Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Философское постижение судьбы человека в эпоху глобальных социальных потрясений в романе Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго». Юрий Живаго в образной системе произведения.




Роман Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго» (1945–1955). Трудный путь произведения к широкому читателю. Лирическое начало в сюжетно-композиционном единстве романа. Юрий Живаго в его образной системе. Философское постижение судьбы человека в эпоху глобальных социальных потрясений и концепция всемирно-исторического процесса в развертывании романного целого. История Юрий Живаго: жизнь личности на фоне истории. Драматические странствия и заданность судьбы. Восприятие героем революции, его вовлеченность в исторический круговорот. Столкновение двух антиподов – Живаго и Стрельникова – в сюжете любви. Неоднозначность образа Лары.

Рассуждения героев – «заместителей авторского “я”» (А. Юнггрен) – в композиции романного целого, части шестнадцатая («Эпилог») и семнадцатая («Стихотворения Юрия Живаго») в ней.

Русская «деревенская» проза второй половины ХХ века (В. Белов, В. Распутин и др.): проблематика и жанровое многообразие. Художественные особенности «деревенской» прозы.

Повесть В.И. Белова «Привычное дело» (1966) как первая попытка эпического осмысления современного крестьянского характера. Особенности композиции сюжета повести; система хронотопов и их роль. Сложность и противоречивость характера Ивана Африкановича Дрынова. Образ Катерины. Роль сказок Евстольи в раскрытии темы и характеров героев повести.

Обращение к теме русской деревни в произведениях Ф. Абрамова. Тетралогия «Братья и сестры», «Две зимы и три лета», «Пути-перепутья», «Дом» как пример правдивого и искреннего изображения советской деревни в военные и послевоенные годы. «Дом» как одно из важнейших для Ф.Абрамова понятий. Особенности сюжета повести «Пелагея». История жизни Пелагеи в контексте исторического времени. Условия формирования ее противоречивого характера (крестьянская любовь и привычка к труду и полуголодное существование в 30–50-е гг.). Поэзия труда и жажда накопительства как доминанты образа Пелагеи. Повесть «Алька». Образ Альки как антитеза образа Пелагеи и одновременно его продолжение.

Изображение русского женского характера в повестях В.Г. Распутина «Последний срок», «Живи и помни», «Прощание с Матерой». Анна («Последний срок») как воплощение нравственного идеала. Жизненная философия, чувство долга и самопожертвование героини. Образы ее детей. Нравственный суд Михаила над братом и сестрами. Единство «военной» и «деревенской» тематики в повести «Живи и помни». Трагизм образа Настены и эволюция Андрея Гуськова. Этический конфликт повести «Прощание с Матерой». Тема памяти и долга в повести. Образ Дарьи – философский и нравственный центр повести (чувство ответственности героини перед предками, сохранение традиций, гармония отношений с миром природы). Образы сына Дарьи Павла и внука Андрея, их нравственная позиция. Петруха и «пожогщики» как разрушители. Фантастическое и реальное в повести (образ Лиственя и Хозяина острова).

Судьба русской деревни в произведениях о коллективизации 70–90-х гг. «Плотницкие рассказы» В.И. Белова (1968) – первые подступы к теме коллективизации. Олеша Смолин и Авинер Козонков – два типа крестьянского характера, формировавшихся в новых исторических условиях. Роман-хроника В.И.Белова «Кануны» как художественное исследование исторических процессов и истоков современного крестьянского характера. Тема раскрестьянивания в романе. Противопоставление характеров Павла Пачина и Игната Сопронова. Творческий труд на земле Павла и презрение к крестьянскому труду Игната как основа двух жизненных позиций. Разрушение вековых нравственных устоев в ходе ускоренной коллективизации.

Рассказ в русской литературе середины ХХ в. Тематическое и жанровое своеобразие рассказов В.М. Шукшина. Типология героев Шукшина, различие их жизненных ценностей.

Хронотоп рассказа. Роль случая в сюжете. Ситуация рассказа как ситуация испытания героя. О значении фабулы в рассказе, концентрированности сюжетно-композиционного единства и одноплановости речевого стиля повествования.

Экзистенциальность рассказов В. Шаламова. Проблема «расчеловечивания» («Ночью», «Сгущенное молоко», «Сухим пайком» и др.) как основная для лагерной темы. Особенность хронотопа рассказов В. Шаламова (двойная замкнутость пространства, отсутствие временной перспективы, «растягивание» и уплотнение времени и пр.). Специфика построения сюжета («Шерри-бренди», «Ягоды», «Рябоконь», «Детские картинки» и др.).

Рассказы В. Тендрякова – важная часть творчества писателя. Историческая основа и хронологическая определенность рассказов («Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «Охота»). Смысл и значение документальных справок в конце рассказов. «Новые» рассказы как своеобразный цикл (система персонажей, субъекты речи, композиция, особенности поэтики).

Исключительное и типовое в поступках и сознании героев В. Шукшина (душа, ум, воля и предписанные нормы поведения). Авторское внимание к странным героям («чудикам», «бесконвойным» и др.): «Микроскоп», «Забуксовал», «Алеша Бесконвойный», «Раскас», «Чудик» и др. Своеобразие художественной структуры рассказа Шукшина: отсутствие экспозиции, преобладание диалога, открытый финал, необычность события, необычность бытовой ситуации. Диалог, авторский комментарий, портрет и др. как способы создания характеров. Роль подтекста в рассказах («Дядя Ермолай», «Думы» и др.). Типы конфликтов в рассказах Шукшина (внешний и внутренний). Драматизм новелл, понимающая и прощающая позиция автора. Способы создания юмористического эффекта.

Рекомендуемая литература

История русской литературы ХI–ХVII веков / Под ред. Д.С. Лихачева. М., 1985.

Кусков В.В. История древней русской литературы. М., 1989.

Буранок О.М. Русская литература XVIII века. М., 1999. (2-е изд.). М., 2002.

Орлов П.А. История русской литературы XVIII века. М., 1991.

Федоров В.И. Русская литература XVIII века. М., 1990.

Архангельский А.Н. История русской литературы первой половины XIX века. М., 2001.

Соколов А.Н. История русской литературы XIX века (первая половина). М., 1985.

Ревякин А.И. История русской литературы XIX века: Первая половина. М., 1977.

История русской литературы XIX в.: 1800–1830-е годы: В 2 ч. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой. М., 2001.

История русской литературы XIX века. 40-60-е годы / Под ред. В.Н. Аношкиной и Л.Д. Громовой. М., 2001.

История русской литературы XIX века. 70–90-е гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной, Л.Д. Громовой, В.Б. Катаева. М., 2001.

История русской литературы XIX в.: Вторая половина / Под ред. Н.Н. Скатова. М., 1987.

Кривонос В.Ш. Русская литература XIX века. Учебно-методическое пособие. Самара, 2001.

Русская литература рубежа веков (1890-е – нач. 1920-х гг.). Кн. 1. М., 2000.

Русская литература XX века: Школы. Направления. Методы творческой работы / Научн. ред. С.И. Тимина. М., 2002.

Гордович К.Д. История отечественной литературы 20 века. СПб, 2000.

Лейдерман Н., Линовецкий М. Современная русская литература: 1950–1990-е годы: В 2 т. М., 2003.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца ХХ века: Учебное пособие. М., 2003.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 240.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...