Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ОБРАБОТКА ДАННЫХ: балл за совпадение




 

Организован­ность Трудолюбие Коллекти­визм Любознатель­ность Эстетическое развитие
1 — да 2 — » нет 3 — нет 4 — да 5 — да
6 — да (к) 7 — да 8 — нет 9 — нет 10 — д а
11 — нет 12 — д а (к) 13 — д а 14 — нет 15-да
16 — нет 17-да 1 8 — д а (к) 19 — нет 20 — нет
21 — д а 22 — нет 23 — нет 24 — нет (к) 25 — д а
26 — нет 27 — д а 28 — д а 29 — д а 30 — нет (к)
31 — да 32 — да 33 — нет 34 — д а 35 — да
36 — нет (к) 37 — нет 38 — да 39 — нет 40 — нет
41 — д а 42 — да (к) 43 — нет 44 — да 45 — да
46 — нет 47 — да 48 — да (к) 49 — д а 50 — д а
51-да 52-да 53-да 54 — да (к) 55 — нет
56 — нет 57 — нет 58 — нет 59 — нет 60 — д а (к)
61 — нет 62 — нет 63 — нет 64 — нет 65 — да
66 — нет (к) 67 — да 68 — нет 69 — нет 70 — нет
71 — нет 72 — да (к) 73-да 74 — д а 75 — да
76 — да 77 — нет 78 — да (к) 79 — д а 80 — д а
81-да 82 — д а 83 — нет 84 — да (к) 85-да
86 — нет 87 — нет 88 — нет 89 — нет 90 — нет (к)
91-да 92 — нет 93 — д а 94 — нет 95 — д а
96 — д а 97 — нет 98 — нет 99 — нет 100 — д а
101 — нет 102 — да 103 — н е т 104 — нет 105 — нет
106 — нет 107 — нет 108 — да 109 — д а 110 — нет
111 — да 112 — нет 113 — д а 114 — д а 115 — д а

1. Проставляютсяплюсыприсовпаденииответовсконтрольной шкалой (шкалой лжи).

2. Суммируетсяколичествоплюсовпоконтрольнойшкале:если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.

3. Проставляютсябаллызасовпадениепошкаламсвойствлич­ности.

4. Суммируетсяколичествобалловпокаждойшкале.

5. Строитсяпрофильпопятиличностнымсвойствам.


380




Глава VIII. Психологиявоспитания


 

Баллы 20 - 15 " 10 - 5 ~ О т к л э  

Свойства

ЛИСТ ОПРОСА К МЕТОДИКЕ «ОТКЛЭ»

 

№ п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п Да, нет, не знаю № п/п
1   2   3   4   5
6   7   8   9   10
11   12   13   14   15
16   17   18   19   20
21   22   23   24   25
26   27   28   29   30
31   32   33   34   35
36   37   38   39   40
41   42   43   44   45
46   47   48   49   50
51   52   53   54   55
56   57   58   59   60
61   62   63   64   65
66   67   68   69   70
71   72   73   74   75
76   77   78   79   80
81   82   83   84   85
86   87   88   89   90
91   92   93   94   95
96   97   98   99   100
101   102   103   104   105
106   107   108   109   110
111   112   113   114   115


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                      381

Сумма плюсов (совпадений)

по контрольной шкале

Сумма баллов по каждой шкале

3.Ознакомьтесь с материалом по психолого-педагогическим основам прогнозирования и управления развитием личности и в письменном виде изложите наиболее адекватные пути взаимодей­ствия со школьниками-подростками, старшеклассниками, име­ющими акцентированные характеры. Если есть возможность, вклю­чите примеры из реальной окружающей вас жизни. Понаблюдай­те, насколько успешно работает этот материал.

Психолого-педагогическиеосновыпрогнозирования иуправленияразвитиемличности1

Существуют два способа воздействия на человека — прямой, т.е. «в лоб», и косвенный, опосредованный.

Первый — традиционный, игнорирующий особенности лич­ности, — основан на волевом давлении на психику ученика и по­этому наименее эффективен. Внешне прямой способ кажется единственно правильным и даже естественным, так как является прямым ответом на ситуацию и предполагает логически обосно­ванное требование для решения вопроса: надо прямо потребо­вать, что нужно сделать, приказать, наказать и т.д. Однако для ученика такое прямое воздействие (даже очевидно правильное!), вдобавок с угрожающими оттенками голоса, раздражения и т.д. со стороны учителя является психологически трудным и вызывает ответное противодействие негативного характера. В итоге возника­ют напряженные отношения не только между ним и учителем, но и между учителем и классным коллективом, а также между уче­никами. Складывается явно не рабочая, напряженная обстановка. Более эффективным способом является второй — косвенное, опосредованное воздействие. Оказалось, что не прямо, а через формирование интересов, потребностей, мотивов от ученика мож­но добиться большего. Именно через побуждение, через стимулы можно поставить его в такие условия, когда он будет действовать в интересах коллектива и общего дела, а одновременно и в инте­ресах собственного самоутверждения как личности. В умении при­' См. в кн.: Организация психологической службы в школе: Метод, рек. / Сост. А.С. Чернышев и др. Курск, 1989. С. 58-61.


382                                                                         Глава VIII. Психологиявоспитания

нимать опосредованный способ воздействия и состоит професси­онально-психологическая зоркость учителя.

В практической работе приходится сочетать два способа воз­действия в соответствии с поставленными задачами и сложивши­мися конкретными условиями. Стратегию применения двух опи­сательных способов верно определил А.С.Макаренко. На поворот­ных этапах развития личности и коллектива (в начале организа­ции деятельности, принятия кардинально новых целей, перехода школы на качественно новый этап развития и т.д.) Макаренко рекомендовал прямо и четко предъявлять педагогические требо­вания и к личности, и к коллективу, а затем переходить на опо­средованный способ воздействия.

Важное средство формирования личности школьника — пси­хологически грамотная оценка личности. Мудрая, научно обосно­ванная оценка человека является для него сигналом о социальном продвижении, благополучном самоутверждении в социально цен­ном направлении. Такая оценка изменяет человека к лучшему.

Психологи, в частности А.Г. Ковалев, предлагают следующие правила оценки личности:

положительная оценка эффективна в сочетании с высокой требовательностью к человеку;

неприемлемы глобальные положительная и отрицательная оценки. Глобальная положительная оценка вызывает чувство не­погрешимости, снижает самокритичность, требовательность к себе и закрывает пути для дальнейшего самосовершенствования; гло­бальная отрицательная оценка, при которой ученик понимает, что в данном конкретном случае он допустил ошибку, которую возможно исправить, так как для этого он имеет достаточно сил и возможностей.

Прямая (с названием фамилии) и косвенная (без ее указа­ния) оценки эффективны, если ученик:

добился больших успехов в социально ценной деятельности благодаря личной инициативе и творчеству, то его надо похвалить персонально публично, т.е. на общешкольной линейке, по радио и пр.;

допустил серьезные просчеты, главным образом не по своей вине, а в силу сложившихся объективных условий, то нужно ука­зать на сам факт нарушений, не называя фамилии. И в первом, и во втором случае дети будут благодарны вам за справедливую оценку.


План-заданиедлясамостоятельнойработы                                                          383

Кроме того, важно выбрать наиболее эффективную с точки зрения воспитательных возможностей форму организации деятель­ности. Социальные психологи рекомендуют по возможности чаще использовать совместную деятельность как наиболее эффектив­ную форму организации. Не всякая работа в коллективе по своему существу коллективная. В группе часто бывают задания по индиви­дуальным вариантам, фронтальные, рассчитанные на всех. Одна­ко и в том, и в другом случае между учащимися не возникает никаких новых связей и отношений. Другое дело — задание, кото­рое потребует от них объединения усилий, а разделение обязан­ностей на пути к общей цели будет рождать отношения взаимной ответственности. Это и есть взаимозависимая деятельность, при которой усиливается психологическая связь между людьми, так что действия одного человека должны обязательно согласовываться с действиями других и быть ориентированы не на себя, а на до­стижение общего успеха.

А.С. Макаренко специально усиливал взаимную ответствен­ность воспитанников, специально создавал для этого сводные отряды (в них четко задавались деловые отношения, всегда был старший, причем роль старшего поочередно выполняли все для осуществления повседневных будничных дел). В таких небольших отрядах (2-5 чел.) обогащалась психологическая связь между людь­ми и формировались такие важные организационные качества, как способность приказывать и подчиняться, без которой невоз­можно существование самого коллектива.

Можно рекомендовать следующие формы совместной работы на занятиях: парная работа, работа в микрогруппах, комментиро­вание устных ответов и рецензирование письменных работ с по­следующим их обсуждением в группе.

При этом необходимо соблюдать следующие условия:

а) самаучебнаязадачадолжнабытьсерьезной,возбуждать
интерес всего коллектива и входящих в него микрогрупп;

б) нуженспециальныйдидактическийиучебныйматериалы
(книги, задачники, тексты, раздаточный материал и т.п.), с ко­
торыми школьники могли бы самостоятельно работать;

в) преподавательдолженнастроитьгруппунаактивныйтвор­
ческий коллективный поиск.

Подсчеты ученых показывают, что введение форм коллектив­ной учебной деятельности (наряду с индивидуальной и фронталь­ной) заметно расширяет деловое общение в коллективе, увели­чивает взаимопомощь, доброжелательность: одни добровольно










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 254.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...