Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Структура дидактических способностей учителя начальных классов




 

Компоненты дидактических способностей Необходимые знания Умения
1 2 3

1. Способности, необходимые на этапе предварительной подготовки

информации

Способность анализировать информацию с точки зрения доступности ее учащимся Знание программного материала и программ начальной школы. Знание уровня подготовленности учеников. Знание возрастных и индивидуальных особенностей детей Умение определять цели и задачи урока, воспитатель­ного мероприятия. Умение отобрать необходи­мый материал в соответствии с целями и задачами конкретного занятия и уровнем подготовленности к нему школьников. Умение выделить в подобранном материале возможные затруднения учащихся. Умение отбирать факты, в которых понятия, подлежащие изучению в начальных классах, проявляются наиболее ярко и убедительно

Психологияличностиучителя


399


 

1 2 3
Способность реконструиро­вать (адапти­ровать) инфор­мацию к уровню подготовлен­ности учеников Глубокое знание языка, на котором ведется преподавание. Знание словарного запаса детей Умение найти доступную форму объяснения незнако­мых или трудных понятий, словосочетаний, высказыва­ний и т.д., заменяя их синони­мами, подбирая удачные примеры, изменяя, в случае необходимости, логику изложения информации и т.п. Умения формулировать четкие определения понятий, доступные младшим школьникам
Способность проектировать собственную деятельность (какой она должна быть на этапах непо­средственной передачи информации учащимся и осуществления «обратной связи») Знание методов и средств обучения и воспитания. Знание собственных индивидуальных особенностей Умение выбрать рациональ­ный в данном случае метод обучения, адекватный целям и задачам урока. . Умение найти эффективный прием выяснения подготовленности учеников к восприятию новой информации. Умение спланировать ход занятия так, чтобы для объяснения нового материала было отведено оптимальное время и место на уроке
Способность проектировать деятельность школьников, в которой новая информация должна быть усвоена Знание методики преподавания учебных предметов и воспита­тельной работы. Знание индивидуальных особенностей детей Умение спланировать деятельность учащихся, способствующую пониманию и усвоению информации, в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями

2. Способности, необходимые на этапе непосредственной передачи информации учащимся

Способность овладеть вниманием учеников Знание психологических особенностей внимания младших школьников Умение активизировать внимание детей. Умение предвидеть отвлечение внимания и предотвратить его

400 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

 

1 2 3
1Способность «заражать» учащихсясвоим настроением Знаниемотивов1учения ; младшихшкольникови УСЛОВИЙих формирования.. Знаниеэмоциональных особенностейдетей Умениесоздатьпсихоло­гическийнастройнаработу: Умениепередать- ученикам своеположительное отношениекматериалу Умениевозбуждатьу учащихсяактивную, самостоятельнуюмысль
Способность делатьсвою мысльпонятной дляучеников Глубокоезнание материала, предназначенногодля объяснения Умениепояснять, разъяснять детямтрудноеинепонятное. Умениеизлагатьматериал яснымикороткимифразами, состоящимиизпредложений, несложныхконструкций
Способность, логичнои последовательно вести объяснение   Умениевестиобъяснениеот простогоксложному. Умениелогическиправильно построитьивести конкретныйрассказ, беседу, проблемноеизложение. Умениеформулировать вопросывчеткой, яснойи простой (краткой) форме
Способность опиратьсяпри объяснениина наглядные' образцы   Умениеправильно демонстрировать подобранныйкконкретному занятиюнаглядныйматериал

3. Способности, необходимыенаэтапеосуществления «обратнойсвязи»

Способность «чувствовать класс», т.е. правильновос­принимать реакциюшколь­никовнасвое объяснение Знаниевнешнихформ проявления непонимания учащимисяобъяснения учителя Умениедиагностировать характерусвоенияучениками новогоматериала
Способность корректировать понимание детьми информации Знаниеприемов проверкипонимания объясненияучителя Умениевслучае необходимостиперестроить ходизложенияматериала





Психологияличностиучителя


401










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 316.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...