Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Задания для самостоятельной работы




Занятие 1.

Тема: Теория обучения как наука (4ч)

План

1. Дайте общее понятие о теории обучения. Раскройте вопрос ее возникновения и развития.

2. Обоснуйте, в чем заключается сложность при определении объекта и предмета дидактики.

3. Выявите специфику образования и обучения в современном информационном обществе.

4. Охарактеризуйте перспективы развития дидактического знания в информационно-образовательном пространстве.

5. Рассмотрите влияние информационно-образовательного пространства и среды на развитие дидактического знания.

6. Рассмотрите, каковы задачи дидактики на современном этапе.

7. Охарактеризуйте функции дидактики как науки.

8. Рассмотрите терминологический аппарат теории обучения.

9. Покажите, в чем заключается взаимосвязь дидактики с другими науками. Докажите, что она является теоретической основой частных методик. Рассмотрите формы ее связи с ними.

10. Современные дидактические концепции:

- обучение «через совершение открытий» Дж. Брунера;

- гуманистическая психология как источник гуманистических тенденций в обучения (К.Роджерс и др.);

- теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина и др.);

- индивидуализация обучения И.П. Волков;

- повышение воспитывающего потенциала урока (Е.Н. Ильин, Т.И. Гончарова и др.);

- опережающее обучение (С.Н. Лысенкова);

- интенсификация обучения на основе принципа наглядности (В.Ф. Шаталов, С.Д. Шевченко и др.);

- укрупнение дидактических единиц усвоения (П.М. Эрдниев, Б.П. Эрдниев);

- развивающее обучение Л.В. Занкова;

- развивающее обучение Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова;

- проблемное обучение.

Задания для самостоятельной работы

1. Охарактеризуйте основные подходы к построению и осмыслению современной дидактической системы по типу таблицы следующего вида:

Пример

Название методологического подхода Сущность подхода Место в современной процессе обучения (примеры)
Деятельностный подход Предполагает направленность всех педагогических мер на организацию интенсивной, постоянно усложняющейся деятельности, так как только через собственную деятельность человек усваивает науку и культуру, способы познания и преобразования мира, формирует и совершенствует личностные качества Является основой нового образовательного стандарта. Предполагает включение учащихся в ходе процесса обучения в различные видов деятельности задания на воспроизведение, проблемно-поисковые задания, игровые задания, творческие задания, проектная деятельность; повышение уровня активности и самостоятельности школьников посредством проектной деятельности, разнообразных форм взаимодействия на уроке (группы и пары различного состава, взаимодействие их между собой, и с индивидуальной работой)

2. Спроектируйте свою схему связи теории обучения с другими науками.

3. Законспектируйте материал по вопросу «Становление и развитие дидактики» (см.: Российская педагогическая энциклопедия / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. – т. 1. – С. 265-267; Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. – М., 1982).

4. Начните работу по составлению педагогического словаря. Включите в него термины из темы занятия.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

2. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2004. – 250с.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

4. Дидактика средней школы. / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.; Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319с.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с.

6. Иванова Е.О,. Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.

7. Краевский В.В.Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для вузов / В.В. Краевский, А.В. Хуторской. – 2-е изд, стер. – М.: Академия, 2008. – 346 с.,[1] с. – (Высшее профессиональное образование).

8. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.

11. Педагогика: учебник /Л.П. Крившенко [и др.]; под ред Л.П. Крившенко. – Москва: Проспект, 2010. – 432с.

12. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.

13. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М., 1999. – 576с.

14. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368с.

15. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч 1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 304с.

16. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.

Методические рекомендации к выполнению работы

При выполнении заданий пользуйтесь указанной литературой. Для выполнения первого вопроса самостоятельных заданий необходимо обратиться к учебникам: Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с.; Иванова Е.О, Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с. Для выполнения четвертого задания можно обратить к глоссарию в конце учебника Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с., либо Российская педагогическая энциклопедия / Гл. редактор В.В. Давыдов. – М.: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. – т. 1. – С. 265-267., а также в теме «Дидактика» у Подласого И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М., 1999. – 576с.

Занятие 2.

Тема: Инновационные образовательные процессы.

Авторские школы (2 часа)

План

1. Раскройте понятия «новшество», «новация», «нововведение», «инновация».

2. Дайте понятие инновационного процесса. Раскройте его сущность.

3. Охарактеризуйте черты и признаки авторских школ. Рассмотрите классификации авторских школ.

4. Охарактеризуйте «школу самоопределения А.Н. Тубельского.

5. Рассмотрите школу «диалога культур».

6. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга.

7. Охарактеризуйте особенности «ноосферной школы».

8. Система Л.В. Занкова.

9. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.

Задания для самостоятельной работы

1. Какая из авторских школ Вам больше импонирует? Аргументируйте свою позицию.

2. Составьте небольшие конспекты по каждой из авторских школ.

3. Продолжите работу по составлению педагогического словаря.

Литература:

1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2001. – 304с.

2. Викулина М.А. Личностно-ориентированный подход в педагогике: теоретическое обоснование и пути реализации. – Нижний Новгород: ВГИПУ, 2004. – 250с.

3. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Теория обучения: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 384с.

4. Дидактика средней школы. / В.В. Краевский, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин и др.; Под ред. М.Н. Скаткина. – М.: Просвещение, 1982. – 319с.

5. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 384с.

6. Иванова Е.О,Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. – М.: Просвещение, 2011. – 190с.

7. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК . 4-ое изд. – М.: Юрайт, 2000. – 523с.

8. Логвинов И.И. Дидактика: от здравого смысла к научной теории. – М.: Народное образование, 2003. – 222с.

9. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 640с.

11. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Т.И. Бабаева и др.; Под ред. С.А. Смирнова. – М.: Академия, 1999. – 512с.

12. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. Кн. 1. – М., 1999. – 576с.

13. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. – 368с.

14. Сластенин В.А. и др. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. Ч 1. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – М.: Академия, 2002. – 304с.

15. Шиянов Е.Н., Котова И.Б. Развитие личности в обучении: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. – М.: Академия, 2000. – 288с.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 151.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...