Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Характеристика творческого процесса.




Обычно творческий процесс описывается как ряд последовательных шагов.
1. Ориентация – определение проблемы.

2. Подготовка – сбор относящейся к делу информации.

3. Анализ – классификация и анализ собранного материала.

4. Формирование идеи – выработка различных вариантов.

5. Инкубация – осмысление, выжидание, во время которого приходит озарение.

6. Синтез – выработка решения.

7. Оценка – рассмотрение полученных идей.

Исследователи обнаружили, что идеи приходят после того, как человек полностью погрузился в проблему. Подготовка и анализ – основные периоды самой трудной работы. На стадии формирования идеи проблема рассматривается с разных точек зрения. Задачей этого этапа является сбор максимального количества идей. Процесс анализа состоит в сопоставлении разных идей. Он утомителен для многих людей. А вот инкубация – более интересная часть процесса. Сознательное мышление отдыхает, позволяя подсознанию решать проблему. В момент озарения все кусочки собираются в единое целое, и решение становится очевидным. На этапе проверки оценки нужно вновь вернуться к началу и рассмотреть весь процесс и саму выработанную идею.

 

46. Творческие способности. Беглость мышления. Гибкость мышления. Оригинальность мышления. Разработка идей. Фазы творческого процесса.

Исследования показывают, что если человек приложит усилия, то он может стать более изобретательным. Дж.П.Гилфорд одним из первых предположил, что творческие способности являются частью интеллекта. Результатом его работы стал способ описания творческого мышления с помощью четырех «продуктов»: беглости, гибкости, оригинальности мышления и разработки идей.

1. Беглость мышления приводит к рождению множества идей. 2. Гибкость мышления требует способности оперировать различными категориями и умения переходить от одной категории к другой, чтобы возникало больше идей.3. Оригинальность мышления приводит к остроумным и уникальным идеям. 4. Разработка идей – процесс дальнейшего развития идей или решения путем их расширения, добавления деталей и усовершенствований.

Развитие воображения является важным фактором в преодолении инертности мышления и ускорения поиска решений поставленных задач. С этой целью используются различные эвристические приемы в виде ассоциаций, аналогий, контрольных вопросов, приемов устранения технических противоречий.

Под ассоциацией понимается отражение в сознании человека взаимосвязи между предметами, явлениями действительности и психическими восприятиями, ощущениями, двигательными актами, представлениями и т.д. Основная цель генерирования ассоциаций заключается в том.чтобы «расшатать» стереотипные представления о совершенствуемом объекте, активизировать фантазию и воображение, перекинуть «мостик» к искомым аналогиям.


Обычно творческий процесс описывается как ряд последовательных шагов.

1. Ориентация – определение проблемы.

2. Подготовка – сбор относящейся к делу информации.

3. Анализ – классификация и анализ собранного материала.

4. Формирование идеи – выработка различных вариантов.

5. Инкубация – осмысление, выжидание, во время которого приходит озарение.

6. Синтез – выработка решения.

7. Оценка – рассмотрение полученных идей.

 

47. Традиционные методы активизации творческого процесса.


1. Занимательные задачи.
2. Разгадывание задок, головоломок как способ развития творческих способностей и творческого мышления.
3. Эвристические методы.
1. Занимательные задачи.
Одним из методов развития творческого мышления является решение занимательных задач. Жанр занимательных задач особенно развит в математике, геометрии, физике, химии, астрономии, литературе, истории. Решение предлагаемых там задач не всегда очевидно, что и способствует поиску творческих методов, а значит и развитию творческих способностей.
2. Разгадывание задок, головоломок и фокусов как способ развития творческих способностей и творческого мышления.
А)Кроссворды. Это интеллектуальная игра, смысл которой сводится к последовательному заполнению буквами перекрещивающихся рядов клеточек. Трудность кроссворда в том, что одной описанной в тексте словесной модели объекта разгадывания может быть противопоставлен целый ряд близких по своему понятию слов.
Б)Загадки. В загадке всегда присутствует неполнота информации, неоднозначность в описании объекта, его иносказательность, что позволяет развивать творческое мышление. Кроме того, процесс разгадывания зависит от умений и способности быстро извлекать из памяти соответствующие знания.
В)Шарады. В шараде загадываемое слово разделяется на несколько частей, каждая из которых имеет самостоятельный смысл. В ней дается описание смысла этих слов (слоганов), иногда в форме стихотворений и даже инсценировок.

Д)Анаграммы. Это разновидность загадки, в которой из суммы двух, трех, четырех предложенных слов необходимо составить лишь одно, в котором по одному разу используются все буквы. Например, назвать один из крупных дальневосточных городов через такие слова: вода + вист + кол. (Ответ:Владивосток).
Ж) Парадоксы. Это непривычное, неожиданное, расходящееся с устоявшимися мнениями утверждение, явление. Обнаружить, объяснить и устранить несостоятельность парадокса оказывается трудной, но интересной работой мозга. Среди нераскрытых парадоксов – механизм памяти, передача мыслей на расстоянии, шаровая молния и др.

Эвристическими методами называются логические приемы и методические правила научного исследования и изобретательского творчества, которые способны приводить к цели в условиях неполноты исходной информации и отсутствия четкой программы управления процессом решения задачи
В науке и технике выделяют следующие результаты эвристической (творческой) деятельности:открытие,изобретение,ноу-хау

 

 

48. Эвристические методы активизации мышления: метод «мозгового штурма» А.Осборна, метод фокальных объектов, метод синектикиДж.Гордона, метод решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера.

А) Метод «мозгового штурма» (А.Осборн).
Идея метода основана на том, что критика и боязнь тормозят мышление, сковывают творческие процессы. Учитывая это, было предложено разделить по времени выдвижение гипотез и их критический анализ. Проводить эти два этапа должны разные люди. Решением задачи управляет руководитель.
Б) Метод фокальных объектов.
Сущность метода - в перенесении случайно выбранных объектов на совершенствуемый объект. Метод фокальных объектов не дает никакой гарантии, что получится что-то дельное, но он развивает творческое мышление.
Разновидностью метода является метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
В) Метод синектики (Дж.Гордон).
Является развитием и усовершенствованием метода мозгового штурма. Отличие в том, что создаются постоянные группы «профессиональных генераторов» новых идей, обладающих высоким уровнем кругозора. В число синекторов принимают зрелых людей, имеющих две и более специальности (химик-музыкант, врач-механик, электрик-художник). Члены группы постепенно привыкают к постоянной работе и перестают бояться критики. В методе принимаются 4 вида аналогий – прямая, символическая, фантастическая, личная.

Д) Метод решения изобретательских задач Г.С.Альтшуллера.
В самом общем виде структура эвристического решения такова: Первый этап – определение изобретательской ситуации, уяснение необходимости создания нового объекта. Второй этап – переход от заданной ситуации к анализу и формулировке минимальной задачи, ориентированной на ее практически реализуемое решение. Затем осуществляется переход к модели задачи (этап 3). Схема конфликта, составляющего суть задачи, при этом упрощается предельно, а область анализа сужается до оперативной зоны, изменения в которой достаточно для решения задачи. На четвертом этапе производится формулировка идеального конечного решения (ИКР), позволяющего выявить технические противоречия (ТП), мешающие его достижению. На пятом этапе проводится поиск способа устранения технических противоречий за счет энергетических, информационных и вещественных ресурсов. Для поиска способов устранения технических противоречий привлекаются находящиеся в распоряжении разработчиков информационные ресурсы: банки физических, химических, биологических и математических эффектов, типовые примеры устранения технических противоречий, надсистемные ресурсы (этап 6). На 7 этапе проводится анализ избранного способа устранения технических противоречий, наиболее близко приближающего решение задачи к идеальному. Если при этом задача не решается, то прибегают к изменению задачи, а иногда и полной ее замене (этап 8). На 9 этапе производится увязка систематизированного устройства с надсистемой, анализ их совместимости. Выявляются сферы более широкого применения полученного решения. На 10 этапе производится анализ и самооценка процесса решения задачи, выявляются траектории и причины его отклонения от рассматриваемого канонического алгоритма.

49. Вербальное мышление. Лингвистический и паралингвистический каналы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 222.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...