Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Структура дидактических способностей учителя начальных классов
Компоненты
дидактических
способностей
| Необходимые знания
| Умения
| 1
| 2
| 3
| 1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки
информации
| Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся
| Знание программного
материала и программ
начальной школы.
Знание уровня
подготовленности
учеников.
Знание возрастных и
индивидуальных
особенностей детей
| Умение определять цели и задачи урока, воспитательного мероприятия. Умение отобрать необходимый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся.
Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно
|
Психологияличностиучителя
399
1
| 2
| 3
| Способность реконструировать (адаптировать) информацию к уровню подготовленности учеников
| Глубокое знание языка,
на котором ведется
преподавание.
Знание словарного запаса
детей
| Умение найти доступную форму объяснения незнакомых или трудных понятий, словосочетаний, высказываний и т.д., заменяя их синонимами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умения формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам
| Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непосредственной передачи информации учащимся и осуществления «обратной связи»)
| Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей
| Умение выбрать рациональный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока. . Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке
| Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена
| Знание методики преподавания учебных предметов и воспитательной работы. Знание индивидуальных особенностей детей
| Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями
| 2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся
| Способность овладеть вниманием учеников
| Знание психологических особенностей внимания младших школьников
| Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его
| 400 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя
1
| 2
| 3
| 1Способность «заражать» учащихсясвоим настроением
| Знаниемотивов1учения ; младшихшкольникови УСЛОВИЙих формирования.. Знаниеэмоциональных особенностейдетей
| Умениесоздатьпсихологическийнастройнаработу: Умениепередать- ученикам своеположительное отношениекматериалу Умениевозбуждатьу учащихсяактивную, самостоятельнуюмысль
| Способность делатьсвою мысльпонятной дляучеников
| Глубокоезнание материала,
предназначенногодля объяснения
| Умениепояснять, разъяснять детямтрудноеинепонятное. Умениеизлагатьматериал яснымикороткимифразами, состоящимиизпредложений, несложныхконструкций
| Способность, логичнои последовательно вести объяснение
|
| Умениевестиобъяснениеот простогоксложному. Умениелогическиправильно построитьивести конкретныйрассказ, беседу, проблемноеизложение. Умениеформулировать вопросывчеткой, яснойи простой (краткой) форме
| Способность опиратьсяпри объяснениина наглядные' образцы
|
| Умениеправильно демонстрировать подобранныйкконкретному занятиюнаглядныйматериал
| 3. Способности, необходимыенаэтапеосуществления «обратнойсвязи»
| Способность «чувствовать класс», т.е. правильновоспринимать реакциюшкольниковнасвое объяснение
| Знаниевнешнихформ проявления непонимания учащимисяобъяснения учителя
| Умениедиагностировать характерусвоенияучениками новогоматериала
| Способность
корректировать
понимание
детьми
информации
| Знаниеприемов проверкипонимания объясненияучителя
| Умениевслучае необходимостиперестроить ходизложенияматериала
|
Психологияличностиучителя
401
|