Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция № 15. Тема: Казахская развитие психологической мысли в системе образования
1.Использование материалов казахской этнопедагогики в процессе воспитания учащихся образовательных школ республики Материалы первоначального изучения состояния подготовленности учителей казахских школ (СШ № 6 г. Аркалыка, СШ № 5 г. Тараза, Казахская женская гимназия г. Экибастуэ} и № 145 г. Алматы), к использованию материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе позволяет констатировать, что 53% учителей не имеют достаточной методологической и теоретической подготовки в области казахской этнопедагогики, 32 % - не имеют достаточной методической подготовки в эффективном использовании материалов казахской этнопедагогики и оптимальной организации учебно-воспитательного процесса, основанного на идеях казахской этнопедагогики. Около половины обследованных учителей, обладающих достаточным уровнем знаний по казахской этнопедагогике, не используют эти знания в практике воспитания детей, и лишь 15 % учителей, в основном получивших этнопедагогические знания в семье, во время обучения в вузе, чаще всего преподаватели казахской литературы и языка являются активными пропагандистами этнопедагогических идей в школе, среди родителей, а также организаторами методической работы по использованию материалов казахской этнопедагогики. Результаты опроса учащихся вышеотмеченных школ показали, что в знаниях учащихся о традициях есть существенные пробелы и недостатки. Исходя из данных констатирующего эксперимента, мы пришли к мнению, что использование материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе необходимо осуществлять в системе и комплексно, только такой подход может дать желаемые результаты. Вопрос об использовании материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе школы требует прежде всего создания такой системы, которая способствовала бы комплексному его использованию. В ходе опытно-педагогической работы нами были разработаны методические рекомендации по формированию воспитательных систем школ, представляющих собой диалектическое единство системы воспитательной работы и дидактической системы, основанных на идеях казахской этнопедагогики. Системообразующими компонентами воспитательной системы школы являются: цель, принятая всеми членами коллектива, деятельность по осуществлению этой цели, система управления, система взаимоотношений членов коллектива, освоенная школой среда (в нее входит и семья). При этом обращалось внимание на то, чтобы ценность воспитательных возможностей специфики казахской семьи - представленности трех ее поколений: дети, родители (мать, отец), родители родителей (бабушка, дедушка) была максимально учтена в процессе воспитания. Следует учесть, что школа и семья являются взаимообусловленными и взаимосвязанными частями единого целого. Каждая из этих компонентов, преследуя общую цель, выполняет свои специфические функции. Функции воспитательной системы: интегрирующая - приводит к соединению в одно целое ранее разрозненные несогласованные воспитательные воздействия; регулирующая, которая дает возможность упорядочить воспитательный процесс, управлять им; развивающая, обеспечивающая динамику системы, ее поступательное развитие. Целеполагание в процессе создания воспитательных систем школ играет огромную роль и нацелена на: формирование целостной, научно обоснованной картины мира; приобщение детей к общечеловеческим ценностям; формирование адекватного этим ценностям поведения; формирование у ребенка осознания собственного " Я". Общее в воспитательных системах школ: идея, комплекс целей; ориентирование на развитие личности ребенка; выход на взаимодействие со средой; межвозрастное сотрудничество; наличие единомышленников. Формы организации воспитательного процесса на основе комплексного подхода к нему: воспитательные центры (школьные музеи, обсерватории); воспитательные комплексы; воспитательные ситуации. Основными показателями эффективности, действенности управления воспитательными системами школы являются: личность ребенка, его самочувствие в коллективе, включенность в деятельность, субъектная позиция в этой деятельности, его ценностные ориентации, уровень образованности, характер самореализации и т.д. По данным исследования изучено, что использование духовных ценностей народа позволяет школьникам ориентироваться не только в установившихся нормах поведения, но и во вновь формируемых, прежде не встречавшихся в жизни народа; оно помогает анализировать нестандартные ситуации, устанавливать контакты с людьми, определять собственную позицию в отношениях со сверстниками и взрослыми. Воспитательные системы современной казахской школы характеризуются следующими особенностями: наличие малой концепции школы, определяющей своеобразие и уникальность воспитательной системы данной школы; устав школы, наличие правил, заповедей, системы норм, регулирующих культуру поведения школьников, родителей, учителей, принятых единым коллективом; особое внимание уделяется обучению на родном языке, обучение второму (русскому) языку на основе родного, когда ребенок усвоил устную речь и письмо (с 3 класса или с 5 класса, исходя из конкретных условий); обучение иностранному языку на основе родного; введение специальных курсов (Казахский национальный танец, Изобразительное искусство и др.), учитывающих специфику и колорит казахской культуры; введение специальных дисциплин: Эдеп, Халык, тагылымы, Ауыз едебиете и др.; при обучении основам наук учитывают особенности менталитета народа, типа его хозяйственной деятельности, среды, проживания, ландшафт, экологии, обычаев и традиций. Благодаря комплексному внедрению материалов казахской этнопедагогики через воспитательные системы школ, уровень знаний учащихся о народных обычаях, традициях заметно повысился. У некоторой части учителей базовых школ повысился интерес к научно-исследовательской работе (10 %), к творческой научно-методической работе (28 %), а у учителей, имеющих достаточный уровень методической подготовки, он повысился до 57 %. Лекция 16 Тема: Психологическая мысль Х. А Яссауи. 1.Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения Х. А Яссауи. 2.А. Яссауи и суфизм интеллектуальный ислам. 3.Духовное достояние тюркских народов , произведение А Яссауи «Дивани Хикмет». Ходжа Ахмет Яссауи родился в городе Сайрама близ Чимкента в 1103 году. Его отец Ибрагим, сын Махмуда был похоронен в городе Сайрам. В этом же городе находится могила матери Ахмеда- Карашаш. Первыи духовным наставником и воспитателем Ахмеда был знаменитый шейх Арслан – Баб. После его смерти Ходжа Ахмед переехал в Бухар и прошел сложный курс суфийского учения у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани, получив право объяснять «пути к познанию истины». Некоторое время он был главой бухарской общины суфиев, однако вскоре расстался с этим почетным местом, по- видимому, не дававшим ему морального удовлетворения, и переехал в город Ясы. Здесь Ходжа Ахмед развертывает свою проповеденческую деятельность. В своих проповедях Ходжа Ахмет Яссауи призывал людей быть добрыми, учил презирать стяжательство и алчность. В поэтическом диване «Хикмет» Ходжа Ахмет излагает основы суфийского учения, дает различные житейские советы, рассуждает о бренности божества, выступает в защиту справедливости. «Диуани хикмет » («Книга мудрости») написана на старотюкском языке с кыпчакским диалектом. Язык произведения очень простой. В «Диуани Хикмет» излагается основные правила и догмы ислама. Большое внимание автор удиляет толкованию 4 позиций: шариата, тарихата, хакихата, магрифата. Шариат- это законы, традиции, обряды исламской религии. Тарихат- это идея суфизма. Хакихат- приближение, объединение с богом. Марифат- познание религии. Само определение человека невзможно без духовного напряжения, без искренней самоотдачи, вплоть до готовности пожертвовать жизнью. Ахмет призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира к терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте. Благодаря ему, тюрский язык был введен в литературный обиход. Он сумел соединить новизну религиозную идеологию с массовым сознанием, тенгрианского- шаманистским, зороастрийским. В этлм процессе значительную роль сыграло яссауиское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Лекция № 17 Тема: Концепция этнопедагогического образования студентов высшей школы Настоящая Концепция подготовлена диссертантом в соавторстве с профессором С. А. Узакбаевой. Тема: «Этнопедагогическое образование студентов высшей школы». Содержание данной концепции. I. Этнопедагогическое образование - основа гуманизации подготовки будущих учителей. В процессе обновления и демократизации общества, в условиях приобретения республикой суверенитета, когда переосмысливается история нашего общества, деятельность многих его социальных институтов, возвращаются забытые или запрещенные в свое время явления духовной жизни народа, одной из актуальнейших проблем современности становится возрождение культурно-исторического наследия прошлого, одним из компонентов которого является этническая педагогика с ее богатейшими прогрессивными традициями и опытом воспитания подрастающего поколения. Социокультурные и духовные ценности народа, его традиции всегда играли важную роль в гражданском становлении человека, в формировании его нравственных и трудовых качеств, в социализации личности в целом. Поэтому так необходимы сегодня объективная оценка исторической роли этих феноменов, изучение формирующего влияния различных воспитательных институтов. Знание, осмысление и переработка педагогической культуры прошлого помогут в успешном решении сложных проблем воспитания детей и молодежи в современных условиях. Без изучения и использования этнопедагогики не может быть полноценного воспитания личности. Обновление содержания образования с учетом общечеловеческих ценностей, исторического опыта, многовековых культурных традиций выдвигает новые требования к процессу подготовки будущих учителей, так как эффективность воспитания учащихся средствами этнопедагогики определяется личностью самого учителя, уровнем его теоретической и практической подготовки. Это потребует не только новых организационных форм, теоретических и методических разработок, но и ломки устоявшихся стереотипов в сознании работников системы образования и широкой общественности. В современных условиях возрастает объективная необходимость формирования личности полноценного учителя - гуманиста, патриота, его специальной теоретической и практической этнопсихологической и этнопедагогической подготовки. Программное, обязательное изучение общей этнопедагогики предполагает расширение, углубление знаний по национально-региональной и частной этнопедагогике. Первоначальные, пропедевтические сведения по этим частным отраслям этнопедагогических знаний сообщаются как иллюстративный материал в курсе общей этнопедагогики. На следующем этапе изучаются особо – на спецкурсах, спецсеминарах, факультативно, по выбору - национально-региональная культура воспитания и частная развитие психологической мысли. Национально-региональная развитие психологической мысли позволяет детально, как отмечает автор, разобраться в общности народных педагогических культур, в их духовно-нравственных взаимных связях. Спецкурсы, по мнению автора, могут быть как обширными, так и специализированно узкими: Развитие психологической мысли народов Российской Федерации, Развитие психологической мысли славянских народов, Развитие психологической мысли народов Средней Азии, Развитие психологической мысли народов Северного Кавказа, Развитие психологической мысли тюркских народов, Развитие психологической мысли народов Сибири и Дальнего Востока, Воспитательные традиции буддизма и др. Все вышеизложенное дает основание рассматривать казахскую этнопедагогику как самостоятельную учебную дисциплину, исследующую процесс обучения и воспитания с учетом особенностей казахского этноса. Концепция предполагает непрерывное совершенствование содержания образования, стимулируя тем самым развитие педагогического творчества в параллельных и альтернативных направлениях, а также отказ от этнопедагогического образования по одинаковым учебным планам и программам. При этом необходимо учитывать такие факторы, как 1) специфика факультета, 2) национальный состав студентов, 3) интересы студентов. Затем дифференцировать, в зависимости: от специфики факультета; от пола; от того, из какого региона они приехали (сельские, городские); от демографических условий (из многодетных семей; единственный ребенок; у кого воспитывался: у бабушки, дедушки; в полной семье; в неполной семье); с учетом этнической психологии очень тщательно относиться к отбору этнопедагогического содержания. Для того, чтобы этнонедагогические дисциплины раскрыли свой воспитательный потенциал, нужно коренным образом изменить сегодняшнюю ситуацию в высшей школе, при которой развитие психологической мысли как конкретная научная дисциплина, хотя и включена в учебный план, однако по целому ряду причин не выполняет своего предназначения - открыть двери в сокровищницу народной мудрости. Напротив, современное состояние преподавания этнопедагогики нередко полностью отбивает охоту познать этнокультурное наследие своих предков. Работники системы образования зачастую не осознают, что развитие психологической мысли как самостоятельная дисциплина способна стимулировать процесс гуманизации личности будущего учителя, вводя его в мир человеческих отношений окружающих его людей, в историю людей разных эпох и народов, их культуры, традиций, обычаев, в мир красоты и нравственности. И делает это лучше, легче и естественнее, чем другие дисциплины, так как она организует обучение и воспитание с учетом этнических особенностей определенной этнической общности (Е. Л. Христова). Этнопедагогическое образование по самой сути своей может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира будущего учителя, его духовно-нравственного облика. Целью этнопедагогического образования в подготовке учителя должно быть формирование национального самосознания, ответственного, неотчужденного отношения к истории, языку, культуре и традициям своего народа. В основу содержания этнопедагогического образования студентов могут быть положены теоретические и методологические принципы разрабатываемой экспериментальной программы по этнопедагогике; концепции этнокультурного образования; идеи казахской философии; принципы народности, природосообразности, культуросообразности, приоритета родного языка. Структура содержания этнопедагогического образования должна обеспечить связь его целей и задач в соответствии с возрастными периодами развития личности на всех этапах обучения в вузе. Содержание этнопедагогического образования можно реализовать через различные формы аудиторных занятий: лекции, семинарские, лабораторно-практические занятия, спецкурсы, спецсеминары; внеаудиторных занятий: педпрактика, УИРС, НИРС, курсовые работы, рефераты, дипломные работы, встречи, тематические вечера, круглый стол, музыкально-литературные лектории, экскурсии, диспуты, конференции, конкурсы, КВН, олимпиады. Методы: рассказ, беседы, интервью, тренинги, тестирование, объяснение, обсуждения, показ, упражнения и т.д. Средства: устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство; национальные игры (детские спортивные, конно-спортивные, молодежно-развлекательные), традиции и обычаи; ритуалы, церемонии и т.д. Результат: теоретическая готовность, практическая готовность, нравственно-психологическая готовность будущего учителя к использованию материалов казахской этнопедагогики в практической деятельности. Лекция №18 Тема: Психологические идеи в творчествах жырау и акынов. 1.Отрожение исторических событий героической поэзии. 2.Функции жырау: порицание, разрешение политические и государственные вопросы, хранители генеологии родов. 3.Морально- психологические качества народов и провителей. Акынство, как особая форма творческого отражения действительности, появилась в Казахстане вместе и с наряду с формированием казахских ханств. По всей вероятности, форма именно поэтического, песенного освоения действительности возникла в данном месте и в рассматриваемое время не случайно. Словесное искусство казахких жырау и акынов выросло на почве устного народного творчества и органгически было связано с ним как по объекту отражения жанром, так и по содержанию, т.е по идейной направленности и существу преследуемых целей. Жырау и акыны с течением времени становились фактически влиятельной интеллектуальной силой, формирующей не только политическое мышление ханов, султанов, биев, но и мировоззрение и мировоззренческую ориентацию различных слоев общества. Наиболее ранними представителями поколения жырау были Казтуган, Асан- Кайғы, Досмамбет жырау, Шалкииз жырау.Творчество их выражалось главным образом , в форме толгау,в которых довались советы правителям,как управлять народом, а народу наставления, как вести себя в той или иной обстановке, делались попытки объяснить смысл изменений, присходящих в природном мире и в общественной жизни.Нередко в форме толгау обосновались принципы морали, нравственные установки и требования.многие жырау были объязательными участниками военных сражений, сочиняли песни- восхваления, посвященные отываге витязей, умело побеждавших врагов , выступали со стихами, воодушевлявших воинов на подвиги. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |