Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Понятие федерализма. Соотношение федерализма и федерации. Разновидности федерализма
Федерализм, согласно одной из наиболее распространенных формулировок, предложенной Уильямом Райкером определяется как ««политическая организация, при которой правительственная активность распределена между региональными и центральными органами таким образом, что и те и другие принимают окончательные решения по определенному кругу вопросов». Федерация и федерализм, по сути, синонимы, но обозначают разные стороны одного и того же явления. Как отмечал, Элазар, они соотносятся как структура (форма) и принцип (содержание). Берджесс определял федерацию как правовую форму федеративного принципа, а федерализм – политическую составляющую этого принципа. Таким образом, обобщим, федерация подразумевает особый тип организации государственной власти, форму государственного устройства, а федерализм – зафиксированное разделение полномочий между центром и регионами, предполагающее многочисленные виды гибких связей центра и регионов в различных сферах. Раскрывая сущность понятия федерализм, Даниэль Элазар отмечал, что оно имеет два значения - узкое и широкое. В узком смысле оно обозначает взаимоотношения между различными уровнями государственной власти. В более широком смысле понятие федерализм заключается в сочетании самоуправления и долевого правления через конституционное соучастие во власти на основе децентрализации. Один из центральных принципов федерализма – субсидиарность. Субсидиарность – это распределение полномочий между различными уровнями власти таким образом, что в ведении верхних уровней остаются только те функции, которые они могут исполнять лучше, чем нижние, субсидиарность – практическое воплощение принципа децентрализации и плюрализма. Например, в ФРГ в исключительное ведение центра входят – внешняя политика, оборона, защита конституционного строя, внешнеэкономические интересы, гражданство, валюта, инфраструктура. В конкурирующей сфере – 25 предметов. Все остальное – ведение земель. Из принципа субсидиарности вытекает принцип автономности и самоуправляемости субъектов: они имеют право принимать собственные конституции или уставы, регулировать отношения с центром на договорной основе, взимать собственные налоги. Элазар указывал, что федерализм как принцип может воплощаться в различных формах государств. Концепции федерализма: 1. Дуалистическая концепция. Берет свое начало с трудов Гамильтона, Мэдисона «Федералист», однако термин был введен в употребление Коруином в начале 30-х годов ХХ века. Эта концепция акцентирует внимание на идее самостоятельности, как федеративного центра, так и регионов, разделения суверенитета, для параллельного функционирования уровней власти. Эта концепция лучше всего отражается идеей «» - федерализма как слоеного пирога. Здесь нет элементов иерархии, центр и регионы – равноправные субъекты политического процесса. Далеко не все федерации реализуют идею разделения суверенитета. 2. Кооперативная концепция Данная концепция, напротив, делает акцент на взаимодействии, кооперации уровней власти в решении важных вопросов. Федерализм в ней представляет собой «marble-cake federalism» - федерализм, подобный мраморном кексу, то есть такую систему федеративных отношений, где происходит постоянное взаимодействие центра и регионов, практикуется их совместное участие в осуществлении крупных социально-экономических программ. Для этого создаются многочисленные органы взаимодействия: верхние палаты парламентов, комиссии, комитеты.
Институты, регулирующие федеративные взаимоотношения: 1. Разграничение полномочий. Существует три группы – федеративные, субъектов, совместное ведение (сфера конкурирующих полномочий). Может быть прописано только две сферы, все остальное - неопределенно. Варианты – рамочное законодательство, федеративные договоры (90-е годы в России). 2. Бюджетный федерализм. Такое устройство бюджетной системы государства, когда каждый уровень власти располагает собственным бюджетом, действуя в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий. Признаки бф: законодательно разграниченные полномочия в доходных и расходных сферах, а также наличие системы финансового выравнивания: то есть выделение в структуре государства регионов-доноров (богатых земель с положительным сальдо бюджета) и дотационных регионов (финансово слабых), которым перераспределяются излишки, в соответствии с необходимостью. Эта система активно реализуется в Германии. 3. Представление субъектов на федеральном уровне: · Верхняя палата парламента (либо одномандатники) · Специальные министерства и комитеты по делам регионов 4. Правила и процедуры формирования региональных органов власти 5. Горизонтальное взаимодействие регионов |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |