Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Раздел IV. Сознание и познание




Тема 10. Происхождение и сущность сознания

Структура и функции сознания. Мышление, эмоции, воля. Самосознание. Личность и

творческие способности человека..

Сознание и мозг. Сознание и психика. Сознательное и бессознательное. Бессознательные установки, навыки, предпочтения, предубеждения. Роль бессознательных структур в познании и поведении.

Общественное сознание и его структура. Обыденное и теоретизированное общественное сознание. Общественная психология и общественная идеология. Формы общественного сознания: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, научное, философское, религиозное сознание. Соотношение общественного и индивидуального сознания.

 

Тема 11. Философия познания

Познание, творчество практика. Проблема познаваемости мира и основные способы ее решения. Возможности и границы познания. Познание как культурно-исторический процесс.

Основные операции познавательной деятельности: отражение, репрезентация, конвенция, интерпретация.

Проблема истины. Классическая концепция истины. Конкретность истины. Объективность, относительность, абсолютность истины. Истина и заблуждение. Когерентная, прагматическая, антропологическая концепции истины. Критерии истинности знания. Познание, творчество практика.

Диалектика чувственного и рационального в познании. Основные формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Единство образа и знака. Основные формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Действительность и мышление. Логика и язык.

Понимание и объяснение. Диалогическая природа понимания. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Вера и знание.  Интуиция.

 

Тема 12. Специфика научного познания

Научное и вненаучное знание. Критерии научности. Структура научного познания.

Эмпирическое и теоретическое в научном познании. Методы и формы эмпирического познания: наблюдение, измерение, эксперимент; эмпирический факт и эмпирический закон. Методы и формы теоретического познания: абстрагирование, идеализация, формализация, математизация; гипотеза и теория.

Рост научного знания: основные факторы развития науки, интернализм и экстернализм. Научные революции: сущность и значение. Смена типов рациональности. Постпозитивистские модели роста научного знания. Фундаментальные и прикладные науки. Наука и техника.

 

Тема 15. Будущее человечества.

Движущие силы истории. Человек и исторический процесс: личность и массы, свобода и необходимость. Проблема смысла истории.

Современная цивилизация, ее особенности, противоречия и перспективы. Глобальные проблемы современности: причины их возникновения и возможности решения. Критерии выделения и классификация глобальных проблем. Интерсоциальные, антропосоциальные, природно-социальные проблемы и их взаимосвязь.

Взаимодействие цивилизаций и сценарии будущего. Прогнозы Римского клуба. Концепция коэволюции общества и природы. Программа устойчивого развития.

 

 

1.2.2. Семинарские занятия

Семинар №1. Предмет, структура, функции философии.
Цель:

- осознание специфики философии как формы общественного сознания, постигающей предельные основания бытия;

- развитие навыков самостоятельной работы по изучению курса с учетом специфики подготовки художников-проектировщиков.

Вопросы:

1. Специфика философии как формы духовной культуры.

2. Понятие мировоззрения. Виды мировоззрения.

3. Структура философского знания.

4. Функции философии.

5. Проблема классификации философских школ.

6. Значение философии для деятельности юриста.

7. Обсуждение методики изучения философии в вузе:

- конспектирование лекций;

- отработка лекционного материала;

- изучение философских первоисточников;

- подготовка тезисов устного выступления, доклада, реферата;

- методика написания и защиты контрольной работы.

Задание для самостоятельной работы.

При подготовке к занятию изучить фрагмент работы Аристотеля «Метафизика», составить его краткий конспект и подготовить ответ на вопрос: В чем, по Аристотелю, состоит сущность философского знания?

       Темы докладов и рефератов

1. Мифологическое мировоззрение и его особенности.

2. Специфика религиозного мировоззрения.

3. Соотношение мифологического, религиозного, философского мировоззрения.

4. Специфические черты философского знания.

5. Материализм и идеализм - основные направления в философии.

6. Методы философии: диалектика и метафизика.

7. Взаимосвязь философии и науки.

8. Предназначение философии в современном мире.

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия:Учебник Издательство:М.: Гардарики, Год: 2006 Стр. 11-21

2. Канке В. А.Философия: Учебник Инздательство: М., Логос, Год: 2006 Стр.9-25.

3. Философия: Учебник / Под ред. Проф. О.М.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2007.- стр. 20-37.

 

Дополнительная литература:

1. Губин В.Д. Основы философии: Учебник издательство, М.:Форум-Инфра-М., 2008, стр. 4-9

2.  М.,Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2000. Разделы I, IV.

3. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.:- Юристъ, 2007, стр. 9-29.

Тема 2. Основные этапы исторического развития философии (8 часов)

Цель:

- Изучение истории развития основных философских идей как процесса конкретизации мировоззренческой культуры человека;

- развитие навыков самостоятельной работы по изучению истории философии с учетом специфики подготовки художников-проектировщиков.

Вопросы:

1. Особенности античной философии.

2. Проблематика средневековой философии.

3. Характерные черты философии Нового времени.

4. Философское учение И.Канта.

5. Философская система и метод Гегеля.

6. Материализм в философии второй половины Х1Х века.

7. Философский позитивизм и основные этапы его развития.

8. Иррационалистические тенденции в философии Х1Х – ХХ веков.

Задание для самостоятельной работы.

Ознакомиться с хрестоматией по философии и определить авторов высказываний, исходя из содержания лекций, учебников и «Антологии мировой философии»

Темы докладов и рефератов

1. Философское учение Платона.

2. Философское учение Аристотеля.

3. Теоцентризм средневековой философии.

4. Гуманизм философии эпохи Возрождения.

5. Философское учение Ф.Бэкона.

6. Философское учение Р.Декарта.

7. Теория общественного договора в философии Нового времени.

8. Этика И.Канта.

9. Философия истории Гегеля.

10. Антропологическая философия Л.Фейербаха.

11. Материалистическое понимание истории в учении К.Маркса.

12. Философское учение О.Конта.

13. Учение о мировой воле А.Шопенгауэра.

14. Концепция сверхчеловека Ф.Ницше.

15. Особенности отечественной философии.

16. Сциентизм и антисциентизм в философии ХХ века.

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия:Учебник Издательство:М.: Гардарики, Год: 2006 Стр. 22-200.

2. Канке В. А.Философия.: Учебник Инздательство: М., Логос, Год: 2006 Стр.26-151.

3. Философия: Учебник / Под ред. Проф. О.М.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2007.- стр. 38-116.

Дополнительная литература:

1. Губин В.Д. Основы философии: Учебник издательство, М.:Форум-Инфра-М., 2008, стр. 10-58.

2.  М.,Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2000. Разделы I, IV.

3. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.:- Юристъ, 2007, стр. 30-217.

 

Тема 3. Своеобразие и основные этапы развития русской философии

Цель:

- изучение закономерностей зарождения и развития русской философии;

- развитие навыков анализа взаимосвязей отечественной философии с социальными и культурными факторами.

Вопросы:

1. Особенности и основные этапы развития русской философии.

2. Русская философско-православная мысль в XI–XVII вв.

3. Секуляризация философии в XVIII. М. Ломоносов. А. Радищев.

4. Становление русского философского самосознания в XIX в.

5. Философские идеи П. Чаадаева. Славянофильство и Западничество.

6. Русская философия конца XIX — начала XX вв. Философия В. Соловьева. Философия

Н. Бердяева.

7. Марксистская философия в России.

Задание для самостоятельной работы.

При подготовке к семинару составить письменный план ответа по одному из рекомендованных вопросов, используя цитаты из произведений русских философов.

Темы докладов и рефератов

1. Основные черты русского типа философствования.

2. Русский космизм

3. Русский экзистенциализм.

4.  Западничество и славянофильство в русской культуре.

 

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия:Учебник Издательство - М.: Гардарики,  2006.- Стр. 201-222

2. Канке В. А.Философия: Учебник. Издательство - М.: Логос, 2006. - Стр.152-169

3. Философия: Учебник / Под ред. Проф. О.М.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2007.- стр. 117-209.

Дополнительная литература:

1. Губин В.Д. Основы философии: Учебник издательство, М.:Форум-Инфра-М., Год: 2008, стр. 57-68.

2.  М.,Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2000. Разделы I, IV.

3. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.:- Юристъ, 2007, стр. 135-157.

 

Тема 4. Онтология – философское учение о бытии (2 часа)

Цель:

- изучение основных форм существования мира и их особенностей;

- развитие навыков анализа взаимосвязей понятий идеальное и материальное в философии     

и художественном творчестве.

Вопросы:

1. Понятия: «бытие», «материальное», «идеальное». Основные формы бытия. Самоорганизация бытия.

2. Современные философские представления о материи и материальном мире.

3. Единство материи, движения, пространства и времени.

4. Проблема развития бытия. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии.

Темы докладов и рефератов

1. Монистические и плюралистические концепции бытия.

2. Специфика природного, человеческого и социального бытия.

3. Синергетика о процессах самоорганизации.

4. Формы движения материи и их взаимосвязь.

5. Специфика биологического и социального пространства и времени.

6. Основные законы диалектики.

7. Детерминизм и индетерминизм в философии.

 

Основная литература:

1. Спиркин А.Г. Философия:Учебник Издательство:М.: Гардарики, Год: 2006 Стр. 223-336.

2. Канке В. А.Философия: Учебник Издательство: М., Логос, Год: 2006 Стр.175-187.

3. Философия: Учебник / Под ред. Проф. О.М.Митрошенкова. – М.: Гардарики, 2007.- стр. 210-236, 285-305.

Дополнительная литература:

4. Губин В.Д. Основы философии: Учебник издательство, М.:Форум-Инфра-М., 2008, стр. 107-125.

5.  М.,Алексеев П. В., Панин А. В. Философия. М., 2000. Разделы I, IV.

6. Философия / Под ред. В. Н. Лавриненко. М.:- Юристъ, 2007, стр. 218-245.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 225.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...