Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формирование читательских умений учащихся как методическая проблема.
Последовательность формирования читательских умений в соответствии с возрастом учащихся. Формирование читательских умений учащихся средних классов как методическая проблема. Основные читательские умения, которые должны быть сформированы в средних классах школы: – воссоздавать в устном и письменном изложении события художественного произведения, свободно владеть всеми видами пересказов произведения; – характеризовать, сопоставлять и оценивать героев произведения по их поступкам; – находить в тексте прямые авторские оценки героев и ситуаций; – выразительно читать художественные тексты с учетам жанра, настроения и ритмических особенностей; – составлять план произведения или его фрагмента; – определять роль изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения; – составлять план ответа и давать развернутый ответ на вопрос по изученному произведению в устной и письменной форме; – рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной оценки событий и героев произведения и приводить доказательства своей позиции; – пользоваться списком литературы, уметь найти книгу по каталогу, пользоваться сборниками-альманахами и антологиями. Основные умения учащихсястарших классов: – находить общие черты литературы определённого исторического периода, взаимосвязь конкретного текста и литературного направления; – определять жанр художественного произведения, мотивировать жанровое определение композиционной и стилистической структурой текста, связывать выбор жанра с литературным направлением и отношением писателя к действительности; – выявлять в тексте авторское отношение к героям и событиям; – определять роль портрета, пейзажа, интерьера, изобразительно-выразительных средств языка художественного произведения; – оценивать трактовку роли и режиссёрский замысел спектакля, эмоциональный лейтмотив и художественную структуру произведений музыки, изобразительного искусства, кино; – писать сочинение-рассуждение по прочитанному произведению; – рассказывать о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственной мотивированной оценки героев и событий; – самостоятельно работать с книгами о писателях; – пользоваться энциклопедическими справочниками и словарями. Кроме того, ученики должны овладеть письменными жанрами сочинения-рассуждения, литературно-критического очерка, эссе, письма, путевого очерка, дневниковой записи, мемуарного свидетельства. Восприятие художественного текста читателем как методическая проблема. Восприятие как чувственное освоение. Термин «читательское восприятие» в методике преподавания литературы. Восприятие читателем художественного текста как: – комплекс сложных психический процессов, протекающих в мозгу человека во время и после общения с художественным текстом, – творческая деятельность, опосредованная жизненным, эстетическим, читательским и эмоциональным опытом читателя, положительной мотивацией, потребностью и интересом. Основные компоненты восприятия: работа воображения, эмоциональное переживание прочитанного, мыслительные акты (понимание, работа памяти, установление логических связей, ассоциаций и др.). Влияние на читателя других компонентов восприятия: мифологическое, подсознательное, бессознательное и пр. Синтез в читательском восприятии представлений, вызванных деятельностью воображения, которое стимулируется воздействием словесных сигналов. Целостность и живость первичного восприятия произведения читателями. Наивно-реалистическое восприятие(наивный реализм) какприравнивание литературного изображения к житейским фактам, игнорирование авторской точки зрения и пренебрежение совокупностью оценок (политических, моральных, эстетических), составляющих сущность литературного произведения. Обязательность учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Возрастные особенности восприятия литературного произведения учащимися. Младший возраст (эмоциональность, богатство воображения, интерес к отдельным ярким эпизодам, категоричность суждений о поступках героев, наивно-реалистическое восприятием литературы); подросток (повышенная эмоциональность, полет фантазии, интерес к проблеме формирования характера и моральных качеств человека, к мотивам его поведения, переход к осознанию художественных достоинств произведения); ранняя юность (ослабление эмоционально-образных переживаний, логизация прочитанного, интерес к внутреннему миру героя и мировосприятию автора, желание систематизировать свои впечатления, способность воспринимать сложные социально-психологические коллизии и художественную условность, оригинальные композиционные и стилевые решения). Условность деления подростков на возрастные группы и возможности учета характера восприятия учащимися литературного произведения в учебном процессе. Формы проверки особенностей восприятия учащимися литературного произведения. Индивидуально-типологические особенности восприятия литературного произведения учащимися. Основные типы восприятия художественного текста учащимися. Школьники «рассудочного» типа (с преобладанием логических моментов восприятия – «мыслители»): интерес к составлению планов, участию в работе итогового характера, затруднения при выполнении заданий по тексту, по работе с художественным словом). Эмоциональные читатели (с преобладанием наглядных и образных реакций на текст – «художники»: интерес к выразительным средствам языка и стиля произведения, затруднения в составлении планов, работе над выводами и т.д.). «Смешанный» тип читательской реакции. Роль изучения особенностей учащихся каждого класса в организации индивидуальной и дифференцированной работы на уроке. Выраженность воссоздающего воображения и эмоциональной отзывчивости (сравнительно с мыслительной активностью) у подавляющего большинства учащихся 4-6 классов. Резкая дифференциация в литературном развитии учащихся 7-8 классов. Влияние на восприятие искусства индивидуального склада личности, читательского, жизненного и т.д. опыта ученика. Усиление дифференциации учеников одного возраста в старших классах: интенсивное литературное развитие школьников с развитым мышлением, общей начитанностью и ярко выраженным интересом к предмету. Гибкость и тактичность в руководстве нравственным и умственным развитием учащихся. Дифференциация работы учащихся с учетом объёма, сложности и художественного своеобразия текстов, меры самостоятельности их разбора, характера заданий и т.д. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 178. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |