Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формирование читательских умений учащихся как методическая проблема.




Последовательность формирования читательских умений в соответствии с возрастом учащихся.

Формирование читательских умений учащихся средних классов как методическая проблема. Основные читательские умения, которые должны быть сформированы в средних классах школы:

– воссоздавать в устном и письменном изложении события художественного произведения, свободно владеть всеми видами пересказов произведения;

– характеризовать, сопоставлять и оценивать героев произведения по их поступкам;

– находить в тексте прямые авторские оценки героев и ситуаций;

– выразительно читать художественные тексты с учетам жанра, настроения и ритмических особенностей;

– составлять план произведения или его фрагмента;

– определять роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

– составлять план ответа и давать развернутый ответ на вопрос по изученному произведению в устной и письменной форме;

– рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной оценки событий и героев произведения и приводить доказательства своей позиции;

– пользоваться списком литературы, уметь найти книгу по каталогу, пользоваться сборниками-альманахами и антологиями.

Основные умения учащихсястарших классов:

– находить общие черты литературы определённого исторического периода, взаимосвязь конкретного текста и литературного направления;

– определять жанр художественного произведения, мотивировать жанровое определение композиционной и стилистической структурой текста, связывать выбор жанра с литературным направлением и отношением писателя к действительности;

– выявлять в тексте авторское отношение к героям и событиям;

– определять роль портрета, пейзажа, интерьера, изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения;

– оценивать трактовку роли и режиссёрский замысел спектакля, эмоциональный лейтмотив и художественную структуру произведений музыки, изобразительного искусства, кино;

– писать сочинение-рассуждение по прочитанному произведению;

– рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной мотивированной оценки героев и событий;

– самостоятельно работать с книгами о писателях;

– пользоваться энциклопедическими справочниками и словарями.

Кроме того, ученики должны овладеть письменными жанрами сочинения-рассуждения, литературно-критического очерка, эссе, письма, путевого очерка, дневниковой записи, мемуарного свидетельства. 

Восприятие художественного текста читателем как методическая проблема.

Восприятие как чувственное освоение. Термин «читательское восприятие» в методике преподавания литературы. Восприятие читателем художественного текста как:

– комплекс сложных психический процессов, протекающих в мозгу человека во время и после общения с художественным текстом,

– творческая деятельность, опосредованная жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом читателя, положительной мотивацией, потребностью и интересом.

Основные компоненты восприятия: работа воображения, эмоциональное переживание прочитанного, мыслительные акты (понимание, работа памяти, установление логических связей, ассоциаций и др.). Влияние на читателя других компонентов восприятия: мифологическое, подсознательное, бессознательное и пр. Синтез в читательском восприятии представлений, вызванных деятельностью воображения, которое стимулируется воздействием словесных сигналов.

Целостность и живость первичного восприятия произведения читателями. Наивно-реалис­тическое восприятие(наивный реализм) какприравнивание литературного изображения к житейским фактам, игнорирование авторской точки зрения и пренебрежение совокупностью оценок (политических, моральных, эстетических), составляющих сущность литературного произведения.

Обязательность учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе.

Возрастные особенности восприятия литературного произведения учащимися.

Младший возраст (эмоциональность, богатство воображения, интерес к отдельным ярким эпизодам, категоричность суждений о поступках героев, наивно-реалистическое восприятием литературы);

подросток (повышенная эмоциональность, полет фантазии, интерес к проблеме формирования характера и моральных качеств человека, к мотивам его поведения, переход к осознанию художественных достоинств произведения);

ранняя юность (ослабление эмоционально-образных переживаний, логизация прочитанного, интерес к внутреннему миру героя и мировосприятию автора, желание систематизировать свои впечатления, способность воспринимать сложные социально-психологические коллизии и художественную условность, оригинальные композиционные и стилевые решения).

Условность деления подростков на возрастные группы и возможности учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Формы проверки особенностей восприятия учащимися литературного произведения.

Индивидуально-типологические особенности восприятия литературного произведения учащимися.

Основные типы восприятия художественного текста учащимися. Школьники «рассудочного» типа (с преобладанием логических моментов восприятия – «мыслители»): интерес к составлению планов, участию в работе итогового характера, затруднения при выполнении заданий по тексту, по работе с художественным словом). Эмоциональные читатели (с преобладанием наглядных и образных реакций на текст – «художники»: интерес к выразительным средствам языка и стиля произведения, затруднения в составлении планов, работе над выводами и т.д.). «Смешанный» тип читательской реакции.

Роль изучения особенностей учащихся каждого класса в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке.

Выраженность воссоздающего воображения и эмоциональной отзывчивости (сравнительно с мыслительной активностью) у подавляющего большинства учащихся 4-6 классов.

Резкая дифференциация в литературном развитии учащихся 7-8 классов. Влияние на восприятие искусства индивидуального склада личности, читательского, жизненного и т.д. опыта ученика.

Усиление дифференциации учеников одного возраста в старших классах: интенсивное литературное развитие школьников с развитым мышлением, общей начитанностью и ярко выраженным интересом к предмету.

Гибкость и тактичность в руководстве нравственным и умственным развитием учащихся. Дифференциация работы учащихся с учетом объёма, сложности и художественного своеобразия текстов, меры самостоятельности их разбора, характера заданий и т.д.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...