Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция № 19 Тема: Казахская развитие психологической мысли в системе образования.
1.Научно-методическое обеспечение внедрения концепции этнопедагогического образования студентов высшей школы В ходе исследований большое внимание уделялось этнопедагогической подготовки будущих учителей, поскольку этническое воспитание учащихся зависит от подготовленности к данной работе учителя. Выявление уровня знаний у студентов по казахской этнопедагогике и их умения использовать материалы казахской этнопедагогики в своей практической деятельности, проводилось по следующим критериям: наличие положительного отношения к знаниям по казахской этнопедагогике; знание сущности основных этнопедагогических понятий и терминов, знание сущности прогрессивных традиций и обычаев; владение навыками использования материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе. Результаты показали недостаточную подготовку студентов казахской этнопедагогике. В целях реализации Концепции разработаны Дополнения к использованию материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин, где систематизируются по отдельным разделам и темам данных курсов необходимые материалы казахской этнопедагогики. Целью Дополнений было ознакомление студентов с прогрессивными идеями казахского народа в области воспитания, с педагогическим опытом, собранным им в течение своей многовековой истории, которое позволит будущим учителям использовать средства и методы воспитания казахской этнопедагогики в своей воспитательной деятельности. Цель программы: ознакомить студентов с традициями воспитания детей казахов, с уникальными обычаями, методами и приемами воспитания. Содержание программы имеет задачу приобщить студентов к системе этнопедагогических знаний; последовательному изучению материалов, способствующих формированию этнопедагогических умений и навыков, и их творческое использование в педагогической деятельности. Например, студенты реализуют полученные знания в процессе педагогической практики, подготовки научно-методических докладов, рефератов. Исследование доказывает эффективность применения Дополнений. В итоге у студентов повысился интерес к казахской этнопедагогики в целом, в частности к традициям, обычаям народа, к методам и средствам воспитания детей у казахов. Возникла потребность в их усвоении, сформировалась положительное отношение к культуре казахского народа, к изучению понятий и терминов казахской этнопедагогики. В дополнение предлагается использовать материалы казахской этнопедагогики в 11-ти темах лекций. Из них в разделе Общие вопросы педагогики - в двух темах; в разделе Теория воспитания - восьми темах; в разделе Школоведение - в одной теме. А также в 5-ти темах семинарских занятий. Предлагаемые темы семинарских занятий новые, построены в русле казахской этнопедагогики. 2. Перспективы исследования и внедрения казахской этнопедагогики в систему непрерывного образования республики В настоящее время приобретает особую актуальность преодоление без национального характера так называемого интернационального сознания и поведения... Исследователи глубже стали проникать в сущность понятий народное и национальное (Р. В. Рудь, М. И, Стельмахович), поясняя при этом, что развитие психологической мысли связана с конкретной этнической принадлежностью (М, И. Стельмахович). Намечен методологический подход в выборе оснований этнопедагогики. Акцентируя внимание на том, что народная педагогика составная часть народной культуры (Е. Л. Христова), ученые обосновывают культурологический подход к исследованию этнопедагогики. Определения этнопедагогики четко подчеркивают ориентированность этой дисциплины на учет этнических особенностей в воспитании и обучении. В целях улучшения качества исследования по этнопедагогике, важно обратить внимание на следующие ориентиры, предложенные В. М. Полонским. В развитии педагогики он выделяет два направления: перспективное и ретроспективное. Оба взаимосвязаны и не могут существовать независимо друг от друга. Первое ориентируется на получение новых знаний, разработку инновационных технологий в образовании. Второе нацелено на систематизацию и анализ уже наработанного материала, строит свое знание на фундаменте знаний, накопленных предыдущими поколениями ученых и практиков. Для этого исследователь должен уметь классифицировать результаты исследований по уровням, которые отражают место полученных знаний в ряду известных: 1. Уровень конкретизации: когда результат уточняет известное, конкретизирует отдельные теоретические или практические положения, касающиеся педагогики, методики и т.д. 2. Уровень дополнения: когда полученный результат расширяет известные теоретические и практические положения в обучении и воспитании. Открывает новые грани проблемы, которые ранее не были известны, но в целом картину не меняет. 3. Уровень преобразования подразделяется на: а) дискуссионно-гипотетическую новизну, когда результаты еще не вполне доказаны, встречают еще противодействие у части ученых; б) общепризнанную новизну, когда сомнения исчезают на этом этапе. Для обогащения и дальнейшего развития этнопедагогики как самостоятельной научной дисциплины необходимо: -разработать концептуальные основы этнопедагогики как научной дисциплины:, -уточнить специальную терминологию, добившись ее однозначности; -определить связи этнопедагогики со смежными науками, ее место в системе наук о человеке; -установить взаимосвязь и взаимодействие эмпирического и теоретического в этнопедагогическом познании. Назрела необходимость развивать исследования в следующем русле, позволяющем углубиться в сущность взаимосвязей: этнопедагогики и этнопсихологии, этнопедагогики и этнокультурологии, этнопедагогики и философии, этнопедагогики и педагогики, этнопедагогики и социальной педагогики. Разработка методологических основ высветила необходимость исследований проблем казахского менталитета в аспекте взаимосвязи этнопедагогики, этнопсихологии, этнофилософии. В настоящее время работа по внедрению материалов казахской этнопедагогики в учебно-воспитательный процесс школ осуществляется целенаправленно через воспитательные системы школ. В этом плане проводится большая работа в масштабе республики, на сегодняшний день стало традицией проведение республиканских семинаров-панорам моделей воспитательных систем школ. Лекция № 20 Тема: Психологические воззрения Ч.Уалиханова.
Тема: Психологические взгляды казахских просветителей. Воззрения Ш. Уалиханова. Психологические особенности казахов в творчестве Чокана Уалиханова занимают весьма заметное место. Следует отметить , что пристальный интерес ко всему, что касается этого вопроса, присущ всем казахским просветителям второй половины 19 века и это не случайно. Чокан Уалиханов родился в 1835 году в крепости Кушмурун Кокчетавской области. Еще юношей он проявил большой интерес к духовному богатству родного народа. Любовь к духовной культуре родного народа освещала всю его жизнь. Лекция № 21 Тема: Отражение психологии народа в народном фольклоре, в традициях и обрядах. 1.Устное народное творчество как наиболее характерное для кочевой культуры. 2. Национальные традиции, обычаи, обряды казахского народа. 3.Жанры казахского фольклора. Духовное раскрепощение личности способствует значительному повышению интереса к ценностям культуры, сохранению памятников старины , углубленному изучению народного творчества. Она олицетворяет собой думы и чаяния народа, отражает его идеалы, воззрения, представления о человеке , семье о детях, о воспитании подрастающего поколения. В любой пословице всегда присутствует психологический, педагогический момент – назидательность.Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности трудящихся: познавательно-интеллектуальные, производственные, эстетические, нравственные и др. Пословицы – не старина , не прошлое, а живой голос народа : народ сохраняет в своей памяти только то , что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом , оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего - осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалом , ожиданиям и чаяниям. Пословицы и поговорки – один из самых активных и широко распространенных памятников устного народного поэтического творчества. В них народ на протяжении веков обобщал свой социально- исторический опыт. Пословица создается всем миром , поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни , наблюдения народного ума.Ценность пословиц выясняется расшифровкой их смысла, требующей проникновения в их глубину. Система обычаев и традиций любого народа- результата его воспитательных усилий в течение многих веков. Через эту систему каждый народ воспроизводит себя , свою духовную культуру, свой характер и психологию в ряду сменяющих друг друга поколений. Таким образом , обычаи, традиции в своем статическом состоянии- это своего рода «пакет» , содержащий соответствующие идеи, духовные качества и обрядовые акты, которые старое поколение передает молодому в совместной с ним деятельности, чтобы направить действия , мысли и чувства молодого поколения. Найболее эффективной стороной развития обычаев и традиций является их обрядовая сторона. Обрядовая форма возникает только тогда , когда все остальные составные части обычая, традиции уже более или менее прочно утвердились в общественной и личной жизни. Обычаи-простые нормы общественных отношений нацеленные на соблюдение порядка отношений в повседневной жизни. Традиция- система сложных общественных отношений, нацеленных на формирование важнейших духовно- нравственных качеств личности. Лекция № 22 Тема: Психологические воззрения Ш.Кудайбердиева. Психологические воззрения Ш. Кудайбердиева. Один из известных исследователей творческого наследия Ш Кудайбердиева и превосходный переводчик на русский язык Б. Кайрбеков пишет: «Можно смело назвать Ш. Кудайбердиева первым казахским ученым – историком, который подверг научной критике известные к тому времени сведения, как устные так и письменные о происхождении тюрских народов»Он был общепризнанным поэтом, выдающимся композитором, крупным религиозным деятелем и эрудированным философом. Родина Шакарима Кудайбердиева (1858-1931)-предгорья Чингистау нынешнего Абаевского райрна Семипалатинской области. В семи летнем возрасте он остался без отца и его приняли на воспитание его родной дядя великий Лекция 23 Тема: Психологические идеи Аль-Фараби. Абу Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Тархан Узлаг Аль-Фараби, известный на средневековом мусульманском Востоке как «Второй учитель» (т.е второй после Аристотеля),родился в г. Фарабе, расположенном на Сырдарье при впадении в нее р. Арысь, в 870 г. в тюрской семье.Руководимый жаждой знания, Аль- Фараби в молодые годы, когда еще острым и свежим бывает восприятие мира, отправляется в путешествие. Многие годы он проводит в Багдаде – политическом и культурном центре Халифата. Здесь он основательно наполняет свои знания, входит в контакт с видными учеными и благодаря эрудиции, силе мысли и величию характера довольно быстро занимает среди них первенствующиее положение. Но у догматически настроенных богословов возникает личная неприязнь к нему, смешанная с завистью, а главное – оппозиция ко всему строю его мыслей, ориентированному на познание реальных вещей и поиски достижения счастья в земной жизни. В конце концов Аль-Фараби был вынужден покинуть этот город.О Богдаде и его роли в духовном формировании Аль- Фараби следует сказать особо. Прежде всего это был центр интенсивной культурной жизни. Именно в ней пересечение различных культурных традицей и влияний сказалось с найбольшей силой. Языческие верования , иудейство, христианство, ислам, культуры разных народов создвали импульс для становления мыслей, их шлифовки, возвышение над локально- этнической узостью.Багдад был Меккой для интеллектуалов того времени . В нем они «пробовали» свои силы , создавали школы , вступали в соперничество, добивались успеха , изгнания , возвышения и унижения. В творчестве Аль-Фараби исключительное место занимает Аристотель. Аль-Фараби стремится создать синтетическую картину мира, охватывающую космос, человека, его разум и находящую выход для человеческого бытия религиям. Имея в виду это обстоятельство, и мы начнем анализ его мировоззрения с изложения основных исходных принципов, которые связаны у него с общей концепцией строения Вселенной . Для развития науки в Халифате в особенности были характерны две черты, которые в полном мере проявились в творчестве Аль- Фараби – это энциклопедизм и рационализм. У Аль- Фараби мы видим критическое отношение к токой науке , как астрология в формировании которой религиозные мотивы, пророчество сыграли немалую роль. Аль- Фараби скептически настроен к предсказаниям судеб человека по расположению небесных тел. Аль- Фараби , отдавал предпочтение философии, занимался многими частными и прикладными дисциплинами. Стиль мышления Аль- Фараби отличается рационалистическим максимализмом, уверенностью в предназначении человеческого разума решить не только проблемы познания , но и этики и политики. Ярко выраженной чертой творческого почерка Аль- Фараби является методологизм. Все общефилософские проблемы он доводит в конечном счете до методологического уровня, до выяснения способов и форм постижения реальности. Нельзя не считаться с элементами эзотеричности зашифрованности в изложении мысли. Сам Аль-Фараби об этом говорит неоднократно, считая что истина во всей своей глубине вначале не всегда может понятно и поэтому ее следует оберегать от вульгаризации, опошления. Жесткие рамки дозволенного, определенные ортодоксией, должны быть приняты как «правила игры». Философские воззрения Аль-Фараби могут быть правильно поняты в их самобытности, если мы воспримем их конкретно- историческую систему положений , связанную с определенной эпохой и отражающую ее. У Аль- Фараби форма в целом мыслится как особая умопостигаемая сущность. В «Ответах на разные вопросы ,заданные Аль- Фараби» говориться о трояком существований формы: 1) в сочетании с чувственным восприятием (восприятие формы вещи вместе с матерей) 2) В сочетании с интеллектом (абстрагирование формы от материи) 3) в сочетании с телом (вещь и ее форма). Аль- Фараби последовательно отстаивает положение о вечности мира. Концепция разума является основой теории познания Аль- Фараби, благодаря ей былди созданы предпосылки для разработки гносеологии в восточном перипатетизме. Для Аль- Фараби приоритет разумного познания бесспорен. Весьма важно и то, что он предпосылает ему чувственное познание как низшую, но необходимую ступень. В теории познания Аль- Фараби четко обрисовываются и материалистические и идеалистические тенденции: с одной стороны, человек предстает как обладатель творческого начала которое ведет его к познанию мира, а с другой стороны, исходный и конечный пункт познания заключаются в первой причине всего сущего. Цель теоретического знания по Аль-Фараби является изучение существующих вещей, теоритическое знание включает знания вещей, о которых он не знает , как и откуда они возникли. Аль- Фараби их называет первыми знаниями. Все остальные знания основываются на них и получаются «путем размышления ,изучения, исследования, учения и обучения.»Чувственная ступень познания по Аль-Фараби , связана с воздействием внешнего мира на органы чувств человека. В формировании следующей- абстрактного мышления – решающая роль отводится разуму. Таким образом , мы видим в творчестве Аль- Фараби единство философского и естественнонаучного знания, создающее стройную картину мира на основе тщательно разработанной теории познания и методологии. Лекция №24 Тема: Гуманизм Аль-Фараби. 1.Аль- Фараби основоположник гуманистической традиций в арабоязычной философии. 2.Человек как существо общественное. 3.Гуманистические идеалы Аль- Фараби. В истории мировой научной мысли Фараби является одним из энциклопедических умов. Для Фараби как и для других представителей «мусульманского возрождения» характрны поиск «человеческого элемента» в науке, антропоцентристская устремленность научных интересов. Более того , гуманизм науки и философии той эпохи воплотился в его творчестве, которое является энциклопедией научных знаний того времени. Научная деятельность Фараби неразрывно связана с просветительской работы. Цель каждой работы Фараби видел в том, чтобы она оказалось чем-либо полезной человеку. Например в «Слове о классификации наук» Фараби пишет: «С помощью этой книги человек может сопоставить науки между собой и знать, какя наука из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее, и сильнее, а какая менее значительна и слабее». Поиском «человеческого элемента» в науке и обусловлен интерес Фараби не столько к ее конкретной, эмпирической стороне , сколько к ее теоритическим и философским проблемам. В своих научных поисках Фараби , прежде всего , остается философом, интерес к науке которого подчинен главной цели: рациональному осмыслению многогранного мира человеческого бытия на основе убежденности в том , что «нет более веских, полезных и сильных доводов, чем свидетельства различных знаний об одной и той же вещи….» Таким образом , естественнонаучные знания и философия у Фараби являются равноправными , взаимосвязанными и взаимодополняющими способами познания различных сторон человеческой жизни, а вся его научная деятельность проникнута единым стремлением способствовать дальнейшему прогрессу общества , который он не мыслил без совершенствования каждого индивидуума , члена общества. Абу Насыр Аль- Фараби впервые на средневеком Ближнем и Среднем Востоке выдвинул в качестве объекта философского осмысления вопросы о человеке и человеческом обществе, тем самым расширив границы рационального миропонимания до познания сущности человека, смысла его жизни. Фараби как и Аристотель выделял человека из всего мироздания не только как разумное животное, но и как человеческое, или гражданское животное, вследствие того, что в природе человека имеется свойство входить в связь и взаимодейсвие с другим человеком или группой людей. Причинно этого , согласно Фараби , заключается в том. Что человек нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в неком сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он видит потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении. Сопричастное к природе видение человека у Фараби обусловило понимание им общества как нечто сообразное с человеческим естеством , более того, философ уверен, что «лишь через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того,что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе» Цель общества и каждого человека Фараби видел в счастье, которое он интеллектуалистически объяснял как предельное знание.Развивая далее идею гармонии общества и индивида, Фараби приходит к выводу , что лучшее государство-то, которое в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность ,отдающая все свои силы на благо общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам.в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность ,отдающая все свои силы на благо общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам. Своеобразие гуманизма Аль- Фараби ,то новое , что он дал для развития гуманистических идей , состоит в его направленности против исламского фатализма Лекция 25 Тема: Психологическая мысль XI-XII в.в 1.Психологические воззрения Юсуфа Баласагуни 2.Просвещение путь к счастью. В конце 10 века, было образовано государство Караханидов. В начале 11 века столица Караханидов была перенесена из г Баласагун в город Кашгар. Стремясь обрести славу просвященных правителей, караханиды держали при дворе поэтов , ученных, архитекторов- строителей, астрологов внесших огромный вклад в развитие культуры. Тем самым город превращается в крупный литературный и культурный центр . Творчество Юсуфа относится именно к этому периоду. Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Сам Юсуф называет этот город Куз- Орда. Он происходил из знатной тюрской семьи и получил хорошее по тем временам образование. Отец Юсуфа был известный музыкант и посветил правителю Баласагуна произведение для кобыза «Дарди Хусани». Юсуф воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюрским языкам, а также, арабскому и китайскому. Кроме того он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Известно также, что он был министром при дворе правителя восточной части государства Караханидов. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма «Кудатгу Билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное знание». Это поэма обессмертила его имя, материал для нее автор собирал более 30 лет, а работа над поэмой заняла лишь полтора года.В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейна озера Иссык-Куля и Кашгарией, действующие лица- исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание- единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. «Благодатное знание» является этико- моралистическим трактатом с глубоким философско- дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения разных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель – это соблюдение закона, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни. Основная проблема, которая поднимается в «Кудатгу Билик»- проблема нравственности. Пропаганда добра и добрых дел стала основой морально- этических норм, выдвигаемых Юсуфом Баласагуни. Поэт напоминает человеку, что вечно лишь доброе имя, оставленное добрыми делами. Только в обществе, где есть справедливость и закон- счастлив народ. Признаками счастья, по мнению Юсуфа, являются знание и хорошее воспитание. Обязанность родителей считает поэт- воспитывать подрастающее поколение в строгости, скромным и трудолюбивым. Поэма состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. Работа Юсуфа является одним из первых энциклопедических произведений на родном языке тюрков. Она является суммой знаний по различным областям науки и культуры своей эпохи, в ней собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности , рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в обществе, природе. Лекция №26 Тема: Психологические взгляды Абая Кунанбаева. Всегда, когда возникает общественная потребность осмыслить время, в особенности время переломное, оно выдвигает людей, для которых это становится внутренней потребностью. К числу таких людей можно отнести выдающегося казахского поэта и демократа, просветителя 19 века Абая Кунанбаева, мировоззрение которого формировалось в период распада патриархально- феодальных отношений и зарождения отношений капиталистических, когда на жизнь казахской степи стало усиливаться. Чем дальше вглубь истории уходила эпоха Абая, тем острее осознавалась необходимость изучения его многогранного наследия. Первыми за эту работу взялись литературоведы, значительно позднее педагоги. В Казахстане написано немало исследований об Абае Кунанбаеве как великом поэте, мыслителе, просветителе, демократе дореволюционного периода это работы М. Ауэзова, К. Бейсембиева, Е. Бекмаханова, О. Сегизбаева, Б. Габдуллина, С. Зимнова, А. Маргулана, С. Муканова, М. Сиьченко, Н. Смирновой и др. Менее изучено его просветительско-педагогическое наследие. Поэтическое творчество Абая неотделимо от его педагогических взглядов. О необходимости исследования произведений Абая с точки зрения их воспитательного значения впервые заговорил М. Ауэзов. «Возьмем назидания Абая о человечности, - писал он. - Среди них есть немало таких, которые с большим успехом послужат и для нашей действительности». Отбирая исторически-прогрессивное из наследия Абая и ставя его на службу нравственному и эстетическому воспитанию учащихся, М. Ауэзов прежде всего обращается к патриотическим и интернациональным мотивам творчества поэта. Поэт восстал против отсталости и рутины в общественной жизни, всей душой радостно приветствовал то новое, чему сам был свидетелем. Он призывал молодежь к учению, к овладению русской наукой, различными новыми ремеслами, советовал трудиться честно, на благо общества. Особое значение в воспитании молодежи Абай придавал семейному воспитанию. Первые и самые главные воспитатели, учителя, по мысли Абая, - это родители. Абай свято верил, что время, полное невежества и темноты, уйдет, и его сменит светлый мир, который будет построен молодыми. В раскрытии педагогических взглядов Абая следует отметить работы таких казахстанских ученых, как Т. Тажибаев, К. Жарикбаев, Х. Суюншалиев А. Казыбаев, Э. Нильдибаев, А. Сембаев, С. Срымбетов и др. Их исследования касались отдельных аспектов его педагогического наследия. В данной работе оно раскрывается в комплексе. Педагогические взгляды Абая формировались в условиях феодально-родового строя, отдаленного от нас целой исторической эпохой. Однако они либо очень близки, либо совпадают с нашими взглядами по очень важным аспектам педагогической теории и практики «его отношение к телесным наказаниям, ряд принципов обучения и воспитания: взаимосвязь между трудовым, нравственным, умственным, эстетическим воспитанием; признание ведущей роли воспитания в формировании личности; труд как одно из главных средств воспитания и т.д.». Это стало возможным благодаря выдающимся способностям Абая и тому, что великий просветитель был хорошо знаком с историей материальной и духовной культуры народов Востока, революционно-демократическими и педагогическими взглядами Н.Г. Чернышевского, В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, К.Д Ушинского, выдающихся педагогов и просветителей Западной Европы. Постижение педагогических взглядов Абая невозможно без изучения национальных истоков его творчества, без понимания того, что Абай впитал в себя все прогрессивное, что было в жизни самого казахского народа, в его народной педагогике, народной мудрости. Именно этим объясняется то обстоятельство, что в философских и педагогических воззрениях Абая национальное и интернациональное не противоставляются, а выступают в единстве как взаимосвязанные и взаимодополняющие идеи. То же самое можно сказать об освещении им вопросов взаимоотношения между культурами казахского и других народов. Известно, что Абай не был человеком, полностью свободным от религиозных взглядов. Но когда вставал вопрос-наука или религия? - он без колебания занимал сторону науки. Видимо, это обстоятельство в решающей мере повлияло на его оценку религиозного воспитания, которое он решительно отвергал как реакцинное. Он ратовал за светское образование и воспитание, раскрепощающее и развивающее ум, формирующее в ребенке человеческое достоинство. Основанные на изучении трудов прогрессивных педагогов и национального опыта народной педагогики педагогические взгляды мыслителя соответствовали уровню развития современной ему науки, а во многих случаях и опережали её. К сказанному следует добавить, что Абай первым среди казахских просветителей, ученых и педагогов понимал и требовал учета возрастных и психологических особенностей детей в процессе их воспитания. Абай считал, что основными признаками педагогического мастерства воспитателя, наставника являются целеустремленность, высокий уровень общей педагогической культуры, ум, доброе сердце, педагогический талант, готовность к постоянному поиску, доброжелательность. Воспитатель, по его мнению, должен использовать в своей деятельности все факторы влияния на воспитуемого: семью, среду, общение. Последнему он придавал особо важное значение. Не будучи педагогом- ученым и педагогом практиком в прямом и профессиональном смысле слова., Абай на основе обобщения своих наблюдений, опираясь на прогрессивные тенденции в развитии современной и предшествовавшей ему педагогической мысли сумел сформироваться как педагог-наставник, имеющий свои взгляды на теорию и практику воспитания молодого поколения. Абай - наставник и учитель, приобщая свой народ к великому наследию культуры русского народа, а через нее - к культуре других народов, возглавлял самое прогрессивное движение общественной мысли своего времени. Он воплощал в себе все лучшие качества просветителя, способного вести за собой людей через все преграды, мешавшие на пути к светлому будущему. 1. Основные психологические проблемы в творчестве Абая: взаимосвязь души и тела, роль воспитания и образования в психологическом становлении личности особенности психологического развития ребенка. Проблемы нравственного воспитания и становление личности Из богатого наследия Абая, поэта и просветителя, для нас самыми ценными являются его прогрессивные идеи, устремленные в будущее и исполненные решимости неустанно призывать народ к свету, знаниям. Эти идеи вылились в своеобразную программу умственного воспитания молодого поколения. Абай упорно стремился утвердить идеал нового человека -- деятеля разума и просвещения, поборника труда и науки, заступника слабых и угнетенных. Поэтому поэт утверждал: «Лишь знаньем жив человек, Лишь знаньем движется век! Лишь знанье -- светоч сердец!» Подчеркивая трудность овладения знаниями, Абай говорил, что дело это еще не превратилось среди казахского народа в традицию, отсутствует стремление людей к знаниям, и виноваты в этом экономические, социальные условия. Поэт не скрывает суровую правду о том, что отсутствие знаний, невежество делают человека неполноценным. Духовное совершенствование личности во многом зависит от приобретения знаний, просвещения. «Знание человека, -- писал Абай, -- это мерило человечности». Поэт-просветитель призывает молодежь учиться не ради сиюминутных интересов, а ради служения светлому будущему своего народа, ради исполнения своего долга перед своей совестью. Всем своим существом Абай протестует против религиозно-схоластического образования. По его мнению, такие «знания» требуют лишь бессознательного заучивания лишенных смысла текстов Корана и религиозных премудростей. Он с глубоким сожалением вспоминает годы, проведенные в медресе. Видя невежественность мулл, их темноту, с одной стороны, и жадность к наживе, с другой, Абай откровенно бросал им в лицо обвинение и говорил: «Это лживые и коварные люди, хорошо сознающие всю шаткость своего положения и никогда не расстающиеся с четками и чалмой». Исследователь творчества Абая А. Жиреншин пишет: «Мудрость Абая состоит в том, что он откровенно признавал, что религиозное учение ислама не может дать пищу для овладения знаниями, росту самосознания человека, развитию его умственных способностей, оно -- преграда на пути прогресса». «И мулла в чалме огромной Вкривь толкует нам закон. Жаден, слеп душою темной, -- С беркутом не схож ли он?» Беспочвенному религиозному обучению Абай противопоставил светскую науку, приобщающую человека к научным достижениям человечества, открывающую глаза темному люду, просветляющему его душу, науку, которую сам поэт называл «ключом к миру». Абай говорил, что религия и наука -- это небо и земля. Между людьми, овладевающими в какой-то степени новыми, прогрессивными знаниями, и людьми религиозного воспитания и образования поэт усматривал существенные различия. Разум и доброта, упорство, скромность и труд -- вот пять добродетелей, которые он призывает избирать. Они никогда не подведут, не предадут. Только обладая необходимой суммой знаний, человек может познавать мир, отличать добро от зла, полезное от вредного, и лишь тогда от него можно ждать пользы, которая так необходима для прогресса казахского общества. Сам Абай был ярким примером человека, стремящегося к овладению высотами науки. Он прошел большой и нелегкий путь самообразования, в течение всей жизни изучал русскую и западную науку и культуру. Он воспитал в себе неукротимый дух познания, самстоятельность в своем стремлении к идеалам просвещенных культурных народов. Таким образом, Абай ставит знания превыше всех благ -- богатства, славы, почета. Но поэт не только учит молодежь уму-разуму, не только призывает к овладению науками, но и указывает определенные пути и способы их достижения. Во-первых, пишет, поэт-мыслитель, в любом виде обучения наставник должен увлечь, заинтересовать обучающихся. Он считал, что обучение должно быть по меньшей мере увлекательным, а то и наслаждением, радостью, а не принудительной обязанностью. Наслаждение и радость от обучения -- самый эффективный путь прочности знаний у детей. По мнению Абая, очень важна и обратная связь. Многое зависит и от умения воспринимать: «Надо принимать умные слова сердцем, - пишет Абай, -- всей душой так, словно бы утоляешь ими жажду». Во-вторых, чтобы не забыть усвоенного или прочитанного, следует повторять постоянно. Далее поэт предостерегает от перегрузки памяти учащихся: «Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять ценные свойства». Для осмысления и запоминания знаний не последнее место Абай отводит разнообразию методики обучения. В-третьих, для Абая важным этапом на пути к овладению знаниями является первоначальное обучение. Это та незаметная тропинка, которая ведет к столбовой дороге пауки. Самые азы образования должны начинаться не только с овладения грамотой, а прежде всего с воспитания лучших человеческих качеств. Основными из них поэт считает: стремление, увлеченность, интерес. «Стремление к истине, -- пишет он, -- и постижение ее рождаются высоким сознанием; сознание же человека определяется его человечностью, умом и интересом к науке. Появлению этих качеств, прежде всего, способствует непорочность чувств и крепость тела, которые даются человеку от рождения, а развитие их зависит только от честных друзей, от мудрых наставников». Надо особо отметить, что Абай считал светское школьное обучение единственным путем к овладению науками. Каковы пути познания, как, каким образом человек лучше познает мир? На этот вопрос Абай отвечает: «Человек овладевает науками и знаниями тогда, когда всем своим существом стремится к истине и правде, пытается понять самую суть явлений». Человек, идущий в науку" ради богатства, славы и почета, никогда не поймет ее сущности. Больше того, когда человек преследует корыстные цели, он теряет человеческий облик. И наоборот, человек становится сильнее, когда и богатство, и слава, и признание приходят к нему сами, как результат труда. Молодость -- самая благотворная пора познания, считает Абай. Не упустить это драгоценное время редко кому удается. Красота и сила, непосредственность и порыв молодости даются человеку не для того, чтобы ими щеголять и тратить на мелочи жизни, учит Абай. Красота и ум -- синонимы, и потому красивым делает человека труд, а молодость быстротечна. «Человеку к лицу чистая и ладная одежда, - пишет Абай, -- но человек не должен увлекаться щегольством, чтобы не потерять свой облик. Красивым и сильным делают человека его ум, образованность, честь. Больше ничего. Глуп тот, кто хочет возвыситься иным путем». Прочитывая эти строки Абая, ловишь себя на мысли, что великий казахский поэт и сто великий русский современник А. П. Чехов, сказали об одном и том же разными словами: о том, что в человеке все должно быть прекрасно. Нельзя не поверить, что вес это идет из глубины души поэта. Это не умозрительные назидания, а пережитые самим Абаем в молодости факты. Абай считает, что учиться можно и нужно у всех, кто знает то, чего ты не знаешь. Подобно тому, как человек с каждым определенным отрезком времени незаметно взрослеет, точно так же растет и множится человеческое знание, познавательный ряд. Чтобы успевать за растущими знаниями человеческого общества, необходимо учиться, пополнять свои знания каждый час. Тот, кто однажды скажет, что он все уже знает, все уже познал тот конченый человек. «Если кто-либо уверовал, что он познал смысл религии и жизни и перестал учиться, то пусть знает - благочестие его ненастоящее». В педагогических воззрениях Абая, в его произведениях мы находим много ценного и для педагогических положений нашего времени. Как мы уже отмечали, одним из основных условий овладения наукой Абай считал наличие жажды познания. Но поэт предупреждает, что одного желания, стремления мало. Тут, кроме необходимости строгой, заранее определенной системы, нужно ставить перед собой главную цель. «Сначала ты должен точно уяснить, для чего тебе необходима наука. Если же твоя душа лежит к другим вещам и ты изучаешь науку ради их достижения, то твое отношение к науке подобно отношению мачехи к пасынку. Науку надо любить, как мать любит родного сына». Абай предупреждает: «У познания должна быть благородная цель. Не приобретай знаний для того, чтобы хвастаться или спорить... Избегай спеси, гордости, зависти, которые встречаются и среди ученых». Достигнув истины, говорит Абай, не отступай даже под угрозой смерти. «Если твоя истина не овладеет тобой целиком, хотя ты уверен в ней, то для кого же другого она может быть ценной? Как ты можешь желать от других уважения к тому, чему сам не служишь преданно?» Человек, занимающийся наукой, не должен стоять на одном месте. Он должен непрестанно самосовершенствоваться, учиться, передавать свои знания другим. Главное -- это преемственность в науке. Нужно, чтобы было не только у кого учиться, но и кому завещать. Этот вопрос мучил и терзал Абая. «Некому передать свои знания... Что толку сидеть в пустыне, разложив дорогую ткань к держа в руках аршин?» Абай учит, что основой всего на земле, в том числе и для науки, является человечность, гуманность. Она, как и любовь, душевность, справедливость, составляет сущность человека. «Люди не могут обходиться без этих начал, -- говорит Абай. -- Просто в жизни не бывает случая, когда бы не участвовали они и не предрешали ту или иную человеческую судьбу». «У кого больше чувства справедливости и любви, тот -- ученый, тот -- мудрец». Учась на мудрости других, -- своих современников или предшественников -- человек обязан уметь отделять истинное от надуманного, зерно от шелухи. Чтобы верно оценить слово, ум, мудрость, недостаточна поверхностная оценка, необходимо смотреть глубже, распознавать сердцем. Человек науки не должен быть кичлив. Иначе он не переспросит у мудреца непонятное. Такой человек любит только поучать, а сам меньше всего учится. Он и невнимателен и беспечен. Абай считает, что наука имеет демократический характер, она должна служить одинаково для всех, ее может перенимать любой у любого. Внимать нужно мудрости, а не внешнему лоску человека. Самым верным и самым умным советчиком в этом отношении является книга, к которой можно обращаться без всякого опасения. Подобные же мысли щедро разбросаны в «Словах назиданиях Абая: «Без науки нет блага ни на том ни на этом свете». Примечательно, что последнее, «Сорок пятое слово», заканчивается словами: «Тот, у кого больше знаний... тот и обладает миром». Или: «Простолюдин, прославленный за ум, выше царя, увенчанного счастьем». Далее Абай уверждает, что ученый должен обладать сильным и крепким характером, он должен иметь волю, которая помогает ему добиться того, к чему он стремится. Твердость духа и воли должны служить разуму. Абай не был профессиональным педагогом и ученым. Однако ценность его высказываний именно в этом плане несомненна для нас. Откуда же_Абай черпал всю эту мудрость, которая сегодня становится объектом исследований и для философа, и для психолога, и для педагога? По нашему убеждению, Абай был, прежде всего, педагогом по призванию. Он сам учился всю свою жизнь, именно поэтому сумел оценить свои познания и никогда не оставался удовлетворенным, как и всякий жадный до знания человек. «Хорошо ли я прожил? -- задавал себе Абай вопрос. Всего было вдоволь в этой жизни, -- пишет поэт, -- и споров, и тягостных пересудов, и борьбы, и недостойных ссор... Но вот, когда уже виден конец пути, когда обессилел и устал душой, я убеждаюсь в бесплодности своих благих стремлений, в суетности и броскости человеческой жизни». Таких горьких признаний, смелых и самокритичных по своему духу, не мог сделать человек, несовершивший в жизни ничего значительного. Терзаясь мыслью, чему же посвятить остаток жизни, Абай, перечислив ряд задач для себя и отвергнув все, останавливается на единственно правильной: «Возьму в спутники бумагу и чернила и стану записывать свои мысли. Может быть, кому-то придется по душе какое-нибудь мое слово, -- писал Абай, -- и если нет -- мои слова останутся при мне». 2. Природа познавательных способностей человека в понимании Абая Великий художник слова обладал незаурядными педагогическими способностями, определившими уровень его дидактических воззрений и принципов. Дидактические установки Абая в вопросах умственного воспитания можно сформулировать в следующем виде: 1. Обучение от простого к сложному. Этот один из основных принципов дидактики пронизывает почти все произведения поэта-мыслителя. Так, Абай пишет, что дети тянутся к учебе не по своей собственной воле, и интересы у них формируются постепенно, когда они осознают пользу учебы. Он хорошо представлял себе всю сложность и муки схоластического учения, бессмысленного заучивания детьми догм ислама. Он утверждает, что обучение должно вестись с учетом того, что близко детскому восприятию, что для него пока что знакомо, но еще недоступно его пониманию. Абай хотел сказать, что человек может успешно овладеть наукой только тогда, когда, он стремится к этому сам, если па это его толкает разум, сознание необходимости и нужности знаний. А для этого приходится на первых порах подсказать, подтолкнуть, дать направление всеми средствами: увлекая словом, уловкой, даже -- если понадобится -- принудительно. 2. Абай разделял взгляды Пифагора и Аристотеля, которые высказывались против применения телесных наказаний детей. По убеждению Абая, воспитатель, учитель, родители могут добиться своих истинно просветительских целей не запугиванием, а убеждением, действенным словом. Поэт писал, что насилие со стороны родителей и мулл убивает в детях искренность, дети только из боязни подчиняются им и делают вид, что уважают их. «Боязнь и любовь, -- пишет Абай, -- что огонь и вода -- не соединимы. Человек, лишь понимая другого, которого любит, получает удовлетворение. Наставление, поучение, сопровождаемое насилием, не достигают цели». 3. Наглядность в обучении. «Человек познает мир, наблюдая глазами, слушая его звуки ушами, прикасаясь к предметам руками, вдыхая запахи носом, определяя вкус языком». По мнению Абая, в процессе обучения должны участвовать все органы чувств человека, так как живое созерцание предметов, явлений окружающей действительности позволяет конкретно воспринимать их свойства и признаки, вычленять их существенные стороны, связи, отношения, лучше усваивать. Для этого необходимо также, чтобы учитель умел рассказывать интересно, образным, ясным и живым языком. Наглядность может вытекать непосредственно из предмета, который сам по себе, по своему материалу интересен. Но неумелое преподнесение может все это свести на нет. 4. Учет возрастных особенностей детей. Отсутствие четких педагогических терминов и понятий не препятствует нам уловить основную идею Абая о том, как следует загружать детей знаниями в том или ином возрасте, чтобы они были им понятны и доступны. 5. Обчение на родном языке. Самые азы, основы знания, по мысли Абая, человек должен усвоить па родном языке и только потом можно и нужно переходить к изучению других языков. Именно в этом случае человек может в дальнейшем приобрести навыки к самостоятельному пополнению образования. Глубочайшей любовью проникнуты мысли Абая, высказанные о родном языке, в котором скрыты думы и чаяния народа, его характер, его стремления, все его историческое прошлое, на котором строится настоящее, открывающее путь к будущему. По Абаю, от слов родного языка, с которым молодежь обращается к родителям, теплеет сердце, родное слово ласкает красотой своих сравнений. Первые понятия о вещах и явлениях окружающего мира человек выражает словами родного языка. На это указывал в свое время и великий русский педагог К. Д. Ушинский, который писал: «Отечественный язык сети единственное орудие, посредством которого мы усваиваем идеи и знания, а потом передаем их». Высказывания казахского поэта о родном языке прежде всего были направлены против тех, кто без надобности засорял его заимствованными словами: «творения» таких людей затуманивают головы слушателей. «Вся система поэтического мышления и художественных образов, -- не раз писал М.О. Ауэзов, -- ориентирует казахское общество на русскую культуру». Совершенно прав был исследователь, считая самой основной чертой всего творчества Абая его призыв к овладению светским образованием. Возможности в достижении этого поэт видел в сближении с общечеловеческой культурой цивилизованных народов, прежде всего русского народа. «Нужно овладеть русским языком, -- пишет Абай, -- у русского народа разум и богатство, развитая наука и высокая культура. Изучение русского языка, учеба в русских школах, овладение русской наукой помогут нам перенять все лучшие качества этого народа, ибо он раньше других разгадал тайны природы... Знать русский язык -- значит открыть глаза на мир». Интересно отметить, что Абай пропагандировал не беспринципное, безоговорочное, слепое овладение культурой, достоянием других народов. Изучая, например, русский язык, а с помощью его русскую культуру, принимая все лучшее и прогрессивное в этой культуре, говорит поэт, нужно подходить ко многому осторожно; осваивать критически, как мы теперь сказали бы. Не случайно он подчеркивает: «перенять все лучшие качества этого народа... и избежать его пороков». Не нужно доказывать, что Абай хорошо понимал существование двух Россий: самодержавной России и России великого русского народа, России прогрессивных сил и идей. Знание же языка и культуры русского парода сделает казахов равноправными с русскими, они почувствуют себя вольными и свободными.
Лекция №28. Тема:Психологические идеи С. Торайгырова. К началу ХХ века на территории Казахстана сформировалась новая волна просветительского движения. Это были представители прогрессивной демократической части интелигенции: А. Байтурсынов, С. Торайгыров, М. Дулатов, М. Жумабаев и др. В своей просветительской деятельности они проводили в жизнь программу, начатую Ч. Валихановым, И. Алтынсариным, А. Кунанбаевым, уже в новых условиях. Главной отличительной чертой их деятельности представляется связь задач просвещения с идеями национального пробуждения казахского народа. Просветители новой буржуазной формации выступали за национальное образование, за сохранение языка и культуры. На наш взгляд, данная тенденция была характерна для Казахстана в связи со следующими факторами. Появление казахских просветителей было обусловлено потребностями развития казахского общества и являлось отражением в общественной жизни казахов тех явлений, которые возникли после присоединения Казахстана к России. Спустя несколько десятилетий духовной колонизации Казахстана, сформировалась целая плеяда интеллигенции из средних слоев населения, как ответной реакции на духовную колонизацию и русификацию Казахстана. Заметный след в истории просвещения, оставил замечательный казахский поэт пореформенного периода Султанмахмут Торайгыров (1893-1920). За свою жизнь С.Торайгыров написал шесть поэм, среди которых выделяется «Заблудившаяся жизнь», которая является лирико-философской поэмой, где основное содержание - это размышления о смысле жизни человека, о его призвании и возможностях. Большую роль в развитии казахской литературы сыграли романы С.Торайгырова «Красавица Камар» и «Кто виноват». Помимо стихов, поэм и романов у С.Торайгырова имеются публицистические произведения. Это такие статьи и очерки как: «Печалюсь», «Каковы пути и методы просвещения казахов?», «О книгах стихов на казахском языке», «Песни и их исполнители» и др. Изучая творчество казахского просветителя конца ХIХ – начала ХХ веков Шакарима Кудайберды можно сделать однозначный вывод, что его деятельность является «белым пятном» в развитии культурной и педагогической мысли Казахстана. Будучи поэтом и просветителем, переводчиком и критиком, философом и историком, музыкантом и композитором он стал жертвой эпохи крутых перемен. Как и все просветители, пореформенного периода в истории Казахстана, Шакарим Кудайберды считал обязанностью образованных казахов всемерное просвещение и образование народных масс. Анализируя творчество Шакарима К. можно выделить своеобразие взглядов по вопросам духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения и по психологии наставничества. В произведениях акына, духовно-нравственные проблемы тесно переплетены с требованиями ислама, так как он считал, что именно в религии содержится немало идей общечеловеческого характера. [1]. Его произведения заложили основу для историко-публицистической и философско-педагогической деятельности М. Тынышпаева, К. Сатпаева, А.Байтурсынова, которые использовали в качестве источника его материалы «Родословной». Крупный ученый лингвист, литературовед, талантливый поэт и переводчик, деятель культуры, общественный деятель, видный педагог – просветитель Ахмет Байтурсынов (1873-1938) занимался вопросами обучения и воспитания. Байтурсынов главную задачу школы и воспитания видел в сохранении, углублении и развитии национальной самобытности, культуры, языка, литературы, духовно – нравственных традиций казахского народа. Это, по его мысли, и должно составить фундамент содержания школьного образования и воспитания. Байтурсынов глубоко верил в историческое будущее, в перспективы социально – экономического и культурного развития, в духовные и творческие силы своего народа. Во всех просветительских трудах Байтурсынова красной нитью проходит мысль о развитии родного языка, сохранении его чистоты, о необходимости его широкого внедрения в массовую национальную школу. Видный педагог - просветитель рекомендовал создать систему национальных школ с родным языком обучения от аульных школ до университетов включительно. Родной язык считал главным наряду с культурно – духовным наследием и традициями средством воспитания и развития чувств и качеств личности. Ахмет Байтурсынов считал совершенно неприемлемым вредным стремление партийных органов, советских учреждений к ограничению роли и места казахской национальной культуры, языка, духовно – нравственных традиций и т.п. Он сравнивал это с колониально – русификаторскими действиями царизма [2]. Имя Ахмета Байтурсынова ассоциируется с созданием учебников на казахском языке в советский период. При этом вся основная лингвистическая терминология на родном языке создана по его инициативе и под его непосредственным руководством. Историческая значимость деятельности А.Байтурсынова заключается в том, что он создал национальную систему письменности, занимался изучением казахской духовной культуры. Особое место в творчестве великого просветителя занимал труд «Теория словесности» 1928 года издания, где собраны образцы устного народного творчества и некоторые произведения представителей казахской письменной литературы. Прогрессивные взгляды А.Байтурсынова на развитие теории воспитания и обучения, становление массовой национальной школы во многом разделял талантливый журналист и писатель, поэт – просветитель, общественный деятель и педагог Мыржакип Дулатов (1885 - 1935). Его многогранный талант проявился в различных сферах: образовании, науке, культуре. Дулатов подчеркивает, что процесс воспитания и обучения должен соответствовать национальным особенностям детей. Поэтому обучение родному языку, арифметике, труду, пению и другим предметам в казахской школе должно иметь свою специфику, психологические и методологические особенности. Не случайно при обучении этим и другим предметам, видный педагог рекомендовал использовать все имеющиеся средства народной педагогики, примеры из фольклорных произведений. Обращение учителей к пословицам, поговоркам, загадкам, сказкам, песням, прикладному искусству, народным обычаям и традициям способствовало более тесному приобщению подрастающего поколения к культурному наследию своего народа. Тем самым в значительной мере повышалось качество воспитания. Дулатов выступал за народную школу. При этом он подчеркивал обязательность обучения детей народному языку. Ученый – педагог отмечал: «Материалы родного языка должны отражать дух нации, его традиции, культуру, быт народа». Поэтому казахская школа должна преследовать цель: давать учащимся не только знания, но и воспитывать их в духе народной педагогики. [3]. Оригинальный взгляд на проблему духовного воспитания был у Жусупбека Аймауытова (1889 - 1931), выдающегося педагога и психолога. Весь жизненный путь Аймауытов – это путь педагога – новатора, постоянно стремившегося найти искомое неизвестное. Ведущее место в воспитании подрастающего поколения он отводил школе: «конечной целью образования является подготовке выпускников школ к самостоятельному пониманию и осмыслению окружающего мира, умению использовать полученные знания и в практической жизни». [4, c. 25]. В современных условиях актуально звучат мысли Аймауытова о необходимости изменить содержание образования и программы начальной школы, приблизив их к местным условиям и подняв значение учебных предметов, посвященных изучению родного края и окружающей жизни. Обзор развития теории духовного воспитания в рассматриваемый период был бы неполон без изучения и анализа педагогических взглядов известного писателя, педагога – просветителя Магжана Жумабаева (1893 - 1938). Он стоял у истоков педагогической науки, являлся автором первого учебника по педагогике, большого количества газетных и журнальных статей. Его работы «Родная речь в начальной школе» (1923), «Методы обучения в начальной школе» (1925), «Обучение грамоте» (1926) и многие другие заложили основы казахской этнопедагогики. По глубокому убеждению Жумабаева, просвещение призвано вооружить умениями пользоваться народными ценностями, а также, что является особенно важным, формировать личность, которая формирует человеческие вкусы, оценку и нравственный идеал личности, что особенно важно в наши дни, когда мы говорим о духовном оскудении и упадке культуры. [5]. Особое внимание в педагогических взглядах Жумабаева отводилось роли родного языка в формировании и развитии личности. Познавая всю красоту родного языка, ребенок, считал он, познает душу народа, его духовные ценности и богатую культуру. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 482. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |