Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лекция 9. Тема: Теоретические подходы к проблеме формирования казахской этнопедагогики




1. Казахская развитие психологической мысли как составная часть педагогической науки.

Развитие психологической мысли - входит в систему педагогических наук. Она является промежуточной (связывающей) областью знаний. Следовательно, педагогика, фольклористика и этнография связаны между собой посредством этнопедагогики. Являясь составной частью педагогической науки, развитие психологической мысли имеет от нее некоторое отличие, обусловленное ее компонентным составом. По Волкову, специфику науки создает единство точки зрения, метода и изучаемого объекта, в этнопедагогике точка зрения и изучаемый объект - чисто педагогические. Методы исследования: этнографический, но он направлен на изучение педагогического объекта и дополнен педагогическим содержанием; и взаимодействует со специфическими педагогическими методами. Г. Н. Волков последовательно проводит мысль о том, что развитие психологической мысли относится к педагогической науке. Имеет важное методологическое значение выдвижение ученым следующих (наряду с другими) этнопедагогических проблем: а) исследование процесса формирования национального характера и рассмотрение его как результата влияния системы воспитания, присущей этнической общности; б) анализ своеобразия педагогической культуры народа осуществляется с точки зрения ее отношения к педагогическим традициям древних родственников, древних соседей, более поздних соседей и друзей; в) в этнопедагогике детально выясняются связи народной педагогики с педагогической наукой. Основная проблема состоит в раскрытии этнических особенностей и национального своеобразия системы воспитания, складывающейся веками, при этом необходимо учитывать единство частного и общего, национального и общечеловеческого. Тогда исследуются этнические особенности, а с другой - выясняется общность народных педагогических культур (всеобщее - общее - частное, особенное)...В конечном счете подобное сопоставление позволяет показать на примере педагогики одного народа действие всеобщих педагогических закономерностей, а также сравнение педагогических традиций разных народов исключает идеализацию педагогики того или иного народа, а рассмотрение преемственной связи народной педагогики с педагогической наукой предотвращает идеализацию народной педагогики. Борясь за русскую национальную систему воспитания, К. Д. Ушинский не провозглашал ее исключительно для России, а предполагал творческую переработку и применение ее к просвещению других народов, - писал Д. О. Лордкипанидзе. Для него главным было общее утверждение национальное, а частным, производным от него - русское. Исходя из общей теории Ушинского, все педагоги, используя его образец, могли создавать свои национальные - украинские, грузинские и другие национальные системы просвещения. Эта идея К. Д. Ушинского служит исходной в обосновании данного подхода к казахской этнопедагогике как составной части педагогической науки: общее – педагогическая наука, особенное - развитие психологической мысли, единичное - казахская развитие психологической мысли. При обосновании теоретико-методологических основ казахской этнопедагогики, важную роль сыграл принцип народности в педагогике К. Д. Ушинского: «русская педагогическая наука должна отражать воспитательные цели русского народа, его экономические, общественно-политические и культурно-просветительные интересы. Она, русская педагогическая наука, должна быть самобытной, т. е. свободной от неразумного влияния педагогических теорий других стран». Именно в этой идее К. Д. Ушинского о самобытности педагогики, на наш взгляд, заключается сущность этнической педагогики. Народная педагогика - это совокупность идей и представлений, формирующихся в народном опыте и сознании различных этносов (народов, наций) о воспитании. Развитие психологической мысли же - это специальная научная дисциплина, которая занимается исследованием этого народного опыта и представлений. Нельзя смешивать два различных понятия - науку и практическую деятельность. Как наука педагогика представляет собой совокупность теоретических идей и закономерностей по вопросам воспитания, отражающих объективные основы его осуществления и имеющих всеобщий характер для всех стран и народов. К ним относятся, например, идеи о том, что для воспитания нужно вовлекать растущую личность в разнообразные виды деятельности, формируя соответствующую потребностно-мотивационную сферу, и т.д. Подобные идеи, естественно, не могут быть национальными. Важнейшей задачей национальной школы является учет этнопсихологических особенностей учащихся как объективной основы обновления содержания образования, а именно объема и последовательности изучения учебного материала, установление конечных результатов обучения и воспитания. Этнокультурный подход к образованию связан с реализацией таких педагогических принципов, как природосообразности, так и культуросообразности. Идея этнокультурного обогащения образования сделает его гуманизированным и экологизированным. Этот подход реализуется в следующих идеях и действиях:

• воспитание в детях положительных черт русского национально характера, русского типа поведения и образа жизни;

• приобщение детей к глубокому познанию своего родного языка, истории, литературы как наиболее способствующих ускорению развития народа, возрождению его национального самосознания и достоинства

• учет и уважение в детях и их родителях особенностей русского национального поведения, общения, интересов, ценностей, привычек, обычаев, традиций;

•полное использование национальной культуры как источника формирования национально ориентированного содержания образования и образовательных технологий;

• обращение к православию как исторически формообразующей основе русского менталитета;

• воспитание в детях чувства патриотизма, искренней преданности и любви к своему народу и Родине;

• воспитание дружественных отношений ко всем народам, расширение знаний о них, их культуре.

Таким образом, проблема не в создании своей национальной педагогики, а в назревших объективных потребностях практики. Наука не должна быть смешиваема с воспитанием. Она обща для всех народов...(Ушинский К.Д.).

Лекция №10

Тема: Гуманизм Аль-Фараби.

В истории мировой научной мысли Фараби является одним из энциклопедических умов. Для Фараби как и для других представителей «мусульманского возрождения» характрны поиск «человеческого элемента» в науке, антропоцентристская устремленность научных интересов. Более того , гуманизм науки и философии той эпохи воплотился в его творчестве, которое является энциклопедией научных знаний того времени. Научная деятельность Фараби неразрывно связана с просветительской работы. Цель каждой работы Фараби видел в том, чтобы она оказалось чем-либо полезной человеку. Например в «Слове о классификации наук» Фараби пишет: «С помощью этой книги человек может сопоставить науки между собой и знать, какя наука из них достойнее, полезнее, совершеннее, достовернее, и сильнее, а какая менее значительна и слабее».

Поиском «человеческого элемента» в науке и обусловлен интерес Фараби не столько к ее конкретной, эмпирической стороне , сколько к ее теоритическим и философским проблемам. В своих научных поисках Фараби , прежде всего , остается философом, интерес к науке которого подчинен главной цели: рациональному осмыслению многогранного мира человеческого бытия на основе убежденности в том , что «нет более веских, полезных и сильных доводов, чем свидетельства различных знаний об одной и той же вещи….» Таким образом , естественнонаучные знания и философия у Фараби являются равноправными , взаимосвязанными и взаимодополняющими способами познания различных сторон человеческой жизни, а вся его научная деятельность проникнута единым стремлением способствовать дальнейшему прогрессу общества , который он не мыслил без совершенствования каждого индивидуума , члена общества. Абу Насыр Аль- Фараби впервые на средневеком Ближнем и Среднем Востоке выдвинул в качестве объекта философского осмысления вопросы о человеке и человеческом обществе, тем самым расширив границы рационального миропонимания до познания сущности человека, смысла его жизни. Фараби как и Аристотель выделял человека из всего мироздания не только как разумное животное, но и как человеческое, или гражданское животное, вследствие того, что в природе человека имеется свойство входить в связь и взаимодейсвие с другим человеком или группой людей. Причинно этого , согласно Фараби , заключается в том. Что человек нуждается во многих вещах, которые он не может доставить себе один и для достижения которых он нуждается в неком сообществе людей, доставляющих ему каждый в отдельности какую-либо вещь из совокупности того, в чем он видит потребность. При этом каждый человек по отношению к другому находится точно в таком же положении.

Сопричастное к природе видение человека у Фараби обусловило понимание им общества как нечто сообразное с человеческим естеством , более того, философ уверен, что «лишь через объединение многих помогающих друг другу людей, где каждый доставляет другому некоторую долю того,что необходимо для его существования, человек может обрести то совершенство, к которому он предназначен по своей природе»

Цель общества и каждого человека Фараби видел в счастье, которое он интеллектуалистически объяснял как предельное знание.Развивая далее идею гармонии общества и индивида, Фараби приходит к выводу , что лучшее государство-то, которое в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность ,отдающая все свои силы на благо  общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам.в наибольшей степени соответствует человеческой природе, а совершенный человек – тот, кто приносит наибольшую пользу государству.Совершенный человек у Фараби личность ,отдающая все свои силы на благо общества и познающая счастье в деле служения общественным интересам. Своеобразие гуманизма Аль- Фараби ,то новое , что он дал для развития гуманистических идей , состоит в его направленности против исламского фатализма

Лекция № 11.

Тема: Сущность, содержание, формы и методы казахской этнопедагогики.

Весь ход развития человечества, показывает, что человек готовится не к жизни вообще, а к жизнедеятельности в определенных социокультурных условиях. В этой связи актуальны слова М. Дулатова: "…воспитатель обязан воспитывать в духе национального воспитания, так как каждый ребенок живет в своей национальной среде и будет служить своей нации". "Ценностно-нормативный образ ребенка и неразрывно связанные с ним цели, задачи и методы воспитания, зависят от присущей культуре имплицитной теории человека, которая составляет ядро, стержневую ось так называемой наивной, обыденной, житейской, народной психологии любого народа, нации или этнической группы, интегрируя и суммируя особенности его социального воспитания, ожидании и оценок. Образ жизни, практическая деятельность влияют на формирование национального характера, выступая как факторы воспитания. Поэтому для знакомства с любым из народов, необходимо изучение его системы воспитания... национальный характер можно узнать, изучив национальную систему воспитания". Казахский народ всегда имел свой идеал совершенного человека и в своей практике воспитания стремился достичь этой цели. Для воспитания совершенного человека необходимо придерживаться норм: образ настоящего джигита (Внешность: рост- высокий, мысли- глубоки, брови- черные, лоб- широкий, нос- прямой, усы- аккуратные, плечи- широкие, грудь- могучая, зубы- острые, руки- сильные тело- крепкое, торс- лигой, речь- правдивая, язык- красноречивый, пальцы- железные, дух- сильный, и т. д. Три прекрасных черт характера: честность , искренность твоя тебя к добру ведет, справедливость - ты справедлив, чистота твоя добрым делам покровительствует, правдивость - ты правдив, недосягаем ты). Образ девушки: не судить дурно о родителях и родственниках; интеллект и разум: Отношение девушки на имущество и вещи, способность и внимание, взаимоотношения с родными и близкими, заботливость, милосердие, аккуратность, черты характера; рост- высокий, стройная; косы- густые, длинные; лицо- лучезарное, белое; лоб- высокий, покатый; брови- черные, как сурьмой подведенные; ресницы- длинные, как стрелы; взгляд- завораживающие, сияющие; нос- прямой, красивый: рот- маленький, зубы- ровные, как жемчуг; шея лебединая, нежная; грудь- прелестная, как у голубицы: талия- тонкая, гибкая, как лоза; руки- изящные, белые; пальцы- длинные, гонкие, характер- добрый, терпеливый, стойко переносит трудности. Главная обязанность быть внимательной и чуткой женой, ухаживать за мужем; материнский долг - родить и воспитать детей; принимать гостей, разливать чай, варить курт, приготовить творог, вышивать, вязать, войлок валять, шить одежду, ткать ковер и т. д. Высшими человеческими идеалами были: честь, достоинство и совесть. Народ осознавал общечеловеческие цели воспитания, среди которых гордость за принадлежность к человеческому роду, привитие чувства человеческого достоинства. Задачи воспитания в казахской этнопедагогике: Воспитание трудолюбия, забота о сохранении самобытных сторон трудовой деятельности; Воспитание патриотизма, любовь к родной Земле, народу, языку; Забота о здоровье: нравственном и физическом; Забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций. Воспитание не может быть одинаковым для всех времен, народов и этнических групп. Каждое новое поколение людей в любом обществе воспитывается не только в известных социальных условиях, но и в определенной национальной среде. Оно с детства подвергается влиянию социально-экономических отношений и образовательных учреждений, так и национально- особенных явлений: специфических моментов образа жизни, формы культуры и быта, народных обычаев и традиций, перенимает от людей старших поколений богатство национального языка, чувство известной привязанности к духовным ценностям своего народа, определенные, присущие народу привычки, нормы поведения, своеобразие вкусов и жизненных потребностей и т. д. Все это постепенно развивается в особенные черты характера этого поколения. Критерием этнической воспитанности личности является объективная характеристика ее готовности и способности полноценно выполнять определенную этносоциальную роль.

Лекция 12

Тема: Психологическая мысль XI-XII в.в

В конце 10 века, было образовано государство Караханидов. В начале 11 века столица Караханидов была перенесена из г Баласагун в город Кашгар. Стремясь обрести славу просвященных правителей, караханиды держали при дворе поэтов , ученных, архитекторов- строителей, астрологов внесших огромный вклад в развитие культуры. Тем самым город превращается в крупный литературный и культурный центр . Творчество Юсуфа относится именно к этому периоду. Юсуф родился в Баласагуне в 1015 или 1016 году. Сам Юсуф называет этот город Куз- Орда. Он происходил из знатной тюрской семьи и получил хорошее по тем временам образование. Отец Юсуфа был известный музыкант и посветил правителю Баласагуна произведение для кобыза «Дарди Хусани». Юсуф воспитывается при дворце. Он побывал во всех крупных научных и литературных центрах государства Караханидов, выучился многим тюрским языкам, а также, арабскому и китайскому. Кроме того он изучал историю, астрономию, геометрию и другие науки. Известно также, что он был министром при дворе правителя восточной части государства Караханидов. Ему принадлежит написанная в 1069-1070 годах поэма «Кудатгу Билиг», переведенная на русский язык как «Наука быть счастливым», «Благодатное знание». Это поэма обессмертила его имя, материал для нее автор собирал более 30 лет, а работа над поэмой заняла лишь полтора года.В основу поэмы легли эпизоды и предания, связанные с районами Жетысу, бассейна озера Иссык-Куля и Кашгарией, действующие лица- исторические деятели. В поэме упоминаются города Баласагун, Тараз, Кашгар, река Сырдарья, племена чигилей, карлыков, огузов. Поэма построена в виде диалогов, изречений и назиданий. Глубокое содержание поэтический язык сделали ее весьма популярной. Она стала настольной книгой всех, владевших грамотой. Основное идейное содержание поэмы заключается в том, что знание- единственный источник для благополучия, как правителей, так и народа. Государством должен управлять просвещенный правитель, облаченный благодатным знанием, утверждает Юсуф. «Благодатное знание» является этико- моралистическим трактатом с глубоким философско- дидактическим смыслом. В нем изложены нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения разных сословий, взаимоотношений между правящими и управляемыми. Основной принцип, на котором должен основываться «счастливый» и «праведный» правитель – это соблюдение закона, в союзе с разумом и счастьем праведной жизни.

Основная проблема, которая поднимается в «Кудатгу Билик»- проблема нравственности. Пропаганда добра и добрых дел стала основой морально- этических норм, выдвигаемых Юсуфом Баласагуни. Поэт напоминает человеку, что вечно лишь доброе имя, оставленное добрыми делами. Только в обществе, где есть справедливость и закон- счастлив народ. Признаками счастья, по мнению Юсуфа, являются знание и хорошее воспитание. Обязанность родителей считает поэт- воспитывать подрастающее поколение в строгости, скромным и трудолюбивым. Поэма состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. Работа Юсуфа является одним из первых энциклопедических произведений на родном языке тюрков. Она является суммой знаний по различным  областям науки и культуры своей эпохи, в ней собран и обобщен материал с философским осмыслением жизненных позиций самого автора, в частности , рассмотрены мировоззренческие проблемы смысла жизни, предназначения человека, его места и роли в обществе, природе.

Лекция № 13.Тема: Теоретические подходы к проблеме формирования казахской этнопедагогики.

1. Казахская развитие психологической мысли как самостоятельная учебная дисциплина

В условиях возрождения культурно-исторического наследия прошлого, особую значимость приобретает процесс обновления содержания образования и воспитания на основе внедрения прогрессивных традиций казахской этнопедагогики. Это возможно в процессе целенаправленного и систематического изучения самостоятельного курса «Развитие психологической мысли» в ходе профессионально-педагогической подготовки будущих учителей. В этой связи, решением коллегии министерства образования были открыты кафедры этнопедагогики при 26 педагогических институтах и университетах республики с 1992/93 учебного года с нагрузкой 72 часа.

Целью программы курса "Развитие психологической мысли казахского народа" является внедрение в учебно-воспитательный процесс немеркнущих традиций и обычаев народа с учетом национальных особенностей и специфики национального сознания. Теоретические занятия имеют цель дать студентам глубокие знания по народной педагогике, показать связь этнопедагогики, народной педагогики, их особенности, историю становления, виды и методы воспитания. Тематика курса охватывает следующие вопросы: предмет этнопедагогики, его методы и задачи; история происхождения к развитию этнопедагогической мысли; виды воспитания, основы воспитания в колыбели; физическое воспитание; трудовое воспитание, профессиональная подготовка; эстетическое воспитание; интеллектуальное воспитание; духовно-нравственное воспитание; героико-патриотическое воспитание; национальные традиции и обычаи как школа жизни и традиции, порожденные новым временем. Программой предусмотрено изучение основных понятий этнопсихологии: этнические стереотипы, установки, самосознание, интересы, потребности, национальный характер и т. д. Рассматриваются также такие этнопсихологические понятия, как язык, родной и неродной язык, национальный нигилизм, манкуртизм, маргинальная личность и т. д.

С целью более глубокого изучения теории и истории развития этнопсихологической мысли в педагогической науке Казахстана К. А. Жарикбаевым и С. Калиевым разработан спецкурс "Национальные аспекты обучения и воспитания в Казахстане", в котором обобщен и систематизирован значительный материал по развитию этнопедагогической мысли в республике, предложена определенная система изучения этого материала. При этом особое место отводится овладению богатым психолого-педагогическим наследием выдающихся деятелей казахской культуры и науки.

Разработка теоретико-методологических основ казахской этнопедагогики позволяет подойти к рассмотрению структуры и содержания казахской этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины. Введение в учебный план ВУЗов и СУЗов казахской этнопедагогики как самостоятельной учебной дисциплины - верный шаг на пути совершенствования этнопедагогического образования не только студентов, будущих учителей, а всего казахского народа, ибо нынешний студент – завтрашний учитель, и в этом плане у него большие возможности в распространении и пропаганде прогрессивных идей этнопедагогики. Предлагаемая Концепция этнопедагогического образования студентов предусматривает дифференцированный подход к реализации, а также учет интересов студентов всех народностей и национальностей, проживающих в республике. Таким образом, теоретическое обоснование казахской этнопедагогики способствовало показать ее места в системе педагогического знания, взаимосвязь ее с педагогикой, этнопедагогикой, социальной педагогикой, народной педагогикой, разработать структурно-логическую модель казахской этнопедагогики, позволяющей раскрыть ее сущность, понятийно-терминологический аппарат, а также доказать ее необходимость как самостоятельную дисциплину.

Лекция № 14

Тема: Психологическая мысль М. Кашгари.

1.Идейные истоки и предпосылки формирования мировоззрения М. Кашгари.

2.«Диуани-лугат ат тюрк» М. Кашгари.

3.Вклад в науку.        

Махмут Кашгари- полное имя- Махмут ибн аль Хусейн ибн Мухаммад. Он считается из выдающихся среднеазиатских филологов11вМахмут Кашгари- представитель высших кругов караханидской знати. Отец-Хусейн ибн Муххамад, внук завоевателя Мавереннахра Богра хана, был эмиром Барса хана, затем переселился в Кашгар. Там получил образование, продолжив его в Бухаре и Нишапуре. В процессе обучения проявил интерес к языкам, фольклору, этнографии, географии, расселению, менталитету тюркских народов. Накопленный опыт и наблюдения он обобщил в своем труде «Диван лугат ат - турк»(«Словарь тюрских наречий»). Этот труд автора является энциклопедией тюрских народов раннего средневековья. В нем заключены ценные, в некоторых случаях и единичные, сведения о многочисленных тюрских племенах 11в. Словарь содержит этнонимы, топонимы, термины родства, различных должнастных лиц, названия блюд и напитков, домашних и диких животных, птиц, месяцев и дней недели, народный календарь, название лекарственных средств, астрономические, военные, медицинские, религиозные и другие термины. Запечатлены этические нормы и ценности, нормы поведения, мировосприятие тюрских народов того времени. Книга содержит более 400 пословиц, поговорок и устных наречений. Примерно она была составлена Махмудом Кашгари в 1072-1074 гг и посвящена халифу Аль-Мухтади.

О своей книге махмуд Кашгари пишет: эту книгу я составил в алфавитном порядке, украшал ее пословицами, саджами(рифмованная проза), поговорками, стихами, раджазами(стихи воинственного содержания) и отрывками из прозы. Я рассыпал в нем из читаемых ими стихов для того, чтобы ознакомить с их опытом и знаниями, а также пословицы, которые они употребляют в качестве мудрых изречений в дни счастья и несчастья с тем, чтобы сказитель передавал их передатчику, а передатчик другим. По Махмуду, человек должен стремиться «к добродетеля, приобретая ее, не быть гордым». Все зло Кашгари видит в мещанстве. «вещи и имущество человека- его враги» «Диван луга тат – турк Махмуда кашгари является единственным памятником тюрской диалектологии раннего средневековья».










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 337.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...