Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема сознания и основные традиции ее анализа в классической философии.




«Сознание» — это фундаментальное философское понятие, характеризующее сложный и многомерный феномен, представляющий собой системный компонент человеческой психики и включающий в себя мир человеческих чувств, мыслей, переживаний и других духовно-эмоциональных состояний человека.

В развитии классической философии сложилось несколько традиций осмысления проблемы сознания. Истоки исторически первого субстанциального подхода к анализу сознания, трактующего его как внутренний духовный мир человека, уходят в античность (Платон, Аристотель). В рамках этого подхода в философии Нового времени сознание предстает в качестве замкнутой в себе субъективности, особой субстанции (Г. Лейбниц, Р. Декарт). Субстанциальный подход, несмотря на свою ограниченность, позволил выявить сложную структуру субъективной реальности, мира идеальных феноменов.

Проблема сознания  является одним из наиболее сложных объектов Ф. анализа. Еще Аристотель определял человека как разумное животное, будучи несомненной очевидностью человеческого существования. Сознание одновременно является неуловимым для внешнего наблюдения, поэтому существуют трудности в его определении. Исследователи делали попытки изучить сознание через устойчивые внешние факторы, однако, это приводило к утрате уникально-личностного контекста составляющего специфику данного феномена.

В современной Ф. существует 3 подхода к исследованию сознания.

1. Субстанциальный подход. – Платон, Аристотель, Августин, Декарт, Гегель.

В рамках данного подхода утверждается, что разум и сознание является наиболее универсальными свойствами человека. Сознание является гарантом единства и упорядоченности мира той субстанциальной основой, которая обеспечивает мировой порядок и гармонию.

2. Функциональный подход. – Т. Гоббс, Дж. Локк, Дидро. Данный подход объясняет сознание как функцию материальных систем не имеющих в своих характеристиках ничего идеального и мыслящего. Согласно данному подходу работа сознания обеспечивается функционированием НС головного мозга. Начало 20 в. стало кризисной для классической Ф. сознания, которая сводит все его ф-ции непосредственно к разуму, как к инструменту отображения всеобщих истин.

Развитие марксизма скрывшего социальную природу сознания привело к формированию 3-го подхода в объяснении сознания, которое называется экзистенциально-феноменологический – Ж.П. Сартр, Э. Гуссерль, М. Хайддегер.

В рамках данного подхода акцент делается на описании опыта индивидуального сознания, его конкретных проявлений, которые зависят от определения человека.

 

Теория бессознательного З.Фрейда.

Самая глубокая и значительная область человеческого разума – это бессознательное.  Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом  определяет наше повседневное функционирование.

Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосмысленный характер и не могут быть объяснены за счет действия влечений. Им было рассмотрено, как та или иная мотивация проявляется в сновидениях, невротических симптомах и творчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих анализантов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.

З6. Структура сознания. Сознание и самосознание.

Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многогранность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Вследствие объективной своей многосистемности сознание с большим трудом поддается общесистемному определению и любое его определение оказывается неполным, односторонним, вызывающим к себе скептическое отношение, ведущее к попыткам его заменить или дополнить.

В более узком и спец. значении под сознанием подразумевают не просто психич. состояние, а высшую, собственно чел. форму психич. отражения действит. В стр-ре сознания наиболее отчетливо выделяются прежде всего такие моменты как осознание вещей, а также переживание. Развитие сознания предполагает прежде всего обогащение его новыми знаниями об окр. мире и самом чел. Познание, осознание вещей имеет различные уровни, глубину проникновения в объект и степень ясности понимания. Ощущения, восприятия, представления, понятия, мышление образуют ядро сознания. Однако они не исчерпывают его стр-ной полноты: оно включает в себя и акт внимания как свой необходимый компонент. Именно, благодаря сосредоточен. внимания опред. круг объектов находится в фокусе сознания.

Богатейшая сфера эмоцион. жизни чел.личности включает в себя собственно чувства, представляющие собой отношения к внешним воздействиям. Чувства, эмоции суть компоненты стр-ры сознания.

Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качестве носителя определ. активной позиции по отношению к миру. Это выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, кот.явл. необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определ. форма реального явления – сознания. Самосознание предполагает выделение и отличение чел. самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существ. роль играют ощущения чел. своего собствен. тела, движений, действий. Самосознание самим фактом своего существования еще раз доказ. относительность различия и противоположности объекта и субъекта, неправильность представлений о том, что в сознании все субъективно.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 1048.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...