![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Фториды - как средство профилактики кариеса.Стр 1 из 28Следующая ⇒
ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н., доцент ________________ О.В.Ходакова « » апреля 2014 г. Методические разработки практических занятий По стоматологии детского возраста для студентов 3 курса стоматологического факультета (6 семестр) специальность «Стоматология» Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»
ЧИТА 2014.
Авторский коллектив: Петрова А.М, Е.С. Попова, М.Ю. Пронин, И.В. Дежкина.
Методические рекомендации для практической работы студентов по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (3 выпуск) и разработанной на его основе рабочей программы производственной практики. Данные рекомендации являются основным документом для выполнения практической работы студентами III курса по дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология»
Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры, протокол № от
Заведующая кафедрой к.м.н., доцент Е.Н.Калинина.
На ЦПМК факультета протокол № от
Председатель ЦПМК д.м.н., проф. Ю.Л. Писаревский
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
1. Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта. Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализуюшей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей. 2-3. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освоение методики применения фторлака. 4-5. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освоение метода "запечатывания фиссур" интактных зубов. 6. Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль питания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устранения кариесогенных факторов, касающихся вопросов питания. 7. Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь. 8. Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у детей дошкольного возраста. Организация и проведение групповой профилактики в детском саду. 9 Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе. 10. Санитарное просвещение в организованных коллективах (организация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические занятия в женских консультациях, в детских садах, школах). 11. Диспансеризация детей у стоматолога. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, дошкольного и школьного возраста. Проведение занятий в детском саду, школе. 12. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариоз-ных препаратов внутрь (занятие проводится в "Школе матерей" женских консультаций). 13. Комплексная программа профилактики стоматологических заболеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Контингент. Цель, задачи, методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы. 14. Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика. 15. Профилактика травм лица и органов полости рта. 16. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.
Практическое занятие №1 Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта. Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей. Актуальность темы: Пораженность зубов кариесом связывают с характером питания населения, уровнем солнечной радиации, содержанием фтора в окружающей среде, возрастом, полом, различными климато-географическими условиями и т.д. В немалой степени пораженность зубов кариесом зависит от ухода за полостью рта и ее гигиенического состояния. Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 5, 17, 51 и общекультурной 1 . ОК-1 - способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ПК-5 «Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного» ПК-17 - способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья ПК-51 - способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для освоения темы: 1. Морфофункциональные особенности периодов развития ребенка. 2. Сроки закладки, прорезывания и минерализации временных и постоянных зубов. 3. Минерализация, реминерализация и деминерализация эмали зубов. 4. Определение интенсивности и активности кариозного процесса. Вопросы для подготовки к занятию: 1. Местные и общие факторы риска в развитии кариесогенной ситуации полости рта. 2. Влияние кариесогенных факторов в антенатальный период развития зубочелюстной системы. 3. Эндогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации полости рте 4. Экзогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации полости рта 5. Реминерализующая терапия, показания. 6. Препараты, применяемые для реминерализующей терапии. 7. Методы, используемые для применения реминерализующей терапии. 8. Выбор средств и методов реминерализующей терапии в возрастном aспекте. Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии: 1. Знать механизм действия основных реминерализующих средств. 2. Уметь приготовить материалы и препараты для реминерализующей терапии. 3. Уметь применять местно реминерализующие средства. 4. Уметь выписывать рецепты основных реминерализующих средств. Логико-дидактическое изложение темы: Кариесогенная ситуация, по определению профессора В.К.Леонтьева, создается тогда, когда любой кариесогенный фактор или группа их, действуя на зуб, делают его восприимчивым к воздействию кислот. Конечно, пусковым механизмом является микрофлора полости рта при обязательном наличии углеводов и контакте этих двух факторов с тканями зуба. Кариесогенные факторы подразделяются на общие и местные. Общие факторы: Местные факторы: Ионы минеральных элементов, проникающие в эмаль, оседают на органической основе, образуя кристаллическое вещество, или включаются в структуру неразрушившихся кристаллов апатита эмали. Состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де- и реминерализации. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в состоянии оптимального функционирования. В результате действия неблагоприятных факторов (нарушение процессов де - и минерализации), а также в период внутриутробного развития эмаль прорезывающихся зубов уже может иметь неоптимальный состав и свойства и быть подвержена кариозному процессу. Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика. В настоящее время общепризнанным является положение, что состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де - и реминерализации. Эти процессы постоянно протекают в полости рта, причем процесс деминерализации идет за счет постоянного растворения эмали, взаимодействия ее с органическими кислотами слюны, полости рта, пищи, питьевой воды. Процессы реминерализации поверхности эмали осуществляются, в основном, минеральными компонентами слюны, зависят от ее состава и свойств, водородного показателя (рН) и многих других причин. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в неизменном виде, однако, повышение интенсивности процессов деминерализации или снижение реминерализации влечет за собой потерю эмалью минеральных компонентов, что является основой начальных проявлений кариеса зубов. В результате несовершенного генеза твердых тканей зубов, происходящего, в основном, во внутриутробном периоде за счет действия неблагоприятных факторов на организм матери и ребенка, эмаль прорезающихся зубов уже имеет не оптимальный состав и свойства, и нуждается в усиленной реминерализации, чтобы предотвратить кариес. Эти фундаментальные положения легли в основу разработки методов патогенетической профилактики кариеса зубов, целью которой является повышение резистентности (устойчивости) организма и зубов к действию неблагоприятных факторов. Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика. Процессы реминерализации эмали определяются двумя ее свойствами: проницаемостью и способностью к восстановлению своего состава или изменению его в заданном направлении. Проницаемость эмали была хорошо изучена отечественными учеными Е.В. Боровскиим и П.А. Леусом. Их работы показали, что ионы кальция, фосфора, фтора, а также некоторые органические соединения могут поступать в эмаль из слюны и проникать на значительную глубину. Причем в измененную эмаль, например, при начальных стадиях кариеса, эти вещества поступают быстрее и в больших количествах. Таким образом, создавая различные реминерализующие смеси, можно целенаправленно регулировать состав и свойства эмали зубов, повышая ее устойчивость к кислотным воздействиям и благоприятно изменяя характер физико-химического обмена со слюной. Проблема состава и свойств реминерализующих смесей является очень важной для практики. В настоящее время применяется ряд средств и методов реминерализующей профилактики кариеса зубов. Реминерализующая терапия — это комплекс мероприятий по созданию условий для полноценного формирования и минерализации твердых тканей зубов для предотвращения или устранения кариесогенной ситуации. Реминерализующая терапия применяется как в профилактических, так и в лечебных целях. Показания к применению: 1. Профилактика кариеса зубов 2. Консервативное лечение кариеса зубов (начального, поверхностного, острого кариеса) 3. Консервативное лечение некариозных поражений зубов (гипоплазия, флюороз, кислотный некроз эмали, повышенная стираемость эмали , травмы зубов). Для реминерализующей терапии используют следующие препараты, содержащие кальций, фосфаты, другие микроэлементы: 1. 10% раствор кальция глюконата, 2. 5 - 10% раствор подкисленного фосфата кальция, 3. 2,5 - 10% раствор глицерофосфата кальция, 4. 5 - 10% раствор лактата кальция, 5. 3% раствор ремодента (водный), 6. кальций-фосфат содержащие гели. Е.В.Боровский и П.А.Леус (1972) предложили метод профилактики и лечения начальных проявлений кариеса зубов путем использования глюконата кальция и фторида натрия. Перед сеансом профилактики пациенты чистят зубы 2 - 3 минуты гигиенической пастой. Далее зубы обкладываются ватными тампонами, смоченными 10% раствором глюконата кальция. Аппликация длится 3 - 5 минут. По завершению аппликации глюконата проводится второй этап процедуры: зубы на 1 - 2 минуты обкладываются валиками, смоченными 2% раствором фтористого натрия. На курс рекомендуется три процедуры через день. Через 5 - 6 месяцев повторная серия. Через 2 года применение этого метода авторы получили снижение кариеса зубов на 24%, далее эффективность растет, достигая 52%. Методика Т.Ф.Виноградовой: а) аппликация 10% раствором глюконата кальция 2 - 4 минуты; б) ротовая ванночка или полоскание 0,05 - 0,2% раствором фторида натрия 1 - 2 минуты или покрытие зубов фторлаком. Методика Леуса П.А. (1997): а) электрофорез с 10% раствором глюконата кальция 3 - 5 мин; б) аппликация с 2% раствором натрия фторида 1 - 2 мин. Курс: 3 раза через неделю. Фториды - как средство профилактики кариеса. Основной составной частью фтористых соединений является фторид натрия. При местном применении фторид натрия действует подобно импрегнирующим веществам, вступая в химическое соединение с неорганической субстанцией твердых тканей зуба, способствует реминерализации, а также оказывает обезболивающее действие при гиперстезии эмали и дентина. Препараты фтора местно применяются путем втирания, полоскания, ротовых ванночек, аппликаций, в качестве герметиков. Саморегуляция возможна: - у соматически здоровых детей (не нарушен гомеостаз в полости рта); - при достаточной концентрации СА/Р в слюне (норма 1/1,67) и крови; - наличие достаточной внутриклеточной воды, чтобы микроэлементы могли диффундировать в эмаль (в прорезавшихся зубах до 4% воды, минерализованных до 3%) У детей с соматической патологией и суб и декомпенсированной формой кариеса саморегуляция не возможна. Реминерализующая терапия - направлена на восстановление кристаллов аппатитоподобных структур. Задачи: 1. восстановить или укрепить кристаллическую решетку эмали зуба; 2. сформировать резистентный к кариесу наружный слой эмали; 3. устранить кариесогенную ситуацию в полости рта. Свойства рем. препаратов: 1. должны хорошо проникать в гидратный слой и удерживаться там - проникновение рем. препаратов (доставка микроэлементов к поверхность эмали), проникновение м/элементов с поверхности эмали в гидратный слой и проникновение м/элементов с гидратного слоя в кристаллическ) решетку) 2. рем. препараты должны длительно контактировать с поверхностью эмали 3. концентрация их должна быть больше на поверхности зуба, чем в гидратном слое 4. реминерализующие вещества должны содержать микро и макроэлементы в ионизированном виде. Реминерализующую терапию необходимо назначать с антенатального периода и заканчивать после полной реминерализации зубов. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-29; просмотров: 251. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |