Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эстетическая теория русских символистов. Творчество А.Блока. Традиция и новаторство в решении Блоком темы Родины.




90-е гг. XIX в. – время самоопределения символизма. «Старшее» поколение символистов (Д.Мережковский, В.Брюсов, К.Бальмонт, Ф.Сологуб и др.). Доклад Д.С.Мережковского «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» как теоретическое обоснование нового направления (3 элемента новой поэзии: «мистическое содержание», «символы», «расширение поэтической впечатлительности»). Философские основы символизма (учение И. Канта о мире явлений и мире непознаваемых, сокровенных сущностей, труды А. Шопен­гауэра и Ф. Ницше). Образ-символ как способ проникнуть сквозь материальную оболочку в область духовно-прекрасного.

Младосимволизм. Философия В.С. Соловьева. Идея теургического преображения действительности.

Три тома лирики А.А. Блока как «роман в стихах», раскрывающий «трилогию вочеловечения». Лирический герой – личность в водовороте эпохи. Идея пути как вечного движения к идеалу. Первая фаза «трилогии вочеловечения» – цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Чистота, благородство идеала, его отвлеченность, мистический характер. Идея рыцарской любви-пре­клонения. Мотив напряженного ожидания встречи и страха перед возможным разочарованием. Сомнение в возможности земного воплощения Вечной Женственности. Вторая фаза «трилогии». Мотивы безысходности, утраты идеала, «страшного мира» в циклах «Снежная маска», «Страшный мир», «Фаина». Третья фаза.

Цикл «Родина»: героическое и жертвенническое в исторической судьбе России, вера в ее будущность. Женственный образ России, его связь с прежними воплощениями идеала поэта.

Осознание кровной связи с народом в 1905–1907 годах; любовь к «нищей России». Обращение к прошлому (цикл «На поле Куликовом») – отождествление мрачного «сегодня» с монголо-татарским нашествием. Поэма «Двенадцать». «Скифы» как осознание мощи и силы Родины. Среди новаторских черт олицетворение родины (Россия – возлюбленная, жена), мотив пути, сопровождающий этот образ.

Лирическое и эпическое в прозе И.А. Бунина 1900-1916 гг. Художественная структура рассказа «Антоновские яблоки».

Особые свойства прозы И.А. Бунина 1900-х годов: отчуждение от идеологий своего времени в сторону созерцательно-философического взгляда на вещи, повышенный лиризм, своеобразное видение быта. Лирическая миниатюра как наиболее распространенный прозаический жанр этого периода. Мотив уходящего времени в рассказах этой поры («Над городом», «Тишина», «Надежда», «Костер», «В августе»). Глубинное постижения природы как вечной основы бытия. Острое видение красоты и неповторимости отдельного мгновения. Тесная связь прозы Бунина начала века с поэзией. Преобладание «изобразительной» стороны в стихотворениях, их пейзажный характер. Внимание художника к состояниям перехода, обновления при всеобщей взаимосвязанности и слитности явлений природы.

«Антоновские яблоки»(1900) как пример лирической прозы писателя. Доминирование в повествовании непосредственного выражения авторских чувств, роль ассоциативных связей, эмоциональность, ритмичность. Бесфабульность как основная характеристика произведения (отсутствие последовательной цепи событий, поступков героев и действий, связных между собой логикой причин и следствий). Воспоминание как главный сюжетообразующий элемент. Сложность художественного времени в рассказе (соединение природного, субъективного времен). Образ антоновок как знак здорового вкуса жизни, признак домовитости, чистоты и порядка, символ милой старины и исчезновения самих усадеб. Реалии духовной культуры в усадьбах, их роль в выражении авторской мысли об идеальном начале дворянской жизни.

Особенности языка повествования: выдержанность в традициях русского литературного языка, включение слов из крестьянского «просторечного» речевого обихода, использование примет и поговорок.

Влияние на творчество Бунина темы социального кризиса и смены форм жизни. Осмысление конкретно-исторической реальности переживаемого времени посредством образов лирико-обобщенного плана, запечатлевающих начала неизменные, безусловные, вечные (рассказы «Сосны», «Мелитон», «Новая дорога», «Сны», «Золотое дно»).

Конец 1900-х – 1910-е годы. Деревенская проза и «Тень птицы» (повесть «Деревня», 1910; повесть «Суходол», 1912; рассказы 1910-х годов). Общефилософский план творчества этих лет. Творчество периода Первой мировой войны и преддверия к ней: углубление эпического качества творчества, расширение географических границ в произведениях. Острое критическое социальное видение современности, черты трагедийности и катастрофичности в рассказах («Братья»(1914), «Господин из Сан-Франциско» (1915).

Проблематика и система образов пьесы М. Горького «На дне». Суть идейного противостояния главных героев.

Драматургия А.М. Горького. Социально-философская драма «На дне». Пьесы об интеллигенции («Дачники», «Дети солнца», «Варвары»). Драматургия Горького советских лет: жанр «семейной драмы» («Васса Железнова», «Егор Булычов и другие» и др.).

Основной конфликт и сюжетно-композиционная организация пьесы «На дне». Система образов, способы их создания, расстановка в конфликте. Образы Луки, Бубнова и Сатина как идеологический центр пьесы. Философско-этический контекст пьесы, скрытая полемика с Л.Н. Толстым.

Творчество М.А. Булгакова. Проблематика повести «Собачье сердце». Фантастика и реальность в произведении.

Первый роман – «Белая гвардия» (1922–1924): взаимопроникновение исторического и семейного начал. Трагическое в романе. Функции снов. Своеобразие авторской речи.

«Дни Турбинных» – пьеса на основе романа. Чеховские традиции. Нелегкая судьба драматических произведений Булгакова. Уникальность пьесы «Бег».

Роман «Мастер и Маргарита». Многоплановость композиции; взаимодействие двух потоков времени; использование приема «роман в романе». Сочетание реализма и модернизма, реальности и фантастики. Образы Мастера и Иешуа, мотив трагической судьбы гуманистов.

Своеобразная трилогия «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Развитие традиций Гоголя и Салтыкова-Щедрина в сатире Булгакова. Историзм и устремленность в будущее повести «Собачье сердце», способы выражения авторского сознания, особенности повествования.

Своеобразие жанровой формы романа-эпопеи в творчестве М.А. Шолохова. Казачество – центральный герой романа «Тихий дон».

Романистика 1920–50-х годов: социально-философский роман (Л.М. Леонов и др.), исторический роман (Ю.Н. Тынянов и др.), юмористический роман (И.Г. Эренбург, И. Ильф и Е. Петров и др.).

«Тихий Дон» М.А. Шолохова как жанровый синтез. Широкий охват исторических событий и художественное осмысление отдельных судеб в контексте исторических потрясений начала ХХ века. Хоровое начало в романе: образное воплощение голосов казачьей массы. Отражение в романе психологии, нравов и быта казачества. Отдельные образы-персонажи романа.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 179.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...