаженства, ибо даваемое ею знание освобождает от страха перед богами и смертью.

2.4. Сократ и сократические школы. Платон.

С именем Сократа (469-399 гг. до н. Э.) обычно связывают "антропологический поворот" в философии: в центре ее внимания оказывается уже  не природа, а человек. Именно человек, его внутренний мир и нравственные ориентиры становятся целью познания ("Познай самого себя"). Познавательный процесс осуществляется в ходе устного диалога, в котором все подвергается сомнению ("сократический метод").

Знание и добродетель, по Сократу, тождественны. Из этого следует, что причина нравственного зла, то есть недобродетельного поведения человека, - незнание. Поэтому объяснение сути добродетели становится источником нравственного самосовершенствования. Осуществляется это путем «маевтики».

После смерти Сократа сформировалось несколько групп философов, ссылавшихся на него как на учителя. Такие группы получили название "сократических школ". Особое значение среди них имела школа киников (Антисфен, 444-365 гг. до н. Э., Диоген, ум. Ок. 330 г. до н.э.). Киники считали, что общественные установления, в том числе нормы морали, имеют не естественный, а искусственный характер. Человек же должен следовать природе - именно она определила тот минимум, в котором он действительно нуждается. Все остальное (например, богатство, власть) не имеет значения. Поэтому единственным подлинным благом оказывается внутренняя свобода - независимость от норм, навязываемых обществом. Условие достижения внутренней свободы - добродетельное поведение. Оно выражается в воздержании от наслаждений и выработке в себе нечувствительности к страданию.

Учеником Сократа был и крупнейший античный мыслитель Платон (427-347 гг. до н. Э.), создавший целостную и последовательную философскую концепцию.

Учение о бытии. Существует два вида бытия: подлинное – высший "мир идей" и не подлинное - низший, производный "мир вещей" (тот мир, в котором мы живем). Идея - это образец, духовная сущность вещи (например, идея дерева, идея дома). При соединении идеи и материи образуется вещь (Рис.2.2).

Космология (учение о возникновении космоса). Демиург (творец) cоздал  космос из хаоса.

Учение о человеке. Идея человека - его душа. Она состоит из трех частей - желающей, волевой и разумной. Их добродетели, соответственно, - умеренность, мужество, мудрость; объединяющая их добродетель - справедливость. Душа вечна, после смерти человека она возвращается в миридей. Добродетельные души могут созерцать идеи этого мира. Через некоторое время души вновь возвращаются в человеческие тела («метемпсихоз»).

Теория познания (воспоминания). Познание - это воспоминание душой тех идей, которые она созерцала в мире идей (в период между воплощениями)

Учение об обществе. Платон разработал проект "идеального государства". Его население делится на три сословия: философов (правителей), воинов (стражей) и производителей (ремесленников и земледельцев). Принадлежность к сословию определяется степенью развития частей души с их добродетелями, судьбой души при ее последнем пребывании в мире идей. Положения и права сословий принципиально различны. Чтобы добиться лучшего воплощения в следующей жизни человек должен обеспечить своей душе наиболее хорошие возможности на период ее пребывания в мире идей. Путь к этому - добродетель. (Pиc.2.3.). Платон критиковал демократические формы политического управления, был сторонником рабовладельческой аристократии.

Рис.2.3. Учение Платона о человеке и государстве.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 255.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...