Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Социализация учащихся через творчество⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 22
Социально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо изменили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного большинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культурный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с детьми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные приработки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуации еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным ценностям общества нарушился. Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценностей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне старших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются лишенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений проходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начинают проявляться.* К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сложившейся ситуации государственная политика в области культуры, образования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества. Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая». только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимизации процесса социализации детей, создание условий, позволяющих активно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность. Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический анализ психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации. Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в деятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Социализация может протекать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей действительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, социальных и профессиональных ролей. Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере активности. Адаптацию принято считать основным механизмом социализации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие результаты социализации: объективные (положение в обществе) и субъективные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в общественную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует максимально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми. Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.
294 295 Личностное развитие и социализации школьников Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной самостоятельности. В самом процессе социализации можно выделить три аспекта: - познавательный (познание себя и окружающего мира); - деятельный (поиск собственного места в жизни, профессиональ - коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми, со В качестве основных критериев успешности протекания процесса социализации можно выделить: 1. Объективные: - социально-нормативное поведение (усвоенность морально-эти - полоролевое поведение (развитие навыков общения); _^а - профессиональное самоопределение. Ш 2. Субъективные: Я" - эмоциональное благополучие; "Щ - социальная адаптированность; - положительная самооценка. Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им возможность значительно раньше стать активными субъектами социализации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастерства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хватает опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позволят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь 296 зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особенностей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера). Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышления абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказались развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа развития мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобразовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в меньшей степени задействуются в процессе обучения в школе. Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общительны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впечатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеобразовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но занимающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведомые, зависимые, несамостоятельные. Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Очевидно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социализации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей. Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному взаимодействию. 297 Психологическая оптимизация обучения и развития школьников 7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ Статистический анализ показал, что к концу первого года занятий перестают посещать кружки примерно половина ребят. После второго года остается 25%. И только 10-15% ребят, приходящих в ДДЮТ, действительно находят свое любимое дело, занимаясь в кружках в течение 4-5 лет и более. Первоочередная задача состояла в определении условий, позволяющих сохранять контингент учащихся, приходящих в кружки Дворца. Невозможно оказать какое-либо влияние на детей, переставших посещать занятия. Проведенное психологическое исследование было нацелено на изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся. В анкетировании выяснялось, почему дети идут в ДДЮТ, как выбирают кружок, чего ожидают от занятий, как себя там чувствуют, каковы их планы на будущее. Важно было понять, какие ожидания не сбываются и какие потребности не получают удовлетворения и как надо строить работу в кружках, чтобы большинство детей находили в ДДЮТ то, чего им не хватает в семье и в школе. Только в том случае, когда известны потребности и побудительные мотивы, можно предложить детям наиболее привлекательные для них виды деятельности и создать условия для их полноценного развития. Исследование проводилось в 30 кружках ДДЮТ, было опрошено 824 школьника (около 80% всего контингента учащихся). Использовалась специально разработанная анкета, составленная таким образом, чтобы на нее могли отвечать и первоклассники и старшеклассники. Анкета позволяла выяснить степень сформированное™ и осознанности мотивации, ее структуру, определить соотношение сущностных мотивов (познавательных, духовных, прагматических, коммуникативных, аффи-лиативных, самореализации) и внешних, неопределенных мотивов (занять свободное время, за компанию и пр.), выделить доминирующие мотивы. С ее помощью была получена информация о том, насколько самостоятельны дети в выборе занятий и что (или кто) оказывает влияние на этот выбор. Анкета позволяла также оценить, в какой степени занятия в кружках удовлетворяют потребности учащихся. На основании проведенного исследования можно охарактеризо вать преобладающую структуру мотивацнонной сферы учашихсЯ следующим образом. Познавательный мотив является доминирУ10 Личностное развитие и социализации школьников щим в структуре мотивации, причем у девочек даже в несколько большей степени, нежели у мальчиков (62,3% и 55,8%). Однако более 20% детей не находят новизны в информационном содержании занятий и, следовательно, не удовлетворяют свои познавательные потребности. Вторыми по значению выступают духовные потребности, выраженные в активно-деятельной форме, в стремлении найти занятие для души, что-то такое, чем хотелось бы заниматься вне зависимости от практической пользы. Однако реализацию этой потребности нельзя рассматривать безотносительно к уровню успешности деятельности. Вряд ли следует полагать (как сейчас нередко делают), что потребность будет удовлетворена, даже если ребенок не достигнет высоких результатов, что сам процесс деятельности будет его мотивировать. Дальнейший анализ мотивационной структуры позволяет заключить, что ребенок не будет заниматься тем, что у него плохо получается. Ему нужно не просто занятие для души. Следующей стоит потребность самореализации в деятельности, самоутверждения через деятельность, стремление достичь высокого мастерства в любимом деле. Коммуникативные потребности не входят в структуру основных мотивов, побуждающих школьников идти в ДДЮТ. Они характерны примерно для 20% учащихся и в большей степени для мальчиков, чем для девочек. В целом мотивационная структура девочек в большей степени «поляризована» — более явно выражены основные, сущностные мотивы и слабее — внешние, «неопределенные» (занять свободное время, просто из интереса, за компанию). У мальчиков иерархия мотивов проступает не так четко, как у девочек, почти для 20% из них характерна субъективная неопределенность побуждений (они сами не знают, чего хотят). Намечается противоречие: менее четкое понимание собственных побуждений сочетается с более явным, чем у девочек, стремлением действовать самостоятельно. Мальчики в меньшей степени ориентируются на советы родителей и друзей, более того, воспринимают рекомендации Родителей как давление и принуждение. Возможно, эта же установка может приводить к несколько большей проблемное™ и меньшей удовлетворенности мальчиков и в сфере общения. Девочки, несколько в большей степени ориентированы на советы Родителей и друзей. Рекомендации родителей они воспринимают как соответствующие своим внутренним побуждениям. Девочки более кон-Ф°рмны и внушаемы. В западной социологии конформизм рассмат-
298 299 Личностное развитие и социализации школьников ривается как внутреннее условие успешности социализации личности. В данном исследовании можно увидеть определенное подтверждение этому тезису, у девочек в большей степени, чем у мальчиков, реализуются все анализируемые потребности. И именно выраженность конформных установок позволяет полнее реализовать коммуникативные и аффилиативные потребности. Также осознание собственных потребностей и оформленность мотивационной структуры предоставляет девочкам больше возможностей для удовлетворения познавательных и прагматических устремлений. Процесс социализации мальчиков протекает более противоречиво. Для них характерно более четкое определение того, что им не нравится, что не подходит (в этом они опережают девочек), но мальчикам труднее понять, чего же они, собственно, хотят. Девочки, напротив, лучше объективируют свои стремления и менее склонны к отвержениям. Это подтверждается и динамикой отсева из кружков. Среди школьников, первый год занимающихся в кружках ДДЮТ, процент мальчиков и девочек примерно одинаков. Ко второму году обучения девочек остается 60%, а мальчиков — менее 30%, к третьему году — девочек 35% от поступивших, а мальчиков — менее 15%. В итоге получается, что фактически девочек в кружках занимается в 2-3 раза больше, чем мальчиков, хотя потребность во внешкольной деятельности в равной степени испытывают и те и другие. Приведенные выше результаты статистического анализа отсева из кружков указывают важность изучения мотивации детей, впервые приходящих в ДДЮТ. Естественно, что принять решение пойти в какой-либо кружок Дворца ребенок может в любом возрасте, поэтому впервые приходят не только первоклассники, но и подростки и старшеклассники, и их мотивы вряд ли будут одинаковыми. Нужно знать, что движет детьми, и предоставить им необходимое, чтобы они остались, а не ушли сразу, как это происходит сейчас. Первоклассники, которых фактически приводят в ДДЮТ родители, представляют наиболее специфичную группу по структуре по-требностно-мотивационной сферы. Доминирующим мотивом является желание получить одобрение и похвалу со стороны взрослы Само содержание деятельности и даже тот факт, интересна она ил нет, оказывается менее важным для ребенка. Собственно познавате ные мотивы еще не выражены. Коммуникативные способности пр тически не развиты, ориентация на друзей, компанию полностью сутствует, но потребност 300 (выражен мотив поиска друзей). В качестве внешних мотивов достаточно явно выражено подчинение родителям и стремление занять свободное время. Несформированность, неопределенность сферы интересов большинства первоклассников напрямую связана с их возрастной незрелостью. Возрастная незрелость и недостаточность коммуникативного опыта осложняет и эмоциональную адаптацию детей к занятиям в кружках ДДЮТ. На занятиях интересно практически всем детям, но только половина из них хорошо и свободно себя чувствует. Как известно, школа является «сильным» социализирующим институтом, и в процессе обучения в первом классе ребенок делает качественный скачок в собственном развитии. Вполне очевидны изменения в структуре мотивационных предпочтений второклассников, впервые пришедших во Дворец. Познавательный мотив выступает абсолютно доминирующим. (Он сохраняет свое ведущее значение вплоть до старших возрастных групп.) Существенную роль в осознании собственных потребностей для второклассников играют обзорные экскурсии по кружкам Дворца. Максимально действенными они оказываются именно для этой возрастной группы. Далее их роль резко снижается. Второклассники обладают уже достаточно развитыми коммуникативными способностями, однако потребность в общении еще не насыщена, значимость ее (по сравнению с первым классом) возросла и выражена значительно сильнее, чем в каких-либо других возрастных группах. По характеристике мотивационной структуры учащиеся 3-5-х классов, впервые пришедшие заниматься в кружки ДДЮТ, мало отличаются от второклассников. У них также абсолютно доминируют познавательные потребности, деятельностные и духовные стороны выражены слабо. Отмечается постепенное возрастное развитие коммуникативных способностей и навыков, расширение сферы общения, сопровождаемое •относительным насыщением потребности (ее значимость прогрессивно снижается). Для формирования интересов большинства младших школьников исключительно значимыми оказываются советы родителей. Эти советы воспринимаются детьми как согласующиеся с собственным выбором х°тя собственный выбор фактически отсутствует и начинает формиро-аться именно под влиянием рекомендаций родителей). С переходом в РеДнюю школу значение родительских советов начинает снижаться (до I незначимости у старшеклассников). 301 Личностное развитие и социализации школьников |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 182. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |