Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

СПЕЦИФИКА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ




В основе любой деятельности лежит понятие ее активности. Анализ ее структуры (как относительно устойчивого способа орга­низации элементов этой системы) в рамках общепсихологичес­кой теории предусматривает характеристику мотивационно-лично-стных аспектов (целей, задач, мотивов, потребностей) и опера­ционально-технических аспектов (действий, операций и психо­физиологических функций - врожденных механизмов, без опоры на которые невозможно было бы не только выполнение действий и операций, но и постановка самих задач). В рамках этого подхода современные исследователи включают в структуру педагогичес­кой деятельности учителя следующие компоненты: педагогичес­кие цели и задачи; педагогические средства и способы решения поставленных задач; анализ и оценка педагогической деятельнос­ти [32, с. 15-18].

Рассмотрим подробнее эту структуру.

1. Педагогические цели и задачи. В педагогической деятельнос­ти цели и задачи имеют иерархизированный характер. Напомним,


410 Глава IX. Психологияличностиипрофессиональнойдеятельностиучителя

что задача в деятельности представляет собой цель в определен­ных условиях - цели общества на современном этапе его разви­тия, цели в системе народного образования, цели школы (они носят общий характер); перспективные цели и оперативные зада­чи и т.д. Цели и задачи педагогической деятельности зависят от конкретной парадигмы обучения. В рамках авторитарной (а она традиционная в отечественной школе) педагогики цели педаго­гической деятельности определяются господством дидактической задачи, а не личности ребенка. Перед учителем решающая задача — формирование знаний, навыков и умений. В стиле общения систе­ма порицаний, запретов, наказаний преобладает над системой доверия. Учащимся заранее «приписываются» нежелание учиться, способность нарушать дисциплину и т.п. В итоге нередко у них по­является чувство бессмысленности учебных занятий и даже отвра­щение к школе. Главная причина такого подхода лежит в жесткой регламентации деятельности педагога, необходимости различных видов отчетности, задавленности постоянным контролем, в недо­верии к учителю, отсутствии самостоятельности в работе и пр.

В рамках гуманистической личностно-ориентированной педа­гогики (альтернативной авторитарной) цели и задачи педагоги­ческой деятельности определяются тем, что главной фигурой яв­ляется ребенок, как его личность, так и его внутренний мир; си­стема отношений строится на доверии и терпимости к нему, де­ликатности, истинном интересе к его судьбе и т.д. Имена осново­положников гуманистической концепции школы, личностно-гу-м а н н о г о подхода к ребенку известны (В.А. С у х о м л и н с к и й , Ш.А. Амонашвили - в нашей стране; К. Роджерс, Д. Дьюи и др. - в зарубежной психологии). В рамках этой методологии все структур­ные компоненты педагогической деятельности начиная с целей и задач работают с учетом того, что ребенок — не объект воспита­ния, а объект самовоспитания. Организация учебной деятельнос­ти способствует самовыражению школьника и не превращает уче­бу в тяжелую повинность. Успех реализации такого подхода зави­сит от степени сформированности и стремления учителя смотреть на мир глазами своих воспитанников. Исследования последних лет отечественных психологов показали возможность и правомерность еще одного подхода в педагогической деятельности, названного автором «личностно-развивающим» [32, с. 8]. Цели и задачи педа­гогической деятельности, а также пути их реализации определя­ются следующими положениями: «Процесс развития и ученика, и  учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 277.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...