Студопедия
АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция
|
Задания для самостоятельной работы
1. Заполните таблицу «Принципы обучения»
Дидактические принципы
| Проявление дидактических принципов обучения
| 1. Научность
| Соответствие учебного материала уровню современной науки, включение в учебные предметы информации о новейших достижениях и открытиях. Отражение структурных связей в учебном материале, адекватных связям внутри научной теории и системе методологических знаний, включающей: общенаучные термины, знания о структуре знаний и знания о методах научного познания.
| …
| …
| 2. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.
3. Законспектируйте из «Великой дидактики» Я.А. Коменского выделенные им принципы обучения.
Литература:
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. – М.: Просвещение, 1982. – 192с.
- Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2004. – 250с.
- Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
- Дидактика средней школы / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319с.
- Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
- Иванова Е.О, Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
- Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).
- Орлов В.И. Процесс обучения: природа, противоречия, принципы. – М.: Московский университет потреб.кооперации, 1995. – 61с.
- Осмоловская И.М. Дифференциация процесса обучения в современной школе: Учеб.пособие. – М., Воронеж, 2004. – 250с.
- Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с
- Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
- Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
- Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.
- Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
- Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.
- Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.
- Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.
Методические рекомендации к выполнению работы
При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Особое внимание обратите при рассмотрении принципов, законов и закономерностей на материал учебников Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. - М., 2001.; Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с.
Занятие 6.
Тема: Содержание образования как средство развития личности и формирования ее базовой культуры.
План
- Раскройте сущность содержания образования.
- Охарактеризуйте основные теории формирования содержания образования.
- Докажите необходимость личностно-ориентированного подхода в формировании содержания образования.
- Компетентностный поход как основа отбора содержания образования. Содержание образования как путь овладения школьников теми или иными компетенциями.
- Сущность уровней формирования содержания образования. Причины и необходимость их выделения.
- Рассмотрите принципы отбора содержания образования. Проанализируйте взгляды различных педагогов (Б.Т. Лихачев, В.А. Сластенин, Ю.К. Бабанский, П.И. Пидкасистый, И.П. Подласый, В.В. Краевский, А.В. Хуторской и др.) на критерии и принципы отбора содержания образования.
- Обоснуйте необходимость стандартизации в сфере образования.
- Рассмотрите компоненты, выделяемые в Государственном стандарте общего среднего образования. Раскройте, каким образом они отражены в учебных планах и учебных программах.
- Выявите особенности базисного, типового учебных планов и учебного плана общеобразовательной средней школы.
- Раскройте, в чем состоит сущность и назначение учебной программы. Проанализируйте различные способы построения учебных программ. Выявите сильные и слабые стороны линейного и концентрического построения.
- Рассмотрите, что представляет собой учебная литература. Чем школьный учебник отличается от книги для чтения, от научно-популярных изданий, от научной литературы. Составьте перечень предъявляемых к учебникам требований.
Задания для самостоятельной работы
- Проанализируйте учебные программы по предмету с точки зрения отражения в них всех компонентов содержания образования.
- Выберите интересную тему для факультативного курса. В опоре на объяснительную записку какой-либо учебной программы составьте обоснование курса. Покажите, как в нем могут быть отражены элементы социального опыта (см. М.Н. Скаткина).
3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.
|