Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методические рекомендации к выполнению работы




При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.; Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с.Обратите внимание на черты и признаки авторских школ.

Занятие 3.

Тема: Сущность, структура и движущие силы обучения(2 часа)

План

  1. Раскройте сущность педагогического процесса как целостного явления. Соотнесите понятия педагогического процесса и процесса обучения.
  2. Дайте общее понятие «процесса обучения». (Проанализируйте ряд определений процесса обучения, выберите то, которое является, на Ваш взгляд, более приемлемым и аргументируйте свой выбор.) Определите место обучения в рамках целостного педагогического процесса.
  3. Рассмотрите противоречия как движущие силы процесса обучения.
  4. Охарактеризуйте назначение и структуру деятельности учителя в процессе обучения.
  5. Рассмотрите деятельность учащихся в процессе обучения, мотивы учения.
  6. Раскройте сущность функций обучения: образовательной, развивающей и воспитательной.
  7. Определите в чем сходство и различие процесса научного познания и учебного процесса.
  8. Раскройте смысл различных подходов к рассмотрению этапов учебного процесса (цикличность у П.И. Пидкасистого, процесс усвоения как основа выделения этапов учебного процесса и т.д.).
  9. Восприятие – специфическая познавательная деятельность. Условия наиболее эффективной организации процесса восприятия.
  10. Установка и внимание в обучении.
  11. Понимание в структуре усвоения знаний.
  12. Сущность осмысления. Осмысление знаний в процессе обучения.
  13. Сущность обобщения знаний в обучении.
  14. Закрепление и запоминание знаний как условие продуктивности процесса обучения.
  15. Применение знаний как компонент структуры процесса усвоения знаний и условие их осознанности, продуктивности и надежности.

Задания для самостоятельной работы

1. Составьте схему деятельности учителя в процессе обучения.

2. Составьте схему процесса учения.

3. Подумайте, какие Вы выбрали бы пути стимулирования к учебному предмету (по Вашей специальности).Составьте перечь.

4. Составьте список методов, приемов, средств, эффективно влияющих, по Вашему мнению, на процесс усвоения знаний (по каждому из этапов).

5. Продолжите работу по составлению словаря педагогических терминов.

Литература:

  1. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.
  2. Дидактика средней школы / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин; Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319с.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды/ Сост. М.В.Зверева, Н.К. Индик. – М.: Педагогика, 1990. – 418 [5] с.

  1. Зверева Н.М. Дидактика для учителя: Учебное пособие. / Н.М. Зверева, Т.Е. Маскаева. – Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1996. – 131с.
  2. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.
  3. Иванова Е.О,Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.
  4. Клинберг Л. Проблемы теории обучения. / пер. с нем. – М.: Педагогика, 1983. – 256с.
  5. Ксензова Г. Ю. Перспективные школьные технологии. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 250с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1986.- 96с.

  1. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы, технологии. – Киров, 1997. -140 с.
  2. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.
  3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.
  4. Педагогическая психология / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. - 398[1]с.
  5. Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.
  6. Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.
  7. Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.
  8. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.

Методические рекомендации к выполнению работы

Для осмысления процесса обучения, его особенностей, движущих сил, необходимо обратиться к следующим материалам: Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.; Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.; Седова Л.Н. Теория обучения. / Л.Н. Седова, И.В. Штых. – М.: Высшее образование, 2006. – 207с.; Ситаров В.А. Дидактика: Учебное пособие. – М.: Академия, 2002. – 304с.; Сластенин В.А. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч.1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 357с.; Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.

Мыслительные операции, сопровождающие процесс обучения, необходимо рассмотреть, обратившись к литературе по психологии. Например, Педагогическая психология / Н.В. Клюева, С.Н. Батракова, Ю.А. Варенова и др.; Под ред. Н.В. Клюевой. – М.: ВЛАДОС-Пресс, 2004. - 398[1]с., Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480с.

 

Занятие 4.

Тема: Закономерности и принципы обучения.

План

1. Охарактеризуйте понятия закона, закономерности, принципов педагогического процесса.

2. Рассмотрите понятия закона, закономерности, принципов процесса обучения. Раскройте вопрос об их соотношении с законами закономерностями, принципами педагогического процесса.

3. Охарактеризуйте важнейшие закономерности обучения. Что означает термин «принципы обучения»? В чем их связь с закономерностями? Как соотносятся между собой законы, закономерности, принципы и правила обучения?

4. Объясните, какую функцию выполняют принципы в дидактике?

5. Дайте характеристику принципам обучения:

· Принцип связи обучения с жизнью;

· Принцип научности и посильной трудности;

· Принцип систематичности и последовательности в обучении;

· Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли учителя;

· Принцип наглядности обучения и теоретического мышления учащихся;

· Принцип прочности результатов обучения и развития познавательных сил учащихся;

· Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся;

· Принцип положительного эмоционального фона обучения;

· Принцип воспитывающего и развивающего обучения.

6. В чем состоит значение знания закономерностей и принципов обучения для учителя?

7. Что такое «правила обучения»?

8. Охарактеризуйте дидактические принципы системы Л.В. Занкова.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...