Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Категория материи и ее атрибуты. Эволюция представлений о материи в философии и науке.




Другой важной категорией бытия является категория материи, которая соотносится с категорией сознания. Материя – фундаментальная философская категория. С позиции идеализма материя – это произвольное образование от духовной субстанции. Для субъективного идеализма материя – это постоянная возможность ощущения.

Существует три концепции материи:

1. Субстанциональная: материя определяется через вещи. На этой позиции были первые философы (Демокрит). Они понимали материю через вещество.

2. Атрибутивная: материя определялась через свойства, через первичные качества (масса, размеры) и через субъективные свойства, т.е. через вторичные качества (вкус, цвет).

3. Диалектико-материалистическая: материя определяется через отношение с сознанием. Представитель этой концепции – Ленин. Материя – это философская категория для обозначения реальности, которая существует независимо от нашего сознания и которая копируется нашими органами чувств. Это определение устраняет противоречия между философией и наукой. Эта концепция возникла в конце 19 века вместе с прорывом научного знания. Вместе с открытием электрона произошел крах материализма. В материю входят не только вещества, но и поля. Основными свойствами материи являются: Объективность. Познаваемость. Структурность. Субстанциональность.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи.

Материя существует через дискретные материальные структуры, материи вообще не существует. Важнейшие свойства материи – это атрибуты. Главный атрибут материи – это движение. Движение – это способ существования материи. Важнейшие характеристики движения: Всеобщность. Универсальность Объективность. Абсолютность (нет вещей неподвижных). Противоречивость (движение есть единство устойчивости и изменчивости, устойчивость относительна, а изменчивость – абсолютна).

Для Аристотеля движение было внешним по отношению к материи. Материя – это самодвижущаяся реальность. В нематериалистической концепции движение понимается как проявление обьективного духа.

Атрибуты материи: Движение существует в 3-ех формах. Пространство и время.

Движение существует по трем основаниям: ( а. По носителю, б. По взаимодействию., в. По законам.)

Существуют три основные формы движения материи:

1. социальная        

2. биологическая (носители – клетка, организм)

3. химическая     (носитель – молекула)

4. физическая  (вакуум, поля, элементарные частицы, атомы, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д.; на всех вышеперечисленных уровнях существуют формы взаимодействия: например, межмолекулярное взаимодействие).

Формы движения материи связаны причинно-следственными связями, более высокая форма основана на более низких формах. В философии в понимании реальности существует подход механицизм – сведение всех законов мира к принципам механики, трактовка более высокой реальности с позиции более низкой реальности.

 

З0.Философское понятие природы.

В самом широком смысле природа – это весь мир, вся Вселенная, включая нашу планету и проживающее на ней человечество. В этом смысле понятие природы совпадает с философским понятием бытия. В философии в узком смысле природу понимают также как непосредственно окружающий человека мир планеты Земля. Иногда уточняют, что в данном случае речь может идти о двух природах. Первая природа – естественная живая и неживая природа нашей планеты. Вторая природа – искусственная природа – т.е. созданная человеком среда его обитания – населенные пункты и сеть транспортных магистралей между ними.

В любом смысле понятие природы подразумевает окружающий человека мир, который существует вне человека и помимо человека, и одновременно с участием человека как важнейшего организма живой природы.

В истории философии образ природы воспринимался по-разному. С одной стороны, природой являлось все сущее, т.е. весь окружающий человека земной и космический мир. С другой стороны под природой подразумевалась сущность каждого отдельного предмета большой природы. Отсюда идут выражения «о природе вещей», «о природе явлений», «о природе человека». Родоначальниками такого разносмыслового использования понятия природы являются античные философы, и эти смыслы природы сохранились до наших дней и широко используются и в философском языке, и в научном языке, и в обыденном общении.

Природа явл. объектом внимания философов и фил. осмысления на протяжении всей истории ф.

Философские вопросы по отношению к природе:

– взаимодействие природных (материальных) и духовных начал в развитии человека и общества;

– отношение природы и человеческой культуры;

– как изменяется характер взаимодействия общества и природы на разных этапах исторического развития человека;

– каков характер взаимодействия общества и природы в современную эпоху.

 

Учение о человеке в структуре философского знания.

В ф. выделяются следующие стратегии концепции в осмыслении проблемы человека:

1. Натурализаторская, где чел. понимается как элемент природы, подчиненный ее законам, и, поэтому не имеющий в своих хар-ках ничего того, что было бы не возможно и в других прир. образованиях. Поэтому человек здесь рассматривается по аналогии с животным.

2. Экзистенциализм, где утверждают, что чел. – это особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое, исходя из индивидуального опыта и судьбы.

3. Рационалистическая, где утверждается, что сущностной особенностью чел. является наличие у него разума и сознания, т.к. в отличие от животных человек способен постигать глубинные связи и законы внешней действительности, планирование в соответствии с получ. знаниями свои действия. Поэтому, разум – это то начало, посредством кот. наиболее радикально преодолевается естественное природное в человеке.

4. Социологизаторская, которую наиболее четко сформулировал Маркс, сказав о том, что сущность чел. есть совокупность всех обществ. отношений. Поэтому человеч. прир. формируется обществом и меняется с изменением истор. ситуации.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 321.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...