Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конфликт как организующее начало драматического произведения. Своеобразие конфликта в пьесах А.Н. Островского разного периода творчества.




Конфликт как основа действия в драматическом произведении. Этапы развертывания конфликта: завязка, кульминация, развязка. Понятия коллизии и интриги в соотношении с понятием конфликта. Катарсис. Характер конфликта в комедии, трагедии, драме. Специфические черты построения конфликта в литературе эпохи романтизма и реализма.

Демократизм театра Островского: широта предполагаемого зрителя, простота и ясность поэтики.

Ясность конфликта, яркость его проявления в действии в социально-бытовых пьесах Островского. Социальный и возрастной параметры разделения героев в конфликте (богатые и бедные, старые и молодые) пьес о жизни патриархального купечества, четкость нравственных оценок (положительные и отрицательные герои). Соотношение любовного и социально-бытового в конфликтах. Эпичность драматургии Островского, проявление эпичности на уровне развертывания конфликта (характер экспозиции, завязки и др.) и участия в нем действующих лиц («лишние» персонажи, резонер и функции резонера у действующих лиц). Случайное и закономерное в счастливых развязках комедий Островского. Изменение классического для Островского конфликта при изображении обновленной России в «предчеховской» пьесе «Бесприданница». Своеобразие жанра пьесы. Особенности решения темы «маленького человека». Сентиментально-романтическая традиция в построении образа героини. Особенности стиля.

Психологический анализ в русской прозе второй половины XIX в. Приемы изображения внутреннего мира человека. Своеобразие психологического анализа в романах Ф.М. Достоевского.

Понятие и функции психологического анализа. Психологизм в литературе как глубокое и детальное изображение внутреннего мира героев (их мыслей, переживаний), составляющее существенную черту эстетического мира произведения.

Основные формы психологического анализа в психологической прозе: «изображение характеров изнутри», путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц, выражаемого при помощи внутренней речи, образов памяти и воображения, и психологический анализ «извне», выражающийся в психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи, речевого поведения, мимики и др. внешних проявлений внутреннего мира героев.

Психологизм творчества Ф.М. Достоевского. Роман «Преступление и наказание» как «психологический отчет одного преступления». Изображение душевного процесса в его непосредственной реальности с помощью внутреннего монолога, потока сознания. Истоки и мотивы преступления Раскольникова. Сны и бред Раскольникова как этапы, отражающие внутреннюю борьбу героя. Психологический анализ, осуществляемый другими героями.

Принципы создания внутреннего монолога в произведениях Достоевского (место образа другого человека в размышлениях героя; проявление в монологе нравственного критерия, голоса совести, помогающего разобраться в веренице мыслей; проявление в потоке сознания голоса автора; функции авторского вмешательства; характеристика монолога с точки зрения лексики, фразеологии, синтаксиса).

Нравственные и эстетические идеалы Л.Н. Толстого; их отражение в романе-эпопее «Война и мир».

Понятие о романе-эпопее: масштаб темы, образной системы, особенность хронотопа.

Возникновение замысла романа и его изменение. Философия истории Толстого как философско-эстетическая основа эпопеи. Проблема свободы и необходимости в концепции романа и в структуре образов. Отражение исторических событий и изображение исторических лиц в романе Л.Н. Толстого. Образы Кутузова и Наполеона.

Решение в романе вопроса о месте человека в обществе и о смысле жизни. Жизненный путь любимых героев Л.Н. Толстого – путь исканий, ведущих к правде и добру.

Характеры и идейно-нравственные установки Андрея Болконского и Пьера Безухова: общее и различное. Духовные искания до 1812 года. Место героев в событиях 1812 года и событий 1812 года в жизни и идейном развитии героев. Роль народных героев в духовно-нравствен­ном самоопределении Андрея и Пьера в 1812 году. Изображение Андрея и Пьера в массовых сценах. Идейно-художественная закономерность исхода судьбы Болконского и Безухова (смерть, декабризм).

Место Наташи Ростовой как толстовского идеала женщины в системе женских образов романа.

Жанровое многообразие прозы М.Е. Салтыкова-Щедрина. Идейно-художественное своеобразие сказок Щедрина.

М.Е. Салтыков-Щедрин – ведущий сатирик в русской литературе XIX в.

Очерк в творчестве Щедрина, циклизация очерков («Губернские очерки» и др.).

Комическое и трагическое в характере и судьбе русского народа в романе-гротеске «История одного города». Пародирование исторических источников.

Судьба сословия, семьи, личности в семейно-бытовом романе «Господа Головлевы», связь романа с традицией очерка. Комическое и трагическое в разрыве сути и формы семейно-хозяй­ственных отношений в семействе Головлевых, судьбе рода, перспективах сословия. Сатирический психологизм: гиперболизация одной черты характера, маниакальность страхов и неприязней, замещение психологического физиологическим и др. Особая роль образа Иудушки в романе.

Закономерность и «случайность» возникновения сказок в творчестве писателя. Жанр сказки у Щедрина в соотношении с жанрами басней и фольклорной сказки. Тематика сказок. Особенности языка.

Вишневый сад» А.П. Чехова как пьеса о прошлом, настоящем и будущем России. Художественное своеобразие пьесы (конфликт, система образов, подтекст, ремарки и др.).

Новаторство Чехова-драматурга. Традиции западноевропейской драматургии (М. Метер­линк, Б. Шоу, Г. Ибсен, Г. Гауптман и др.) и их роль в создании «новой драмы» А.П. Чехова. Своеобразие драматургии Чехова: децентрализация действующих лиц, отсутствие открытого конфликта и единого сквозного действия как такового, проявление в пьесах за бытовым планом событий сущностного, бытийного. Чеховский подтекст – скрытое переживание человека, неожиданно прорывающееся «случайной» репликой, непредвиденным душевным движением.

Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Символический смысл образа вишневого сада. Старые и новые хозяева вишневого сада. Смысл финала. Лирическое и трагическое в пьесе; роль фарсовых эпизодов и комических персонажей. Особенности диалога («глухой диалог»). Ремарка как средство раскрытия авторской позиции. Роль символов и символических деталей.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 211.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...