Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Схема структуры дидактических способностей учителя труда




 

Компоненты дидактических способностей Необходимые знания Умения
1 2 3
1. Способность учителя анализировать информа­цию с точки зрения вы­бора адекватного спосо­ба рациональной органи­зации и усвоения на эта­пе подготовки к уроку Знание возрастных и индивидуальных пси­хологических особен­ностей учащихся, сте­пени доступности им материала, уровня вла­дения ими способами и приемами усвоения ма­териала Умение определять цели и задачи урока, выбрать способ, адекватный целям и задачам урока
2. Способность учителя представить мыслитель­ный процесс при усвоении конкретного содержания на этапе подготовки к уроку Знание этапов решения мыслительной задачи, необходимых умственных действий Умение определять последовательность необходимых умственных действий при решении задачи
3. Способность учителя вычленить слабое звено в мыслительном процессе отдельных учеников при усвоении ими конкрет­ного учебного содер­жания на уроке Знание возрастных и индивидуальных особенностей мышления, памяти, восприятия, внимания детей Умение предвидеть возможные затруд­нения на каждом этапе усвоения от­дельными учениками конкретной инфор­мации
4. Способность учителя определить психологи­ческую причину затруд­нений при усвоении конкретного содержания отдельными учениками Знание специфики учебного материала, уровня владения школьниками различ­ными умственными действиями Умение понять пси­хическое состояние ученика при выпол­нении им учебного задания
5. Способность учителя подобрать психологи­чески обоснованный адекватный вид коррек­ции для ликвидации имеющихся затруднений, ошибок при решении учебной задачи Знание способов орга­низации дифференци­рованной и индивиду­альной работы с деть­ми на уроке, особен­ностей познавательных психических процессов каждого из них Умение включать ученика в активную умственную деятель­ность на уроке, соответствующую его возможностям в данный момент

404 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

 

1 2 3
6. Способность учителя различными способами побуждать школьников к активной мыслительной деятельности, вовлекать их в самостоятельный поиск знаний, т.е. спо­собность учителя про­ектировать собственную деятельность на этапе целенаправленной орга­низации их умственной деятельности Знание способов побуж­дения, стимулирования, помогающих включить ученика в соответст­вующий вид деятельности (игровые приемы, сорев­нования, применение оригинальных наглядных пособий, элементов зани­мательности, проблем-ности, формирования на­выка самоконтроля и др.) Умение подобрать вопросы, задания, вызывающие у детей интерес, желание думать, активно участвовать в про­цессе поиска

Для учителя труда необходимы такие специальные способно-

сти, как техническое мышление, техническое пространственное воображение, техническая наблюдательность, техническая память, комбинаторная способность, техническая сноровка, чувство прак­тической целесообразности и др. [26, с. 36—40].

Специальные педагогические способности учителя русского языка и литературы представляют собой комплекс, имеющий пять структурных блоков [26, с. 40—43].

 

№ п/п Блоки Компоненты
I Основополага­ющие способности Чувство слова. Эмоциональная выразительность речи. Культура речи
II Литературные способности Поэтическое восприятие действительности. Воссоздающее воображение (речевое). Образное мышление
III Лингвистичес­кие способности Способность анализировать языковые явления. Лингвистическая наблюдательность и лингвистическая память
IV Способности к преподаванию литературы Способность к мировоззренческой интерпретации литературного произведения. Способность к восприятию и раскрытию художественных особенностей литературного произведения. Способность к анализу художественного произведения
V Способности к преподаванию русского языка Способность выделять существенное в языковых явлениях. Способность к созданию проблемных ситуаций. Способность к методическому разнообразию

§ 1. Психологияличностиучителя                                                                           405

Специальные педагогические способности учителя истории связаны, во-первых, с особенностями восприятия исторического материала школьниками; во-вторых, с особенностями работы над историческим материалом. Здесь важно предвидеть возможности ошибочного восприятия учащимися исторического материала на уроке и предупредить эти ошибки; использовать возможности учеб­но-исторического материала в идейно-нравственном воспитании учащихся на уроке истории; устанавливать причинно-следствен­ные связи между историческими фактами, событиями, явления­ми; уметь работать над историческими документами на уроке, с историческими картами и т.д. [26, с. 43-44].

Специальные педагогические способности учителя математи­ки предполагают наличие широкого математического кругозора, абстрактного мышления, математического стиля мышления, про­странственного воображения, математической интуиции, мате­матической памяти, вычислительных способностей и других ка­честв (подробнее о специальных педагогических способностях [17, 19, 26, 32, 52, 65, 67, 69]).

Личность учителя развивается и формируется в системе обще­ственных отношений, в зависимости от духовных и материальных условий его жизни и деятельности, но прежде всего - в процессе педагогической деятельности и педагогического общения. Каждая из сфер труда учителя предъявляет особые требования к его лич­ностным качествам; успешность педагогической деятельности во многом обусловлена уровнем развития определенных личностных качеств, взаимосвязанных между собой, что позволяет структури­ровать их определенным образом (рис. 3).

Как видно на рисунке, все элементы системы связаны друг с другом на горизонтальном и вертикальном уровнях и образуют единое целое - личность учителя.

Центральный уровень структурно-иерархической модели лич­ности учителя составляют такие профессионально значимые ка­чества, как педагогическое целеполагание ( П Ц ) , педагогическое мышление ( П М ) , педагогическая направленность- ( П Н ) , педаго­гическая рефлексия (ПР), педагогический такт (ПТ). Заметим, что каждое из этих качеств представляет комбинацию из более эле­ментарных и частных личностных свойств, которые формируются в деятельности, общении и в определенной степени зависят от наследственных задатков. Самый высокий уровень составляют пе­дагогические способности — проектировочно-гностические и реф-


406 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

лексивно-перцептивные, которые рассматриваются как особая комбинация личностных качеств и свойств [12, с. 20].




Рис. 3. Структурно-иерархическая модель личности учителя (по Л.М.Митиной)

Список личностных свойств учителя весьма значителен (в ал­фавитном порядке): вдумчивость, вежливость, взыскательность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гражданственность, гуман­ность, деловитость, дисциплинированность, доброжелательность, добросовестнбсть, доброта, идейная убежденность, инициатив­ность, искренность, коллективизм, критичность, логичность, любовь к детям, наблюдательность, настойчивость, общитель­ность, организованность, ответственность, отзывчивость, пат­риотизм, педагогическая эрудиция, политическая сознательность, порядочность, правдивость, предусмотрительность, принципиаль­ность, самокритичность, самостоятельность, скромность, сме-


§ 1. Психологияличностиучителя                                                                           407

лость, сообразительность, справедливость, стремление к самосо­вершенствованию, тактичность, чувство нового, чувство собствен­ного достоинства, чуткость, эмоциональность [32, с. 21].

Эти личностные свойства могут быть сгруппированы для ха­рактеристики профессионально значимых качеств учителя, сте­пень развитости которых может быть исследована с помощью спе­циальных методик (там же).

Гармония в структуре личности учителя достигается не на ос­нове равномерного и пропорционального развития всех качеств, а прежде всего за счет максимального развития тех способностей, которые создают преобладающую направленность его личности, придающую смысл всей жизни и деятельности педагога. Исследо­ватели психологии труда учителя практически единодушны в том, что основным в формировании структуры личности учителя явля­ется педагогическая направленность (ПН) его деятельности. Имен­но ПН как устойчивая система мотивов определяет поведение учителя, его отношение к профессии, к своему труду, но прежде всего к ребенку (направленность на него, принятие личности ре­бенка). По утверждению Л.М. Митиной, «отсутствие этого про­фессионально значимого качества личности у учителя приводит к тому, что индивидуально-психологическое содержание ребенка обезличивается... И, наоборот, учитель, направленный на ребен­ка, всегда ориентирован на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей, и преж­де всего нравственной сферы» [32, с. 22].

Об этом же, по существу, говорят специалисты, придавая особое значение такому компоненту, как расположенность к де­тям, которая пронизывает все стороны деятельности учителя [26]. Эти же идеи в центре внимания представителей гуманистической психологии [67, с. 276—283].

В исследованиях видного отечественного психолога Н.Д. Леви-това показаны слагаемые педагогического авторитета, прежде всего в деятельности учителя как воспитателя. Он направлен на то, что­бы учащиеся изменялись в соответствии с воспитательными целя­ми; он органически связан со всей личностью учителя в целом, во всем разнообразии ее проявлений; отношение школьников к ав­торитетному для них педагогу характеризуется эмоциональной окрашенностью, эмоциональной насыщенностью. В психологичес­ком плане проблема авторитета учителя связана с изучением ха­рактерологических (стержневых) черт личности; качеств, меша­ющих учителю-воспитателю быть авторитетным; становления (за-


408 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

воевания) авторитета и его динамики (в том числе расцвета и упадка) и вопроса о самом процессе воздействия учителя на де­тей.

Важным профессиональным качеством учителя является его стрессоустойчивость. Проявления стресса в работе учителя разно­образны и обширны. Так, в первую очередь, выделяются фрустри-рованность, тревожность, изможденность и выгорание. В отече­ственных исследованиях в перечень стресс-реакций учителей вклю­чается до 14 различных проявлений. Поэтому стрессоустойчивость рассматривается как профессионально значимое качество лично­сти учителя.

Важным фактором социальной адаптации к стрессовым ситу­ациям является развитая социально-психологическая толерант­ность (терпимость) л и ч н о с т и педагога. Н е т е р п и м о с т ь в значитель­ной мере обусловлена стереотипами личности, негативными ус­тановками межличностного оценивания. На ее проявление могут влиять различные черты характера: агрессивность, эгоцентрич-ность, доброжелательность, доминантность и др.

В работе А.А. Реан и А.А. Баранова1 выявлено преимущество педагогов высокого уровня педагогического мастерства по уров­ню развития социально-психологической толерантности (на ос­нове показателей раздражительности и реактивной агрессивнос­ти) над учителями низкого уровня педагогического мастерства, что существенно влияет на степень стрессоустойчивости педаго­гов. Нетерпимость низкоуспешных педагогов повышает их подвер­женность стрессу. Падение показателей раздражительности при снижении агрессивности служит доказательством положительно­го вклада толерантности в стрессоустойчивость высокоуспешных учителей.

С ростом внутреннего локуса контроля учителя высокого уровня педагогического мастерства эффективнее справляются с трудно­стями (стрессорами) учебно-воспитательного процесса. В то же время у педагогов низкого уровня педагогического мастерства ча­стые профессиональные неудачи, приводящие к повышению стресс-реакций, отрицательно сказываются на внутренней лока­лизации контроля над значимыми событиями, что, в свою оче­редь, способствует выработке у них механизма противодействия стрессу по типу «защитной экстернальности».

. 1 См.: Реан А.А., Баранов А.А. Факторы стрессоустойчивости учителей //Вопросы психологии. № 19. С. 45—54.


§ 2. Спецификапедагогическойдеятельностиипедагогическогообщения409

Рост самооценки в группе высокоуспешных учителей поло­жительно связан со стрессоустойчивостью, тогда как у педагогов низкого уровня педагогического мастерства он отражает повыше­ние степени подверженности стрессу. Личностные механизмы стрес­соустойчивое™ у педагогов-мастеров имеют конструктивную на­правленность, способствующую их профессиональному росту и самореализации (истинная адаптация). А механизмы стрессоустой­чивое™ учителей-немастеров отражают ситуативные способы пре­одоления стресса (перекладывание ответственности, уход от труд­ностей и т.п.), тормозящие их профессиональное становление и личностное развитие (псевдоадаптация).

В исследовании Л.М. Митиной показано, что степень соци­альной адаптации (эмоциональной стабильности): а) в среднем по группам учителей ниже, чем у других профессиональных групп (инженеров, летчиков и т.п.); б) у многих учителей (более 30%) показатель социальной стабильности равен или даже ниже, чем у больных неврозами; в) у группы молодых учителей этот показа­тель выше, чем у группы учителей со стажем; г) уровень социаль­ной адаптации у учителей, работающих с подростками, выше, чем у учителей, работающих с младшими и старшими классами.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...