Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Федерация: понятие, разновидности, институты федерации.




Федерация – форма государственного территориально-политического устройства, при которой несколько государственных или территориальных образований образуют единое политическое сообщество.

Признаки федерации:

Территория федерации состоит из территорий ее субъектов

Субъекты, как правило, наделены учредительной властью (то есть правом принятия собственных конституций, уставных документов)

Разделение полномочий между центром и субъектами осуществляется в рамках федеральной конституции.

По типу федерирования и распределения полномочий федерации принято делить на конституционные (Россия, ФРГ) и договорные (РФ до 1993 года), на ассиметричные (различия в правовом статусе, экономическом и социальном развитии субъектов), и симметричные.

По принципу создания субъектов выделяют территориальные (ФРГ, Аргентина), национально-территориальные (Чехословакия, Россия), и комплектно-территориальные федерации (Индия).

Особенности институциональной структуры Российской Федерации: разграничение полномочий, бюджетный федерализм и т.д.

Формально-юридически наша страна обладает всеми признаками федеративного государства. Вместе с тем, российский федерализм является весьма специфическим.

Институты, регулирующие федеративные взаимоотношения:

1. Разграничение полномочий.

Существует три группы – федеративные, субъектов, совместное ведение (сфера конкурирующих полномочий).

В Конституции РФ перечисляются только сферы полномочий федеративного центра, совместное ведение. А вне пределов этих сфер, указывается, что субъекты осуществляют собственное правовое регулирование. 

Варианты – рамочное законодательство, федеративные договоры (90-е годы в России).

2. Бюджетный федерализм. Такое устройство бюджетной системы государства, когда каждый уровень власти располагает собственным бюджетом, действуя в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Признаки бф: законодательно разграниченные полномочия в доходных и расходных сферах, а также наличие системы финансового выравнивания: то есть выделение в структуре государства регионов-доноров (богатых земель с положительным сальдо бюджета) и дотационных регионов (финансово слабых), которым перераспределяются излишки, в соответствии с необходимостью. Эта система активно реализуется в Германии. 

В России к регионам донорам относятся Татарстан, Пермский край, Ямало-ненецкий округ, Ханты-мансийский округ, Липецкая область.

3. Представление субъектов на федеральном уровне:

· Верхняя палата парламента  - Совет федерации. В него входят по два представителя от субъектов, например, Пермский край представляют …

· Министерство по делам регионов (Яковлев)

· Государственный совет при Президенте (с 2000).

4. Правила и процедуры формирования региональных органов власти

5. Горизонтальное взаимодействие регионов

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...