Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Приемы анализа произведения на уроке литературы.




Устное словесное рисование как одно из средств усиления эмоциональной стороны анализа образов произведения. Формы: сюжетная картина, портрет, пейзаж, натюрморт. Этапы работы: вступительная беседа с использованием живописных или музыкальных иллюстраций, выразительное чтение, выделение ключевых слов и выражений, составление словесного описания.

Работа над выразительным чтением как вид творческой интерпретации текста. Этапы работы: знакомство с образцом выразительного чтения текста, осмысление его основной тональности, выявление авторской позиции через анализ композиции, лексических средств, ритма и звукового рисунка, составлением «партитуры чтения»: обдумывание плана чтения и техники произнесения (определение тональности чтения частей произведений, характер интонирования фраз и т.д.), исполнение.

Работа по составлению пересказа: определение характера повествования, выделение ключевых слов (подробный пересказ), основных смысловых узлов (сжатый пересказ), определенного «угла зрения» (выборочный пересказ), активности читательского воображения (творческие пересказы с изменением лица рассказчика, «домысливанием» действия, воссозданием ситуаций, предшествовавших событиям произведения и т.п.).

Комментированное чтение – прием анализа, предполагающий постепенное восхождение читателя к идейно-художественному смыслу произведения через рассмотрение элементов его словесной формы (композиции, стиля и т.д.). Он предполагает определение общего эмоционального настроя анализируемого отрывка; выделение в нем и объяснение смысла и значения для создания художественного образа ключевых слов и выражений, составление ассоциативных лексических рядов (лингвистических, литературных, мифологических, культурологических и др.) и рассмотрение особенностей построения отдельных частей и их связей в тексте, анализ средств художественной выразительности, особенностей ритма, звуковой организации текста и т.п., уточнение возникающих представление об авторе (лирическом герое, повествователе), рассмотрение связей текста, определение роли образов в его структуре, сведение всех наблюдений воедино в процессе перечитывания текста.

Типы комментария, используемые на уроке литературы. Лингвистический комментарий и его роль на уроках литературы и его место в комплексном анализе художественного текста.

Сравнение (сопоставление) как прием анализа литературного произведения. Цель использования – развитие образного мышления. Содержание: а) сопоставление между собой литературных текстов; б) сопоставление литературного текста с произведений разных видов искусства; в) сопоставление литературного текста и различные его интерпретаций (музыкальных, живописных, сценических, кинематографических и пр.). Сравнение разных произведений или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.) в средних классах. Сопоставление героев и «типов сознания» писателей (Г.А. Гуковский) встарших классах. Сравнение как средство создания портрета эпохи и формирования понятия о своеобразии художественного мира каждого писателя в выпускном классе.

Составление киносценария. Обогащение читательского восприятия школьников под влиянием киновпечатлений. «Кинематографичность» мышления учащихся: подчеркнутая событийность, динамичность, обостренность, рельефность характеристик героев, резкость светотени, ассоциативность (монтаж). Содержание работы по созданию киносценария: знакомство со спецификой киноискусства (просмотр и обсуждение кинофрагмента, выяснение понятий крупного, среднего, общего планов, их смены, поиск мотива сценария, объединяющего эпизоды, определение границ киноэпизодов, коллективная работа над первыми эпизодами (беседа, устное словесное рисование, создание диалогов, подбор музыкальных, живописных иллюстраций), определение типов заданий и способов распределения «ролей» в группе, самостоятельная работа по группам над отдельными эпизодами и система индивидуальных заданий учащимся, обсуждение результатов работы.

Формирование теоретико-литературных понятий в процессе изучения литературы в школе.

Роль теоретико-литературных понятий в совершенствовании читательского опыта учащихся, в овладении критериями оценок художественных явлений. Наглядно-образная основа изучения теоретико-литературных понятий в школе.

Последовательность в формировании теоретико-литературных понятий: от первоначальных наблюдений к формулировке понятия, от обнаружения явления в тексте к сознательному использованию понятия в ходе анализа литературного произведения. Методические особенности работы над теоретико-литературными понятиями (например, классицизм, сентиментализм) в средних и старших классах.

Уроки внеклассного чтения.

Особенности уроков внеклассного чтения по целеполаганию, содержанию, мотивации, организационно-методическим приемам и формам.

Типология уроков внеклассного чтения: уроки вводного типа, уроки – рекомендации книги, уроки-конференции, уроки углубления понимания прочитанного (урок-беседа, урок-диспут, конференция, конкурс чтецов).

Формы деятельности учащихся: художественное рассказывание, выразительное чтение, инсценирование, участие в диспуте, в работе семинара, конференции, составление композиций, подготовка и защита проектов.

 

Рекомендуемая литература

Основная

Лавлинский С.П. Технология литературного образования: Коммуникативно-деятельностный подход: Учеб. пособие для студентов-филологов. М., 2003.

Методика преподавания литературы / Под ред. З.Я. Рез. М., 1985.

Методика преподавания литературы: Пособие для студентов и преподавателей: В 2 ч. / Под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. М., 1996. Ч. 1-2.

Дополнительная

Анализ лирического произведения / Авт.-сост. А.И. Княжицкий и др. М., 2002.

Берхин Н.Б. Литературное развитие школьников. М., 1989.

Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения в школе. 2-е изд., перераб. СПб., 2000.

Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М., 1967.

Карсалова Е.В. «Стихи живые сами говорят...»: Кн. для учителя: Из опыта работы. М., 1990.

Коровина В.Я. Вводные уроки в курсе литературы 4-6 кл.: Работа с учеб. хрестоматиями по лит. // Лит. в шк. 1985. № 4. С. 25-32.

Лейдерман Н.Л. Об изучении теории литературы в старших классах // Литература в школе. 2000. №5. С. 104–111.

Леонов С.А. Литература классицизма в школьном изучении. М., 1997.

Маранцман В. Г. Возрастные и индивидуальные типологические различия восприятия школьниками художественных текстов // Вопросы психологии. 1985. №5. С. 54–61.

Маранцман В.Г. Труд читателя: От восприятия литературного произведения к анализу. М., 1986.

Павлова Н.И. Анализ эпизода // Литература в школе. 2003. № 7. С. 27–28.

Павлова З.А. Урок проверки знания текста художественного произведения // Русская словесность. 2000. № 4. С. 41–44.

Программа литературного образования для общеобразовательных учреждений: 5–11 кл. / Под ред. А.И. Княжицкого. М., 2006.

Программа по литературе: Для ст. кл. сред. шк. / Под ред. В.Г. Маранцмана. 2-е изд., испр. СПб., 2008.

Программа: Литература: 1–11 кл. / Под ред. Т.Ф. Курдюмовой. М., 2007.

Программа: Литература: 5–11 кл. / Под ред. В.Я. Коровиной. М., 2009.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл. / Под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2004.

Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5–11 кл.: Программа / Под ред. А.Г. Кутузова. М., 2009.

Санина 3. «Весь мир – театр»: Опыт аналитической работы с драмат. постановками в 7-8 кл. средней школы // Литература (прил. к газ. «Первое сентября»). 2003. № 27-28.

Свирина Н.М. Культурный контекст на уроке литературы. СПб., 1999.

Троицкий В.Ю. Словесность в школе: Кн. для преподавателей рус. филологии. М., 2000.

Шевченко Л.А. Теория литературы на школьном уроке: Из опыта работы: Пейзаж. Лирика А.С. Пушкина // Русская словесность. 1994. № 1. С. 18–21.

Шелестова З.А. Выразительное чтение лирических произведений на уроке литературы // Литература в школе. 2001. № 1. С. 37-39.

Шелестова З.А., Шелестова О.С. Выразительное чтение басен // Литература в школе. 2002. № 1. С. 26.

 

 

Практический блок

Русский язык

В каждый теоретический вопрос по русскому языку включено задание, выполняя которые отвечающий должен показать умения выбора языковых единиц, их классификации и характеристики.

Примерные типы практических заданий

1. Иллюстрируйте ответ примерами из текста.

2. Расскажите о…, приводя примеры из текста.

3. Найдите в тексте…, определите их тип.

4. Найдите в тексте…, определите их стилистическую функцию.

5. Определите разряды (типы склонения и т.п.) употребленных в тексте…

6. Квалифицируйте употребленные в тексте…

7. Произведите… разбор выделенных в тексте слов.

8. Определите виды глаголов, употребленных в тексте, подберите к ним (если возможно) видовые пары.

9. От выделенного в тексте глагола образуйте все возможные спрягаемые (или неспрягаемые) формы.

10. Определите типы придаточных по … классификации.

11. Объясните постановку знаков препинания в … предложениях текста.

Литература та же, что и в предыдущем блоке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 208.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...