Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Структура субъективного опыта человека.
Психофизиологические особенности восприятия человека приводят к тому, что трудно убедить человека, который не воспринимает нашу речь. Но даже и в том случае, когда коммуникатор говорит с реципиентом на одном языке, то одним словам человек верит, а другим – нет. Это зависит от уникального формирования субъективного опыта человека. Избирательную эффективность коммуникативного воздействия обеспечивают: 1. Интересы – это переход из области неопределенности и фрагментарности в область максимальной определенности, стабильности и единства. 2. Состояния – это стремление человека преобразовать свое состояние (интеллектуальное, эмоциональное, соматическое и др.), субъективно оцениваемое как неустойчивое и дискомфортное, и закрепиться в том его качестве, которое человек определяет для себя как устойчивое, оптимальное и удовлетворительное. 3. Отношения – это стремление человека перевести свои отношения с окружающим миром из области субъективно оцениваемых как деструктивных, напряженных и конфликтных в область конструктивных. ИСО – это субъективная иерархия смыслов, потребностей, ценностей человека. В ИСО одного человека входят богатство, бизнес, В ИСО другого – образование, поиски высшей истины, в ИСО третьего – эгоизм, жизнь в свое удовольствие. Таким образом, каждый имеет свои уникальные ИСО, субъективные по содержанию. В процессе коммуникативного воздействия коммуникатора и реципиента их субъективные ИСО могут по-разному учитываться другой стороной: игнорироваться, полностью совпадать, частично пересекаться. Коммуникатору, если он хочет завоевать доверие реципиента, необходимо таким образом формулировать свои предложения, чтобы для реципиента была видна их связь с его ИСО. ИСО необходимо учитывать еще и потому, что это язык, на котором думает реципиент и с помощью которого воспринимает из всего мира лишь субъективно значимый, связанный с его ИСО, сектор. Именно ИСО окрашивает окружающий мир человека в разные цвета и наделяет его определенным смыслом. ИСО имеет четкую структуру, которая позволяет понять внутреннюю основу целостности и стабильности, с одной стороны, а с другой – основание борьбы мотивов, ценностей, отношений, определяющих неустойчивость состояний человека. Она представлена в таблице:
В структуре выделяется: 1) зона коренных ИСО. Это то, что дает возможность человеку сформировать внутреннюю, иерархически упорядоченную целостность жизни. Пример таких ИСО: творчество (интерес), труд (интерес), увлечение (интерес), отношения с любимым человеком (отношения). 2) Зона перспективного развития ИСО. Содержит в себе прошлое, настоящее и будущее интересов, состояний и отношений человека. Это подсистема человека, которая заставляет человека искать те знания и условия, которые снизят неопределенность и неустойчивость. 3) Зона престижных ИСО (мода). Она показывает присутствие в ИСО тех аспектов, которые имеют для человека только в связи с необходимостью считаться с мнением окружающих. Она характеризуется максимальной неустойчивостью. Пример: покупка модного автомобиля (интерес), связи с «нужным» человеком (отношения). Самый верхний уровень (по горизонтали) всегда занимает доминирующий на данный момент аспект ИСО – либо интересы, либо состояния, либо отношения. Таким образом, каждый из участников на момент коммуникативного процесса имеет приоритеты в ИСО. Непонимание и незнание этих приоритетов может привести к противоборству в процессе коммуникации, ее неэффективности. Коммуникация (по содержанию) как духовно-психологический процесс. Этапы коммуникативного процесса. Факторы, влияющие на этапы коммуникации. В коммуникативном процессе коммуникатор стремится достичь своей цели, психологически воздействуя на те или иные сферы человека. По содержанию коммуникация всегда относится к духовно-психологическому процессу, поскольку коммуникатор воздействует на часть внутреннего или внешнего мира реципиента. Коммуникативное сообщение вначале воспринимается и субъективно осмысливается реципиентом. При этом духовно-психологическая сфера используется как посредник для изменения познавательного, эмоционального, поведенческого аспектов человека. Это означает, что одной и той же коммуникативной цели можно достигнуть, воздействуя на различные духовно-психологические стороны и особенности человека. При этом одни и те же коммуникативные воздействия на разных людей приводят к совершенно противоположным результатам. Коммуникативное воздействие на человека должно быть индивидуальным и адекватным той части его духовно-психологического мира, через которую коммуникатор стремится достигнуть своей цели. Например, в предвыборных кампаниях некоторые кандидаты в депутаты делают ставку на пожилых людей, на их насущные проблемы. Игнорирование индивидуальных духовно-психологических особенностей реципиента приводит коммуникатора к неадекватной постановке коммуникативной цели. Процесс коммуникации нарушается. В процессе коммуникативного воздействия нареципиента коммуникатором чаще всего ставятся такие цели: убедить его в чем-либо, понять его намерения, заставить его что-либо сделать, внушить что-то, скрыть что-либо, изменить его эмоциональное состояние и т.д. В свою очередь реципиент может преследовать такие свои цели: принять сообщение или не слушать совсем, соглашаться или не соглашаться с ним и т.д. Процесс коммуникации в целом требует от коммуникатора умения дифференцировать по поведению и внешнему виду реципиента особенности осуществления процесса коммуникации и степень достижения поставленных им целей.Формальным критерием завершенности коммуникативного акта является наблюдаемый коммуникатором факт принятия реципиентом от него сообщения. Этапы коммуникативного процесса. Данные этапы определяют формальную эффективность коммуникативного воздействия на реципиента. Схематично они представлены следующим образом: Коммуникатор Реципиент 1. Осознание идеи 4. Восприятие для сообщения невербального поведения 2. Невербальное 5. Восприятие поведение вербального сообщения 3. Вербализация 6. Осмысление (проговаривание) идеи Первый этап – осознание. Здесь происходит кодирование коммуникатором в знаковую (словесную) форму имеющейся у него аналоговой информации. Второй этап – невербальное поведение. Происходит опредмечивание коммуникатором процесса поиска информации или кодирования исходной, аналоговой информации во внешнем невербальном действии. Задействуется определенная интонация, жесты, мимика, поза. Именно невербальное поведение коммуникатора имеет существенное значение для принятия информации реципиентом. Третий этап – вербализация. Вербализация или собственно речь – это процесс превращения имеющейся аналоговой информации (идеи, образа) в знак, слово. В значительной мере он зависит от степени владения коммуникатором, от объема словесного и понятийного аппарата. Для реципиента важно соответствие первого и второго этапов коммуникации. Четвертый этап – восприятие невербального поведения. Это своего рода раскодирование информации, которая содержится в жестах, мимике и т.д. Пятый этап – восприятие вербального сообщения. Эффективность этого этапа зависит от того, насколько совпадают особенности мышления, восприятия коммуникатора и реципиента. Например, если коммуникатор говорит и принимает решения быстро, а реципиент - медленно, то у второго могут возникнуть некоторые сложности с восприятием сообщения. Шестой этап – осмысление идеи. Этот этап определяется многими факторами: а) объемом знаний, понятийного аппарата. Неизвестную информацию реципиент может сразу отвергнуть, особенно если у человека в целом низкий уровень образования. Б) Эмоциональным и соматическим состоянием. Если человек нездоров, то уровень восприятия информации несколько снижается. В) Фоном, в котором осуществляется процесс коммуникации. При громких и резких звуках часть внимания рассредоточивается. Г) Условиями коммуникации. Если температура воздуха достаточно высока, то процесс осмысления идеи замедляется, а, возможно, и искажается. В целом коммуникацию можно считать эффективной, если аналоговая информация (идея, состояние, образ) коммуникатора тождественна сформированной в процессе общения аналоговой информации (идее, образу) реципиента.
|
||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 333. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |