Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика преподавания русской литературы




 

Методика преподавания литературы как наука.

Предмет методики преподавания литературы – процесс воспитывающего обучения учащихся литературе как учебному предмету. Задачи науки: открытие закономерностей этого процесса и обоснование принципов и частных правил работы с учениками. Основные принципы преподавания: научная достоверность преподавания, отбор социально и личностно значимых для учащихся произведений, доступность, наглядность, системность, опора на возрастные и индивидуальные особенности восприятия читателями литературного произведения. Связь методики преподавания литературы с эстетикой и другими общественными науками, литературоведением, лингвистикой, методикой преподавания русского языка, педагогикой, психологией. Роль передового опыта учителей-словесников в развитии методической науки.

Требования к уроку литературы:

– уважительное отношение к личности ученика, его интересам, вкусам (определение уровня начитанности, литературного развития и читательских интересов учащихся, выявление особенностей восприятия учащимися художественного текста как условия работы на уроке; вариативность работы над литературным произведением в зависимости от конкретных возможностей учащихся);

– научность (всестороннее и глубокое знание учителем не только произведения, но и его широкого литературного, философско-эстетического и историко-культурного контекста; связь выбора варианта анализа с родовой и жанровой спецификой произведения, необходимость тщательно продумывать теоретико-литературный материал, который необходим для разбора произведения);

– доступность и наглядность (использование качественного литературоведческого комментария, иллюстраций);

– осуществление активного и целенаправленного движения к решению стоящей перед учащимися задачи – освоению определенных учебных (в применении к уроку литературы) читательских навыков и умений.

Формы организации деятельности учащихся на уроке литературы.

Традиционная структура урока. Нетрадиционные уроки литературы: уроки-семинары, конференции, конкурсы, мастерские, панорамы, инсценировки, киноуроки и т.п..

Принципы деятельностного подхода к обучению. Формы деятельности на уроке: разнообразные виды чтения вслух, перечитывание, участие в беседе, составление планов, подбор примеров (цитат), иллюстраций, работа над выразительным чтением, комментированное чтение, составление комментария, диалогов, плана ответа, анализ и интерпретация текста, выполнение письменных работ, устные выступления, работа по картине, просмотр кино- и видеофрагментов и пр.

Выполнение творческих заданий. Типы творческих заданий по литературе в средних и старших классах.

Современные педагогические технологии на уроке литературы: технологии развивающего обучения, технология развития критического мышления, технология инверсивного изложения, технология «Портфель ученика», исследовательские технологии, метод проблемного обучения, метод проектов и др.; их использование на уроках в разных классах при изучении произведений разных родов литературы. Технология проблемного изучения эпического произведения на уроке литературы.

Работа в группах и индивидуальная работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Этапы литературного образования.

Начальные классы: элементарные механизмы общения ученика с литературным текстом, стимулирующие эмоциональную отзывчивость на художественное слово писателя, умение охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы его формы.

Второй этап: основная задача обучения – формирование способности улавливать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя (в рамках анализа отдельного произведения, в сопоставлении с произведениями других авторов).

Третий этап: раскрытие перед учениками законов литературы как особого вида искусства, сведения по теории литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства как организующие центры изучения литературного произведения, системное сопоставление литературы с другими видами искусства (живопись, скульптура, архитектура, музыка, театр, кино).

Специфика курса на историко-литературной основе в 9–11 классах: изучение исторических эпох развития искусства, историко-литературные и теоретико-литературные сведения в обзорных и монографических темах, знакомство с биографией и творчеством писателя и подробное изучение его произведений как основа формирования системного взгляд на литературный процесс.

Внеклассное чтение, базирующееся на материале литературы конца XX – начала XXI веков, как постоянное сопровождение рассмотрения периодов развития литературы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 274.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...