Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




  1. Разработайте карточки с заданиями для работы в группах (по своей специальности).
  2. Выявить все формы организации обучения, представленные Чередовым И.М. в его труде «Формы учебной работы в средней школе). Зафиксируйте в тетради.

Литература:

1. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Пособие для учителя. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. – 127с.

2. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

3. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. – М.: Педагогика, 1989. – 159с.

4. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Академия, 2001. – 192с.

5. Ильин Е.Н. Рождение урока. – М.: Педагогика, 1986. – 176с.

6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения: Учеб.пособие для пед. вузов. – М.: Просвещение, 1980. – 160с.

7. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. / пер. с нем. – М.: Педагогика, 1983. – 256с.

8. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. – 368с.

9. Коллективная учебно-познавательная деятельность школьников. / Под ред. И.Б. Первина. – М.: НИИ общих проблем воспитания, 1985. – 144с.

10. КонаржевскийЮ.А.Анализ урока. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. - 335[1]

11. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Не совсем обычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: Учитель, 2001. – 173с.

12. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок: Научно-практическое пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2004. – 288с.

13. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Совсем необычный урок: Практическое пособие для учителей, классных руководителей, студентов средних и высших педагогических учебных заведений, слушателей ИПК. – Воронеж: Учитель, 2001. – 173с.

14. Махмутов М.И. Современный урок. – 2-е изд., исп. и доп. - М.: Педагогика, 1985.- 184с.

15. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.

16. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и системы повышения квалификации педагогических кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2003. – 272с.

17. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.

18. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.

19. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с.

20. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.

21. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.

22. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.

23. Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988.

24. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.

Методические рекомендации

Подготовка к занятию требует задействования следующего материала: Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. – М., 1988. Разнообразные формы учебной работы на уроке представлены у Чередова И.М. весьма подробно. Также необхожимо проанализировать по данной проблеме литературу: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с., Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 576с., Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2004. – 368с.

Приложение к занятию 6.

Индивидуальная и индивидуализированная формы.

Индивидуальная форма организации урока предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задания, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве такого задания может быть работа с учебником, научным материалом, решение задач, сочинение, упражнения, рефераты, доклады и т.д.

Существует 2 вида форм: индивидуальная и индивидуализированная. Первая характеризуется тем, что деятельность ученика по выполнению общих для всего класса заданий осуществляется без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. Вторая предполагает учебно-познавательную деятельность ученика над выполнением специфических заданий.

Необходимо обеспечение контроля за ходом выполнения задания и своевременная помощь. Для слабоуспевающих учеников дифференциация должна проявляется не столько в дифференциации заданий, сколько в мере оказываемой помощи учителем. Это объяснение, дополнение заданий, так же наводящие вопросы, советы.

Данную форму целесообразно проводить на всех этапах урока при решении различных дидактических задач. Проще использовать их при закреплении проверке знаний. Например, после прочтения произведения каждому дается свой вопрос. Причем:

1) каждый работает на пределе своих возможностей;

2) каждый выполняет необходимую часть анализа произведения.

Степень самостоятельности учащихся является разной. Сначала они руководствуются подсказками учителя, затем ученики уже самостоятельно составляют план работы, подбирают материал.

Для слабоуспевающих необходимо составить такую систему заданий, которая содержала бы в себе образцы решений, и задачи, подлежащие решению на основе образца, различные предписания, позволяющие шаг за шагом решать определенную задачу (поэтапно). Такая организация учебной деятельности дает возможность каждому ученику работать в силу своих возможностей.

Недостатки: ограничивает общение учеников между собой, стремление передать свои знания другим, участвовать в коллективных достижениях. Их можно компенсировать в практической работе учителя сочетанием индивидуальной, фронтальной и групповой работы.

Учащихся можно разделить на три группы:

1) с высоким уровнем знаний, им понятны дидактические цели и задачи;

2)со средним уровнем знаний: понятна цель, но непонятны задачи;

3) с низким уровнем знаний: не ясны ни цели, ни задачи.

Задания от одной группы к другой усложняются.

Работа в парах.

В методике преподавания уроков есть термин «взаимопроверка». Это способ, когда учащиеся, обменявшись тетрадями, отмечают в работах друг друга ошибки. Каждый из учащихся может проверить работу своего соседа.

Похожим, но более эффективным приемом является работа в паре. Парная работа такого типа может быть постоянного или сменного состава. Весь класс делится на пары. По усмотрению учителя это могут быть соседи по парте. Каждому в паре дается задание, пример, уравнение и т.д. После его выполнения ученик должны его объяснить своему напарнику, одновременно записывая его в тетради. То же самое дожжен сделать напарник. Таким образом, в тетради у каждого окажется по 2 готовых задания, вместо одного, как это бывает при индивидуальной работе.

Условия эффективности данного вида работы.

1) указанный способ проверки целесообразно соединить со способом самоконтроля, показывая учащимся предварительно сделанные на классной доске записи, содержащие подобные задания;

2) важной составной частью этого способа является итоговая беседа учителя и учащихся, в ходе которой выясняются ошибки, способы их предупреждения;

3) Применяя метод, варьировать его в соответствии с конкретной педагогической ситуацией. Например, если идет повторение материала, то в паре нужно объединить сильного и слабого учеников, а если новый материал, то двух сильных, двух хорошистов и т.д.

Пары сменного состава предусматривают смену учащихся в ходе выполнения работы (т.е. меняется состав пары).

Достоинства: возможность дифференцированного подхода к учащимся, коллективного взаимодействия учеников друг с другом, осуществления самоконтроля, взаимного обмена знаниями, а при повторении материала возможность охватить широкий раздел, тему, активность каждого учащегося в ходе такой работы, развитие у них навыков самостоятельной работы.

Недостатки: не всегда может быть использована в учебном процессе, требует сформированности у учащихся направленности к коллективной работе, ошибка одного ученика, может повлечь за собой ошибку в знаниях другого, неумение учеников преподнести знание так, как это сделал бы учитель, некоторая трудность осуществления данной работы, так как учитель будет вынужден наблюдать за работой всех групп, попеременно подходя к каждой из них.

Занятие 12.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...