Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Социализация учащихся через творчество




Социально-экономические преобразования, происходившие в нашем государстве в конце 80-х — начале 90-х годов, не только необратимо из­менили образ жизни, но и резко снизили ее уровень у абсолютного боль­шинства населения. Проблемы выживания стали основными, а культур­ный досуг (театры, музеи, экскурсионные поездки и т. п.) — недостижимой роскошью. Значительно сократилось и время общения родителей с деть­ми, поскольку взрослым приходится его тратить на дополнительные при­работки для содержания семьи. И если старшие поколения в этой ситуа­ции еще сохраняют определенный культурный уровень, то процесс приобщения подрастающих поколений к историческим и духовным цен­ностям общества нарушился.

Нарушение механизма «семейной» трансляции культурных ценнос­тей привело к очевидному разрыву в духовно-нравственном уровне стар­ших и подрастающих поколений. Даже проживая в таком уникальном центре мировой культуры, как Санкт-Петербург, дети оказываются ли­шенными тех возможностей полноценного развития, которые город может предоставить. Фактически жизнь подрастающих поколений про­ходит как бы в другом, параллельном, убогом, культурноограниченном мире, и результаты воздействия этого мира на развитие детей уже начи­нают проявляться.*

К сожалению, до сих пор отсутствует продуманная, адекватная сло­жившейся ситуации государственная политика в области культуры, об­разования и воспитания, хотя очевидно, что дальнейшее бездействие может привести к необратимой духовной деградации общества.

Цель проведенного нами в 1996-2000 годах исследования на базе Дворца детского и юношеского творчества (ДДЮТ) Выборгского раи°' на Санкт-Петербурга и состояла в поиске условий, форм и методов вза пмодействия педагогов с учащимися, которые способствовали бы * На иопрос: «Что такое Санкт-Петербург?» — в ответ от нериокласхмиксш 1|№ раз приходилось слышать, что «:ло улица такая».


только организации досуга, но полноценному личностному развитию. Исследовательская работа была направлена на поиск путей оптимиза­ции процесса социализации детей, создание условий, позволяющих ак­тивно осваивать подлинные культурные богатства нашего общества, формировать самореализующуюся личность.

Сама тема исследования — поиск психолого-педагогических условий для оптимизации процесса социализации учащихся и формирования самореализующейся личности — предполагает методологический ана­лиз психологического содержания используемых понятий, основным из которых является понятие социализации.

Социализация — исторически обусловленный, осуществляемый в де­ятельности и общении процесс и результат усвоения и активного воспро­изводства индивидом социального опыта. Социализация может проте­кать как в условиях воспитания, т. е. целенаправленного формирования личности, так и стихийно. Она предполагает становление человека как личности в процессе разностороннего познания им окружающей дей­ствительности и самого себя, вхождение его в общественную среду и адаптацию к ее условиям посредством усвоения культурных норм, со­циальных и профессиональных ролей.

Личность социализируется в процессе перманентной адаптации к из­меняющимся условиям жизнедеятельности и расширяющейся сфере ак­тивности. Адаптацию принято считать основным механизмом социали­зации. Степень активности личности в процессе адаптации может быть существенно различной, и этим во многом определяются общие резуль­таты социализации: объективные (положение в обществе) и субъектив­ные (психологическое самочувствие). Если при вхождении в обществен­ную среду у индивида доминирует ориентация на нормативно-ролевые ожидания окружающих людей (родителей, учителей, друзей и пр.), то его активность оказывается минимальной. Индивид действует макси­мально активно, если он вырабатывает собственные представления о мире, обществе и о себе и в соответствии с этим определяет свое место в Жизни, выстраивает отношения с окружающими людьми.

Основными индивидуально-психологическими характеристиками, определяющими особенности протекания процесса социализации, вы-СтУпают интеллект (уровень и гармоничность его развития), самооцен-Ка (степень ее адекватности, самокритичности в сочетании с увереннос-ЬЮ в собственных силах), личностная активность, волевая регуляция, °ммуникативные способности, а также степень выраженности пози-Ивой социокультурной ориентации.


 


294


295


Личностное развитие и социализации школьников


Естественно, что у детей первоначально преобладают пассивные формы социализации. Ребенок может наращивать активность по мере развития интеллекта (основного инструмента познания), приобретения знаний и жизненного опыта, становления самосознания и личностной

самостоятельности.

В самом процессе социализации можно выделить три аспекта:

- познавательный (познание себя и окружающего мира);

- деятельный (поиск собственного места в жизни, профессиональ­
ное самоопределение);

- коммуникативный (взаимодействие с окружающими людьми, со­
циальная адаптация).

В качестве основных критериев успешности протекания процесса

социализации можно выделить:

1. Объективные:

- социально-нормативное поведение (усвоенность морально-эти­
ческих и правовых норм);

- полоролевое поведение (развитие навыков общения);             _^а

- профессиональное самоопределение.                                          Ш

2. Субъективные:                                                                                      Я"

- эмоциональное благополучие;                                                      

- социальная адаптированность;

- положительная самооценка.

Основная гипотеза и идея исследования заключалась в том, что развитие творческого потенциала учащихся предоставляет им воз­можность значительно раньше стать активными субъектами социа­лизации. Школьники могут применять свои творческие способности не только для реализации деятельностного аспекта социализации (постигая на занятиях в кружке основы профессионального мастер­ства), но и в самопознании и общении, т. е. там, где им пока не хвата­ет опыта и знаний. В этом случае именно творческие догадки позво­лят детям самосовершенствоваться, самостоятельно выстраивать отношения с окружающими людьми, искать свой жизненный путь. Характеристика интеллектуальных и личностных особенностей учащихся ДДЮТ

На первом этапе исследования было проведено изучение индивиду альных особенностей, характерных для учащихся ДДЮТ, и опрсде-"е пне доминирующего типа социализации. В целях диагностики псполь

296


зовались тесты изучения интеллекта (Кеттелла, Равена), творческих способностей (Гилфорда, Рензулли, Торренса), личностных особеннос­тей (Тэммл — Дорки — Амен, Кеттелла, Коха, Люшера).

Выборочное психологическое обследование учащихся 13 кружков ДДЮТ (180 чел.) показало, что уровень развития логического мышле­ния абсолютного большинства детей едва достигает нижней границы возрастной нормы. Воображение, фантазия, образное мышление оказа­лись развиты значительно лучше. Выше возрастной нормы оказалось развито образное мышление у 76,2% и творческое воображение у 83,3% обследованных учащихся. Результаты сравнительного анализа разви­тия мышления и воображения учащихся ДДЮТ и учащихся общеобра­зовательных школ и гимназий представлены в таблицах 7.1, 7.2, 7.3. Можно предположить, что занятия в кружках Дворца способствуют развитию именно образных компонентов интеллекта, которые в мень­шей степени задействуются в процессе обучения в школе.

Анализ личностных особенностей учащихся показал, что они общи­тельны, способны понимать окружающих, настроены на взаимодействие, несмотря на то, что большинство из них повышенно чувствительны, впе­чатлительны, эмоциональны. Дети такого личностного типа из общеоб­разовательных школ обычно имеют много проблем в общении, но зани­мающиеся в кружках хорошо адаптированы, для них характерно полное личностное самопринятие, и для их настроения типично преобладание положительных эмоций. Однако такое состояние во многом достигается за счет неразвитости саморефлексии и слабой самокритичности. Более половины обследованных детей характеризуются как послушные, ведо­мые, зависимые, несамостоятельные.

Для таких детей наиболее вероятна социализация по пассивному типу: приспособление к окружающей среде посредством подчинения лидерам и принятия доминирующих групповых норм и ценностей. Оче­видно, что это — достаточно проблемный контингент в плане социали­зации, результаты которой будут зависеть от того, в какой среде они окажутся. Следует также добавить, что абсолютное большинство детей в кружках из малообеспеченных семей.

Проведенное исследование со всей очевидностью показало сложность поставленной задачи: помочь посредственным, пассивным, ведомым, несамокритичным детям стать активными, самостоятельными, реально оценивающими свои возможности, способными к конструктивному вза­имодействию.

297


Психологическая оптимизация обучения и развития школьников

7.2. Изучение потребностно-мотивационной сферы учащихся ДДЮТ

Статистический анализ показал, что к концу первого года занятий перестают посещать кружки примерно половина ребят. После второго года остается 25%. И только 10-15% ребят, приходящих в ДДЮТ, дей­ствительно находят свое любимое дело, занимаясь в кружках в течение 4-5 лет и более. Первоочередная задача состояла в определении усло­вий, позволяющих сохранять контингент учащихся, приходящих в круж­ки Дворца. Невозможно оказать какое-либо влияние на детей, перестав­ших посещать занятия.

Проведенное психологическое исследование было нацелено на изу­чение потребностно-мотивационной сферы учащихся. В анкетировании выяснялось, почему дети идут в ДДЮТ, как выбирают кружок, чего ожидают от занятий, как себя там чувствуют, каковы их планы на буду­щее. Важно было понять, какие ожидания не сбываются и какие потреб­ности не получают удовлетворения и как надо строить работу в круж­ках, чтобы большинство детей находили в ДДЮТ то, чего им не хватает в семье и в школе. Только в том случае, когда известны потребности и побудительные мотивы, можно предложить детям наиболее привлека­тельные для них виды деятельности и создать условия для их полно­ценного развития.

Исследование проводилось в 30 кружках ДДЮТ, было опрошено 824 школьника (около 80% всего контингента учащихся). Использова­лась специально разработанная анкета, составленная таким образом, чтобы на нее могли отвечать и первоклассники и старшеклассники. Ан­кета позволяла выяснить степень сформированное™ и осознанности мо­тивации, ее структуру, определить соотношение сущностных мотивов (познавательных, духовных, прагматических, коммуникативных, аффи-лиативных, самореализации) и внешних, неопределенных мотивов (за­нять свободное время, за компанию и пр.), выделить доминирующие мо­тивы. С ее помощью была получена информация о том, насколько самостоятельны дети в выборе занятий и что (или кто) оказывает влия­ние на этот выбор. Анкета позволяла также оценить, в какой степени занятия в кружках удовлетворяют потребности учащихся.

На основании проведенного исследования можно охарактеризо вать преобладающую структуру мотивацнонной сферы учашихсЯ следующим образом. Познавательный мотив является доминирУ10


Личностное развитие и социализации школьников

щим в структуре мотивации, причем у девочек даже в несколько большей степени, нежели у мальчиков (62,3% и 55,8%). Однако бо­лее 20% детей не находят новизны в информационном содержании занятий и, следовательно, не удовлетворяют свои познавательные потребности.

Вторыми по значению выступают духовные потребности, выражен­ные в активно-деятельной форме, в стремлении найти занятие для души, что-то такое, чем хотелось бы заниматься вне зависимости от практи­ческой пользы. Однако реализацию этой потребности нельзя рассмат­ривать безотносительно к уровню успешности деятельности. Вряд ли следует полагать (как сейчас нередко делают), что потребность будет удовлетворена, даже если ребенок не достигнет высоких результатов, что сам процесс деятельности будет его мотивировать.

Дальнейший анализ мотивационной структуры позволяет заключить, что ребенок не будет заниматься тем, что у него плохо получается. Ему нужно не просто занятие для души. Следующей стоит потребность са­мореализации в деятельности, самоутверждения через деятельность, стремление достичь высокого мастерства в любимом деле.

Коммуникативные потребности не входят в структуру основных мотивов, побуждающих школьников идти в ДДЮТ. Они характерны примерно для 20% учащихся и в большей степени для мальчиков, чем для девочек.

В целом мотивационная структура девочек в большей степени «по­ляризована» — более явно выражены основные, сущностные мотивы и слабее — внешние, «неопределенные» (занять свободное время, просто из интереса, за компанию). У мальчиков иерархия мотивов проступает не так четко, как у девочек, почти для 20% из них характерна субъектив­ная неопределенность побуждений (они сами не знают, чего хотят). Намечается противоречие: менее четкое понимание собственных побуж­дений сочетается с более явным, чем у девочек, стремлением действо­вать самостоятельно. Мальчики в меньшей степени ориентируются на советы родителей и друзей, более того, воспринимают рекомендации Родителей как давление и принуждение. Возможно, эта же установка может приводить к несколько большей проблемное™ и меньшей удов­летворенности мальчиков и в сфере общения.

Девочки, несколько в большей степени ориентированы на советы Родителей и друзей. Рекомендации родителей они воспринимают как соответствующие своим внутренним побуждениям. Девочки более кон-Ф°рмны и внушаемы. В западной социологии конформизм рассмат-


 


298


299


Личностное развитие и социализации школьников


ривается как внутреннее условие успешности социализации личнос­ти. В данном исследовании можно увидеть определенное подтвержде­ние этому тезису, у девочек в большей степени, чем у мальчиков, реали­зуются все анализируемые потребности. И именно выраженность конформных установок позволяет полнее реализовать коммуникатив­ные и аффилиативные потребности. Также осознание собственных по­требностей и оформленность мотивационной структуры предоставляет девочкам больше возможностей для удовлетворения познавательных и прагматических устремлений.

Процесс социализации мальчиков протекает более противоречиво. Для них характерно более четкое определение того, что им не нравится, что не подходит (в этом они опережают девочек), но мальчикам труднее понять, чего же они, собственно, хотят. Девочки, напротив, лучше объек­тивируют свои стремления и менее склонны к отвержениям. Это под­тверждается и динамикой отсева из кружков. Среди школьников, пер­вый год занимающихся в кружках ДДЮТ, процент мальчиков и девочек примерно одинаков. Ко второму году обучения девочек остается 60%, а мальчиков — менее 30%, к третьему году — девочек 35% от поступив­ших, а мальчиков — менее 15%. В итоге получается, что фактически де­вочек в кружках занимается в 2-3 раза больше, чем мальчиков, хотя по­требность во внешкольной деятельности в равной степени испытывают

и те и другие.

Приведенные выше результаты статистического анализа отсева из кружков указывают важность изучения мотивации детей, впервые приходящих в ДДЮТ. Естественно, что принять решение пойти в какой-либо кружок Дворца ребенок может в любом возрасте, поэто­му впервые приходят не только первоклассники, но и подростки и старшеклассники, и их мотивы вряд ли будут одинаковыми. Нужно знать, что движет детьми, и предоставить им необходимое, чтобы они остались, а не ушли сразу, как это происходит сейчас.

Первоклассники, которых фактически приводят в ДДЮТ родите­ли, представляют наиболее специфичную группу по структуре по-требностно-мотивационной сферы. Доминирующим мотивом явля­ется желание получить одобрение и похвалу со стороны взрослы Само содержание деятельности и даже тот факт, интересна она ил нет, оказывается менее важным для ребенка. Собственно познавате ные мотивы еще не выражены. Коммуникативные способности пр тически не развиты, ориентация на друзей, компанию полностью сутствует, но потребност

300


(выражен мотив поиска друзей). В качестве внешних мотивов доста­точно явно выражено подчинение родителям и стремление занять свободное время. Несформированность, неопределенность сферы интересов большинства первоклассников напрямую связана с их воз­растной незрелостью. Возрастная незрелость и недостаточность ком­муникативного опыта осложняет и эмоциональную адаптацию де­тей к занятиям в кружках ДДЮТ. На занятиях интересно практически всем детям, но только половина из них хорошо и свободно себя чув­ствует.

Как известно, школа является «сильным» социализирующим ин­ститутом, и в процессе обучения в первом классе ребенок делает каче­ственный скачок в собственном развитии. Вполне очевидны измене­ния в структуре мотивационных предпочтений второклассников, впервые пришедших во Дворец. Познавательный мотив выступает аб­солютно доминирующим. (Он сохраняет свое ведущее значение вплоть до старших возрастных групп.) Существенную роль в осознании соб­ственных потребностей для второклассников играют обзорные экскур­сии по кружкам Дворца. Максимально действенными они оказывают­ся именно для этой возрастной группы. Далее их роль резко снижается. Второклассники обладают уже достаточно развитыми коммуникатив­ными способностями, однако потребность в общении еще не насыще­на, значимость ее (по сравнению с первым классом) возросла и выра­жена значительно сильнее, чем в каких-либо других возрастных группах.

По характеристике мотивационной структуры учащиеся 3-5-х клас­сов, впервые пришедшие заниматься в кружки ДДЮТ, мало отличают­ся от второклассников. У них также абсолютно доминируют познава­тельные потребности, деятельностные и духовные стороны выражены слабо. Отмечается постепенное возрастное развитие коммуникативных способностей и навыков, расширение сферы общения, сопровождаемое •относительным насыщением потребности (ее значимость прогрессивно снижается).

Для формирования интересов большинства младших школьников исключительно значимыми оказываются советы родителей. Эти советы воспринимаются детьми как согласующиеся с собственным выбором х°тя собственный выбор фактически отсутствует и начинает формиро-аться именно под влиянием рекомендаций родителей). С переходом в РеДнюю школу значение родительских советов начинает снижаться (до I незначимости у старшеклассников).

301


Личностное развитие и социализации школьников































Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 146.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...