Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические указания по изучению дисциплины




   Методические указания по изучению теоретического материала

  Методические указания для лабораторных и практических (семинарских) занятий

  А) лабораторные занятия ( не предусмотрены)

  В) практические (семинарские) занятия

      Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово «семинар» происходит от латинского «семинариум» - рассадник и связано с функциями «посева» знаний, передаваемых от учителя к ученикам и «прорастающих» в сознании учеников, способных к самостоятельным рассуждениям, к воспроизведению и углублению полученных знаний.

В современной высшей школе семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным наукам.

Что дают семинарские занятия студентам ? Это:

1. Овладение языком специальной науки;

2. Формирование навыков оперирования формулировками, понятиями, определениями;

3. Овладение умениями и навыками постановки и решения интеллектуальных проблем и задач, опровержения, отстаивания своей точки зрения.

Семинарские занятия по психологии будут проходить по 2 основным формам:

1.Развернутая беседа по заранее известным вопросам;

2.Небольшие доклады студентов с последующим обсуждением участниками семинара.

Подготовка и участие в семинарах:

  1. Вопросы семинара даются преподавателем заранее с кратким аннотированием каждого вопроса. При непонимании сути вопроса студенту необходимо обратиться к преподавателю с дополнительными вопросами.
  2. К каждому семинарскому занятию дается список литературы, по которой можно подготовиться в читальном зале Университета (читальный зал № 1,2) или взять для домашней подготовке в абониментском отделе библиотеки (корпус № 1, 1 этаж) или на кафедре. Также дается список дополнительной литературы для более широкого ознакомления с темой.
  3. К семинару студенту необходимо готовиться по всем вопросам, а не выборочно.
  4. При подготовке к семинару рекомендуется конспектировать информацию по теме в специальной тетради для ее дальнейшего использования при подготовке к рубежным контролям и экзамену.
  5. Ответы студента на самом семинаре должны соответствовать по содержанию тематике вопроса, быть четким, логически построенными и раскрывать суть вопроса.
  6. Студенты не должны перебивать и мешать отвечающему, внимательно слушать, все вопросы задаются по окончанию ответа.
  7. При участии в обсуждении дискуссионных вопросов студент должен поднять руку и по разрешению преподавателя изложить свою точку зрения или задать проблемный вопрос.
  8. Студент, не подготовившийся к семинару, получает штрафной балл и по согласованию с преподавателем может его отработать.
  9. Требования к дисциплине на семинарских занятиях соответствуют общим требованиям, как и на лекционных занятиях.
  10. При активном участии на семинаре студент получает по графику оценки соответствующие баллы.

Методические рекомендации по организации и проведению психологического тренинга. Необходимо сформулировать тему тренинга, цель, указать инструментарий (материалы, которые будут использованы в ходе проведения тренинга, например, фломастеры, карточки, акварель и т.д.). Тренинг включает: ритуал приветствия, разминку, упражнения, подобранные в соответствии с целью и темой тренинга, рефлексию занятия и ритуал прощания. Заключительная часть может включать обсуждение и обратную связь.

                                 Практическое занятие № 1.

      Тема:Генезис этнопедагогических идей в трудах известных педагогов, общественных деятелей.

    Цель: Рассмотреть основные вопросы нацонального воспитания и развития этнопсихологических идей  ( М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев и др.)  

Основные вопросы:

1.Вопросы национального воспитания и этнопедагогики в трудах Ч. Валиханова, И. Алтынсарина, А. Кунанбаева,

2.Развитие этнопедагогических идей в 20-30 г.г. 20века ( М.Дулатов, А.Байтурсынов, М.Жумабаев и др.)

      Методические рекомендации:

        Организовать семинар-диспут, обсуждение вопросов семинара, свободное высказывание    

    точек зрения, дебаты по проблемным вопросам.

Практическое занятие № 2.

Тема:Научно-практические предпосылки исследования теоретико-методологических основ казахской этнопедагогики .

Цель: Дать харатеристику научно-практическим предпосылкам теоретико-методологических основ казахской этнопсихологии.

Основные вопросы:

  1. Состояние и тенденции развития этнопедагогических исследований в современных условиях.

Проблемы этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе учреждений системы образования

Методические рекомендации:

         Выступление с минидокладами.По каждому вопросу организовать дискуссию,  

     обсуждение проблемных вопросов.

Практическое занятие № 3

Тема:Методологические основы казахской этнопедагогики

Цель: Рассмотреть основные методологические основы казахской этнопсихологии

Основные вопросы:

  1. Методология педагогики как ориентирующая основа казахской этнопедагогики.

Значение теории этноса в содержательно-терминологическом обосновании казахской этнопедагогики

       Методические рекомендации:

        Организовать семинар-диспут, обсуждение вопросов семинара, свободное высказывание    

    точек зрения, дебаты по проблемным вопросам.

Практическое занятие № 4

Тема:Методологические основы казахской этнопедагогики.

Цель: Рассмотреть основные положения казахской этнопсихологии.

Основные вопросы:

1. Этнопсихология в познании особенностей казахов, ее роль в этнопедагогике.

2. Сущность казахской философии в этнопедагогическом миропонимании.

Методические рекомендации:

         Выступление с минидокладами.По каждому вопросу организовать дискуссию,  

     обсуждение проблемных вопросов.

Практическое занятие № 5

Тема: Теоретические подходы к проблеме формирования казахской этнопедагогики

Цель: Дать характеристику теоретическим подходам в проблеме формирования казахской этнопсихологии.

Основные вопросы:

1. Казахская развитие психологической мысли как составная часть педагогической науки.

2.  Сущность и содержание казахской этнопедагогики.

    Методические рекомендации:

        Организовать семинар-диспут, обсуждение вопросов семинара, свободное высказывание    

    точек зрения, дебаты по проблемным вопросам.

Практическое занятие № 6.

Тема:Теоретические подходы к проблеме формирования казахской этнопедагогики

Цель: Дать характеристику теоретическим подходам в проблеме формирования казахской этнопсихологии.

Основные вопросы:

1. Казахская развитие психологической мысли как самостоятельная учебная дисциплина.

2. Предмет, объект этнопедагогики.

Методические рекомендации:

         Выступление с минидокладами.По каждому вопросу организовать дискуссию,  

     обсуждение проблемных вопросов.

Практическое занятие № 7

Тема:Казахская развитие психологической мысли в системе образования.

Цель: Рассмотреть основные вопросы развития психологической мысли в системе образования.

Основные вопросы:

  1. Использование материалов казахской этнопедагогики в процессе воспитания учащихся образовательных школ республики.
  2. Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы.

     Методические рекомендации:

    Организовать семинар-диспут, обсуждение вопросов семинара, свободное высказывание    

    точек зрения, дебаты по проблемным вопросам.

Практическое занятие № 8

Тема: Казахская развитие психологической мысли в системе образования.

Цель: Дать характеристику развития психологической мысли в Казахстане.

Основные вопросы:

1. Научно-методическое обеспечение внедрения концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы.

2. Перспективы исследования и внедрения казахской этнопедагогики в систему непрерывного образования республики.

Методические рекомендации:

         Выступление с минидокладами.По каждому вопросу организовать дискуссию,  

     обсуждение проблемных вопросов.

Практическое занятие № 9

Тема:Духовно – нравственное и гражданско – патриотическое воспитание в народной педагогике.

Цель: Рассмотреть основные положения гоуховно – нравственное и гражданско – патриотического воспитания в народной педагогике

Основные вопросы:

1. Народное понятие о благовоспитанности.

2.  Модели патриотизма.

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

Практическое занятие №10

Тема.Трудовое и физическое воспитание в этнопедагогике.

Цель: Дать характеристику трудового и физического воспитания и рассмотреть основные понятия.

Основные вопросы:

  1. Особенности трудового воспитания в казахском народе.
  2. Роль национальных игр в физическом воспитании.

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

Практическое занятие №11

ТемаМетоды, приемы и средства воспитания в этнопедагогике. 

Цель: Проанализировать новые перспективы в исследовании личности.

Основные вопросы:

1. Методы и приемы воспитания в этнопедагогике. 

2.  Средства народного воспитания. 

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

Практическое занятие № 12

Тема:Современное функционирование народной педагогики. Современный человек как цель народного образования.

Цель: Рассмотреть конструктивный подход в определении и содержания развития и эволюции личности.

Основные вопросы:

  1. Этнопедагогическая пансофия народов.
  2. Межнациональное, общечеловеческое в духовно – нравственных ценностях народов.

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

Практическое занятие №13.

Тема: Национальные обычаи и традиции народов Республики Казахстан как основа народного воспитания.

Цель: Рассмотреть национальные традиции народов РК.

Основные вопросы:

  1. Понятие обычаев и традиций: философское, социальное, психологическое и педагогическое определения.
  2. Структура обычаев и традиций. .

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

Практическое занятие №14.

Тема: Воспитательный потенциал традиционных религиозных учений.

Цель: Охарактеризовать воспитательный потенциал традиционных религиозных учений..

Основные вопросы:

1. Цели и задачи традиционных религиозных учений в этнопедагогике.

2. Особенности воспитания традиционных религиозных учений в казахском народе.

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам. Проведение методик, интерпретация результатов.

Практическое занятие № 15

Тема: Использование прогрессивных элементов народной педагогики в УВП общеобразовательных учреждений.

Цель: Дать характеристику использования прогрессивных элементов народной педагогики в УВП общеобразовательных учреждений.

Основные вопросы:

1. Концепция этнокультурного образования РК, Современные программы РК по народной педагогике.

Методические рекомендации:

Система семинарских докладов. Выступления студентов по отдельным вопросам.

    Методические указания по проведения СРСП

        С) самостоятельная работа студентов с преподавателями (СРСП)

        Самостоятельная работа обучаемого или студента – это планируемая работа студента, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его участия.

Самостоятельная работа обучаемого проводится по мере прохождения каждой темы лекционного или семинарского занятия.

СРО состоят из СРСП (самостоятельная работа с преподавателем) и СРС (самостоятельная работа студента).   

  СРСП выполняет две функции: консультативную и контролирующую. СРСП – это    

совместная работа студента и преподавателя, поскольку учебные занятия проводятся в  

диалоговом режиме, например тренинг, дискуссия, деловая и дидактические игры, 

презентация, составление кейса, разработка индивидуального, группового проектов и т.п.

Вопросы СРО даются преподавателем. Данные вопросы как и семинарские студент рассматривает самостоятельно по определенному преподавателем списку основной и дополнительной литературы.

СРСП – это 50 минут, в течение которого студенты совместно с преподавателем выполняют и разбирают заданный материал. Во время СРСП преподаватель консультирует студентов по всем непонятным вопросам и заданиям. В целях экономии времени СРСП будут проходить посредством интерактивных методов, таких как:

- Большой круг

- Мозаика

- Междусобойчик

- Работа в парах

- Презентация

- Мозговой штурм

Следующий вид СРО – это СРС. Она проводится самостоятельно каждым студентом вне аудитории. Для СРС преподаватель дает всем задание. СРС будут проводиться в следующих формах:

- подготовка письменной работы (реферата, доклада, контрольного задания, аннотации);

- возможна по желанию студента разработка научного проекта (для участия в студенческих конференциях и проектах);

- поиск виртуальной информации (посредством Интернета и локальной сети);

- освоением материалов электронного курса (посредством компьютерной системы, локальной системы).

   СРСП оценивается преподавателем по графику оценки. СРО считается выполненным, если    

  она выполнена в срок определенный преподавателем и соответствует требованиям по 

  форме предоставления

-дискуссия-занятие проводится в виде обсуждения докладов по заданным заранее вопросам. В ходе дискуссии студенты должны высказывать и отстаивать свою точку зрения, выслушать аргумент партнера;

-«Большой круг». Работа проходит в 3 этапа

Первый этап. Группа рассаживается на стульях в большом кругу. Учитель формулирует проблему.
Второй этап. В течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый студент индивидуально, на своем листе записывает предлагаемые меры для решения проблемы.
Третий этап. По кругу каждый студент зачитывает свои предложения, группа молча выслушивает (не критикует) и проводит голосование по каждому пункту – не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.
Прием “большого круга” оптимально применять в тех случаях, когда возможно быстро определить пути решения вопроса или составляющие этого решения.

  Аквариум– форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему “перед лицом  

общественности”. Малая группа выбирает того, кому она может доверить вести тот или

иной диалог по проблеме. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные 

ученики выступают в роли зрителей. Отсюда и название – аквариум.

     Таблица 2. Организация работы при использовании методе"Междусобойчик"

 

Этап Содержание деятельности
1. Индивидуальная работа Педагог предлагает задание (достаточно большое по объему): изучить и составить конспект трех-четырех параграфов учебника; продумать вопросы к дискуссии по актуальной теме и т.д. На подготовку и выполнение данного задания дается 15-20 минут. Важно, чтобы к концу контрольного времени каждый член группы имел свой вариант выполненного задания
2. Работа в парах (горизонтальные связи) Каждый участник выбирает себе партнера. Задание по содержанию остается прежним, но цель данного этапа заключается в нахождении общего решения между парами. Важно, чтобы найденное решение выражало общее мнение двух участников. Время для обсуждения - 10 минут
3. Работа в парах (вертикальные связи) Пары меняются. Содержание работы остается прежним. Новые партнеры обмениваются своими решениями и ищут возможность обновления проблемы, Время для обсуждения - 10 минут. Таким образом, каждый участник группы имеет возможность выслушать мнение другого, предложить свое понимание проблемы, поучиться отстаивать найденное решение
4. Принятие группового решения Члены группы собираются вместе. Поскольку все уже осведомлены о возможных способах решения, цель данного этапа заключается в выработке общих положений. при этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи (группы могут предложить решение в виде конспекта, рисунка, схемы, стихов и т.д.). Время - 10 минут

 

В конце занятий каждая группа предлагает найденное решение проблемы. Выбранная экспертная комиссия оценивает содержание и оформление предлагаемых проектов. Такая интерактивная форма работы помогает выработать навыки сотрудничества. Особенно полезна она для застенчивых ребят, предпочитающих отмалчиваться при большом скоплении народа. Микрогруппы-микромиры, как правило, благотворно влияют на самооценку таких детей и подростков.

3. Широко испльзуется при кредитной технологии обучения"Методика ведения дискуссии"(классическая схема). Цель метода: выявление основ проблемной дискуссии, определение роли ведущего, его функции. (Проблема дискуссии и материалы к ней подготавливаются заранее).

В начале занятия формулируется и записывается тема (тезиса). Важным условием в дискуссии является развертывание тезиса или заявленной темы. Если участники умеют правильно вычленить из темы занятия опорные слова и ключевые понятия, то это является залогом того, что дискуссия не "уйдет в сторону", не потеряет логической нацеленности, не зависнет на житейских примерах (что бывает весьма характерно для семинаров по педагогике). Знакомство с функциями ведущего; определение времени дискуссии. Обсуждение проблемы. Подведение итогов; выводы по дискуссии; оценка роли ведущего (по ранее определенным функциям).

Метод "Ролевая дискуссия".Цель: выявление в процессе игрового моделирования проблемных ситуаций дискуссии. Занятие строится таким образом, что каждый из участников "играет" какую-либо определенную роль: А) Ведущий, Инициативный, Спорщик, Соглашатель, Оригинал, Деструктор; Б) Лектор, Слушатель, Критик, Оппонент, и т.д. Занятия проходят с обязательной рефлексией, в ходе которой участники определяют адекватность "сыгранной роли", уточняют характер лидерской позиции, оценивают целесообразность прозвучавших аргументов, делают вывод о необходимости формирования у педагога умения поддерживать контакт с людьми, будучи в разных интерактивных ролях.

Метод"Заседание психолого-педагогического консилиума".Цель: отработка методики ведения беседы по педагогическим проблемам с учащимися и их родителями. Постановка проблемы (уточнение факта, который выносится на заседание ППК). Распределение ролей: руководитель консилиума, секретарь, школьный врач, школьный психолог, классный руководитель, "значимый" взрослый, родители, ученик. Выбор независимой экспертной группы (функция - фиксировать ошибки, допущенные участниками ППК), установление психологического контакта, постановка вопросов, понимание мотивов поведения ученика, родителей, учителя, эффективность ППК в целом и т.д.). Ход ППК: обсуждение происшествия только составом ППК, выбор прогноза решения проблемы; обсуждение с родителями, коррекция решения; обсуждение проблемы с учащимися; поиск общего решения. Эксперты оценивают заседание ППК, методику построения диалога (накопление согласий, поиск общего интереса, постановка проблемы и т.д.).

Ролевая методика дискуссии, предложенная Л.Д. Столяренко, позволяет включить в процесс организации и ведения дискуссии самих учащихся. Столяренко предлагается уже семь ролей: Ведущий, Инициативный, Спорщик, Соглашатель, Оригинал, Деструктор, Молчун. Дискуссия ведется участниками "большой семерки" остальные учащиеся на время дискуссии становятся независимыми наблюдателями, которые в конце занятия должны ответить на вопрос: "Каким образом та или иная роль оказывает влияние на ход дискуссии и ее решение?".

Семь добровольцев разбирают карточки (лежащие "рубашками" вверх), на которых определена конкретная роль и дана ее краткая характеристика:     - Инициатор захватывает инициативу с самого начала, отстаивает свою позицию с помощью аргументов и эмоционального напора.

- Спорщик встречает в штыки любые выдвинутые предложения и защищает противоположные точки зрения. Словом, придерживается позиции Портоса: "Я дерусь, потому что дерусь!.."

- Соглашатель выражает свое согласие с любыми точками зрения и поддерживает все высказывания говорящего.

- Оригинал, как правило, не ввязывается в спор, но время от времени выдвигает какие-либо неожиданные предложения.

- Организатор стремится к тому, чтобы высказались все участники, побуждает их высказываться, задает уточняющие вопросы.

- Молчун всячески избегает прямого ответа на вопрос, никто не должен понять, какой точки зрения он придерживается.

- Деструктор все время нарушает плавное течение дискуссии (что-то роняет, не вовремя хихикает, громким шепотом просит соседа подвинуться...).

Обязательные условия успешной дискуссии:                                                   - учащиеся должны иметь определенные знания по обсуждаемой проблеме; - участники должны вести себя в соответствии с полученной ролью;           - характер роли отражается только в поведении; это "тайна", которую не раскрывают до конца дискуссии.

Остальные учащиеся, которые наблюдают за разыгрываемыми дебатами со стороны, видят плюсы и минусы каждой позиции и решают для себя, какая роль является оптимальной для совместного обсуждения. Одновременно можно предложить школьникам вопрос: получится ли урок, если все ученики изберут роль Молчуна? Спорщика? Деструктора?

Методические рекомендации по организации и проведению психологического тренинга. Необходимо сформулировать тему тренинга, цель, указать инструментарий (материалы, которые будут использованы в ходе проведения тренинга, например, фломастеры, карточки, акварель и т.д.). Тренинг включает: ритуал приветствия, разминку, упражнения, подобранные в соответствии с целью и темой тренинга, рефлексию занятия и ритуал прощания. Заключительная часть может включать обсуждение и обратную связь.

Планы занятий СРСП.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 265.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...