Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика преподавания русского языка




Теоретический блок

Русский язык

Тема «Понятие о современном русском литературном языке. Культура речи. Стилистика».

Современный русский язык как этап исторического развития русского языка.

Вопрос о хронологических рамках современного русского языка. А.С. Пушкин как основоположник современного русского литературного языка.Взгляды Пушкина на литературный язык и пути его дальнейшего развития. Воплощение теоретических установок в литературно-языковой практике Пушкина. «Открытие границы» между языком литературным и разговорным.

Литературный язык как нормированная обработанная форма общенародного языка. Понятие нормы и кодификации. Виды норм литературного языка. Динамическая теория нормы. Признаки нормы литературного языка.

Система функциональных стилей современного русского литературного языка. Экстралингвистическая характеристика и языковые признаки каждой функциональной разновидности русского языка.

Культура речи и ее аспекты (нормативный, коммуникативный, этический). Коммуникативные качества речи. Уровни культуры речи (высокий, средний, низкий).

Общие тенденции развития русского литературного языка в конце XX – начале XXI в. Современная речевая ситуация. Решительное сближение литературного языка с разговорным. Сближение и взаимопроникновение языковых средств разных стилей литературного языка. Активные процессы, происходящие в лексике, словообразовании, морфологии, синтаксисе современного русского языка.

Актуальные вопросы культуры русской речи. Разногласия в трактовке орфоэпических норм. Проблема использования заимствованной, просторечной, жаргонной лексики в языке СМИ и художественной литературы.

Литература:

Голуб И.Б. Русский язык и культура речи. М., 2011.

Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. М., 1978.

Горшков А.И. Русская стилистика. М., 2001.

Десятова Н.Д., Арефьева С.А. Стилистика современного русского языка. М., 2010.

Ипполитова Н.А., Князева О.Ю. Савова М.Р. Русский язык и культура речи. М., 2009.

Русский язык и культура речи: Учебник для вузов / А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др. Под ред. В.Д.Черняк. М., СПб., 2005.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. М., 1987.

Черняк В.Д. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие. М, 2011.

Тема «Фонетическая система русского языка»

Предмет фонетики. Сегментные (фраза, речевой такт, фонетическое слово, слог, звук) и надсегментные (интонация, ударение) фонетические единицы. Фраза, речевой такт, слог как единицы членения речевого потока. Слогораздел в русском языке. Типы слогов.

Гласные и согласные звуки как основные типы звуков речи. Акустические, артикуляционные и функциональные различия между ними. Классификация гласных фонем по месту и степени подъёма языка, по наличию или отсутствию лабиализации. Классификация согласных фонем по степени участия голоса и шума, по месту и способу образования, по твердости / мягкости.

Фонология. Понятие фонемы. Принцип объединения звуков в составе одной фонемы. Московская фонологическая школа и Ленинградская фонологическая школа. Общее и различное в их теориях. Сильные и слабые позиции фонем.

Понятие о чередовании звуков. Фонетические чередования, причины их появления. Фонетические процессы в области гласных и согласных звуков.

Исторические чередования, их отличия от фонетических. Роль исторических чередований в словообразовании и формообразовании. Исторические чередования гласных и согласных.

Литература:

Буланин Л.Л.Фонетика современного русского языка. М., 1970.

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для филологических факультетов педагогических вузов и университетов. 5-е изд. / Под ред. Е.С. Скобликовой. Самара, 1997.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Матусевич М.И. Современный русский язык: Фонетика. М., 1976.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. М., 1987.

Тема «Графика и орфография»

Предмет графики. Русский алфавит. Соотношение звуков языка и букв алфавита. Звуковые значения русских букв. Однозначные и многозначные буквы. Слоговой принцип русской графики. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных, звука [j] и гласных звуков. Основные отступления от слогового принципа графики.

Разделы русской орфографии. Понятие об орфограмме. Морфологический принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Опорные, проверяемые и бесповерочные написания.

Слитные, раздельные и полуслитные (дефисные) написания. Лексико-синтаксический, словообразовательно-грамматический и традиционный принцип этих написаний.

Принципы употребления прописных и строчных букв.

Литература:

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для филологических факультетов педагогических вузов и университетов. 5-е изд. / Под ред. Е.С. Скобликовой. Самара, 1997.

Иванова В.Ф. Современный русский язык: Графика и орфография. 2-е изд. М., 1976.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. М., 1987.

Тема «Лексико-фразеологическая система русского языка»

Слово как основная единица языка. Важнейшие признаки и функции слова.

Лексическое значение слова. Слово и предмет. Слово и понятие. Структура лексического значения слова. Сема как элемент значения и смысла. Типология и иерархия сем.

Основные типы лексических значений русских слов. Прямое и переносное значение слова; денотативное значение, коннотативные элементы значения; мотивированное и немотивированное значение слова; свободное и связанное значение слова, виды связанных значений; узуальное и окказиональное значение слова.

Пути возникновения полисемии. Способы переноса значения: метафора, метонимия, синекдоха. Понятие о лексико-семантическом варианте многозначного слова.

Парадигматические и синтагматические отношения в лексике и фразеологии. Синонимия как вид парадигматических отношений в лексике. Лексические синонимы; их роль и место в лексико-семантической системе языка. Типы синонимов. Синонимический ряд как открытая лексико-семантическая микросистема. Понятие о доминанте синонимического ряда. Основные функции синонимов в тексте.

Антонимия как вид парадигматических отношений в лексике и фразеологии. Типы лексических антонимов. Стилистические функции антонимов в тексте.

Лексика современного русского языка с точки зрения её происхождения. Исконно русская лексика. Иноязычные слова в русском языке. Их источники, сфера употребления, время заимствования. Графическое, фонетическое, семантическое и грамматическое освоение иноязычных слов русским языком. Старославянизмы в составе русской лексики. Признаки старославянизмов. Типы старославянизмов. Функции старославянизмов в тексте.

Лексика современного русского языка с точки зрения сферы её употребления. Понятие об общеупотребительной лексике и лексике ограниченного употребления. Диалектизмы, их основные типы. Стилистические функции диалектизмов в художественном произведении. Специальная лексика – профессионализмы и термины. Жаргонизмы и арготизмы; основные сферы их использования, их функции в газетных и художественных текстах. Просторечная лексика.

Лексика современного русского языка с точки зрения её активного и пассивного запаса. Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, их различия. Роль устаревших слов в современном русском языке. Типы архаизмов. Неологизмы. Отличие неологизмов от потенциальных и окказиональных слов. Типы неологизмов.

Литература:

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для филологических факультетов педагогических вузов и университетов. 5-е изд. / Под ред. Е.С. Скобликовой. Самара, 1997.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Крысин Л.П. Современный русский язык: Лексическая семантика. Лексикология. Фразеология. Лексикография. М., 2007.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 1. Шанский Н.М., Иванов В.В. Введение. Лексика. Фразеология. Фонетика. Графика и орфография. М., 1987.

Фомина М.И. Современный русский язык: Лексикология. 4-е изд. М., 2001.

Тема «Морфемика и словообразование русского языка»

Морфема как единица языка. Признаки морфемы. Нулевые морфемы; критерии их выделения.

Классы морфем. Корни и аффиксы. Корни свободные и связанные.

Аффиксы формообразовательные и словообразовательные. Классификация аффиксов по месту в слове и функции. Сравнительная характеристика префиксов и суффиксов. Вопрос об интерфиксах. Унификсы.

Основа и флексия. Функции флексии. Типы флексий.

Основа слова и основа словоформы. Степени членимости основы.

Непроизводное, производное и производящее слово. Признаки производного слова. Словообразовательная пара. Множественная словообразовательная мотивация.

Словообразовательное значение. Формант как его носитель. Словообразовательный тип.

Способ словообразования. Способы словообразования с диахронической точки зрения. Морфологическое словообразование. Неморфологические способы образования слов: лексико-семантический, лексико-синтаксический и морфолого-синтак­сический. Способы словообразования с синхронной точки зрения – от одной производящей основы; от двух и более производящих основ.

Морфонологические явления в словообразовании.

Комплексные единицы словообразования. Словообразовательная цепочка. Словообразовательное гнездо. Словообразовательная парадигма.

Литература:

Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование. 2-е изд., испр. и доп. М., 2005.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Русская грамматика: В 2 т. Т. I. М., 1980.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. М., 1987.

Тихонов А.Н.Основные понятия русского словообразования // Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. Т. I. М., 1981. С. 18-51.

Тема «Именные части речи»

Общая характеристика имени существительного как части речи.

Лексико-грамматические разряды имен существительных. Имена существительные собственные и нарицательные; переход собственных существительных в нарицательные, нарицательных – в собственные. Имена существительные одушевленные и неодушевленные; Выражение одушевленности / неодушевленности; колебания в одушевленности / неодушевленности у слов типа вирусы, микробы.

Конкретные, абстрактные (отвлеченные), собирательные, вещественные имена существительные; лексические, словообразовательные и грамматические особенности существительных каждого разряда. Вопрос о единичных существительных; их словообразовательные особенности. Переход имен существительных из одного лексико-грамматического разряда в другой.

Категория падежа в современном русском языке. Изменение системы падежей в истории русского языка. Способы и средства выражения падежных значений. Основные значения падежей имени существительного.

Типы склонения имен существительных. Парадигмы склонения. Варианты падежных окончаний имен существительных, их значение и происхождение. Существительные адъективного склонения. Разносклоняемые и несклоняемые существительные. Особенности склонения русских фамилий.

Общая характеристика имени прилагательного как части речи.

Лексико-грамматические разряды имен прилагательных: прилагательные качественные, относительные, притяжательные. Семантика, словообразовательные и грамматические свойства прилагательных каждого разряда. Переход относительных и притяжательных прилагательных в качественные.

Склонение имен прилагательных. Типы склонения прилагательных и их разновидности. Несклоняемые имена прилагательные.

Общая характеристика имени числительного как части речи. Лексико-грам­ма­тические разряды числительных. Разряды числительных по структуре. Склонение числительных.

Местоимение как часть речи. Узкое и широкое понимание местоимений в отечественном языкознании. Значение местоимений, их грамматические свойства. Разряды местоимений по соотнесенности с другими частями речи. Разряды местоимений по значению: личные, возвратное, притяжательные, указательные, определительные, вопросительные, относительные, отрицательные, неопределенные. Морфологические признаки, особенности склонения, синтаксические функции местоимений разных разрядов. Склонение местоимений.

Литература:

Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык: Учебное пособие для филологических факультетов педагогических вузов и университетов. 5-е изд. / Под ред. Е.С. Скобликовой. Самара, 1997.

Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Русская грамматика: В 2 т. Т. I. М., 1980.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. М., 1987.

Тема «Глагол»

Общая характеристика глагола как части речи.

Две основы глагола. Продуктивные классы и непродуктивные группы глаголов. Спряжение глаголов.

Категория вида русского глагола; ее семантическое содержание. Видовая глагольная пара, способы ее образования. Одновидовые и двувидовые глаголы. Частные видовые значения. Употребление глаголов совершенного и несовершенного вида в разных синтаксических условиях.

Категория наклонения глагола. Изъявительное, повелительное и сослагательное наклонение; их значение. Образование форм наклонения. Употребление форм одного наклонения в значении другого.

Категория времени глагола. Система времен русского глагола, история ее развития. Образование форм времени. Прямые и переносные значения форм настоящего, прошедшего и будущего времени.

Категория лица глагола. Образование форм лица. Недостаточные глаголы. Безличные глаголы.

Инфинитив, его морфемная структура и синтаксические функции.

Причастие как форма глагола, совмещающая свойства глагола и прилагательного в значении, морфологических и синтаксических признаках. Вид, залог и время причастия. Действительные и страдательные причастия, их значение и образование. Полные и краткие формы причастий.

Деепричастие как форма глагола, совмещающая свойства глагола и наречия в значении, морфологических и синтаксических признаках. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий.

Вопрос о месте причастия и деепричастия в системе частей речи.

Литература:

Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Русская грамматика: В 2 т. Т. I. М., 1980.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. М., 1987.

Тема «Наречие. Категория состояния. Служебные части речи»

Общая характеристика наречия как части речи. Группы и разряды наречий по значению.

Вопрос о категории состояния в русском языкознании. Значение, морфологические особенности и синтаксические свойства (синтаксическая функция, синтаксическая сочетаемость) слов категории состояния. Семантические разряды слов категории состояния.

Переход слов разных частей речи в наречия и слова категории состояния. Приемы разграничения омонимичных слов разных частей речи.

Отличие служебных частей речи от знаменательных. Принципы классификации служебных частей речи.

Семантическая характеристика служебных частей речи. Семантика предлога как части речи. Семантические группы предлогов. Синонимия и антонимия предлогов. Союзы сочинительные и подчинительные; их разряды. Многозначность и синонимия союзов. Разряды частиц по значению и функциям в речи. Вопрос о формообразующих частицах.

Разряды служебных слов по структуре: простые, составные, сложные. Разряды служебных слов по происхождению. Переход знаменательных частей в служебные. Омонимия служебных частей.

Литература:

Камынина А.А. Современный русский язык. Морфология. М., 1999.

Касаткин Л.Л. и др. Краткий справочник по современному русскому языку / Под ред. П.А. Леканта. М., 1991 (и последующие издания).

Русская грамматика: В 2 т. Т. I. М., 1980.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 2. Шанский Н.М., Тихонов А.Н. Словообразование. Морфология. М., 1987.

Тема «Словосочетание»

Словосочетание как единица синтаксиса. Различные подходы к трактовке словосочетания в вузе и школе. Вопрос о предикативных и сочинительных сочетаниях слов.

Типы словосочетаний по характеру главного компонента, по структуре, по степени семантической слитности, по характеру синтаксических отношений.

Способы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание; их разновидности. Сильная и слабая подчинительная.

Литература:

Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и след. издания).

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

Тема «Простое предложение»

Предикативная основа простого двусоставного предложения. Подлежащее и сказуемое как предполагающие друг друга главные члены предложения.

Подлежащее, его типы и способы выражения.

Сказуемое; его вещественное и грамматическое значение. Классификация сказуемых по семантике и по структуре. Типы сказуемого: простое глагольное; составное глагольное; составное именное. Вопрос о сложном сказуемом.

Односоставное предложение. Вопрос о грамматической природе его главного члена. Система односоставных предложений в современном русском языке: предложения глагольные (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные, инфинитивные) и именные (номинативные). Вопрос об обобщенно-личных, генитивных и вокативных предложениях. Характеристика каждого типа односоставных предложений: грамматическая семантика, формы и способы выражения главного члена, особенности второстепенных членов, особенности употребления. Стилистические функции односоставных предложений в тексте.

Распространенное простое предложения. Основные положения структурно-семантической классификации второстепенных членов предложения. Дополнение, его виды и способы выражения. Обстоятельство, способы его выражения и разряды по значению. Определение, его виды, способы выражения. Приложение как особый второстепенный член предложения.

Присловные и приосновные второстепенные члены предложения. Детерминанты; их основные типы.

Понятие о синкретизме второстепенных членов предложения. Условия синкретизма членов предложения. Основные разновидности синкретичных второстепенных членов предложения.

Литература:

Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и след. издания).

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

Тема «Простое осложнённое предложение»

Понятие о простом осложненном предложении. Виды конструкций, осложняющих простое предложение.

Предложения с однородными членами. Признаки однородности членов предложения. Средства связи однородных членов. Смысловые отношения между однородными членами. Вопрос об однородности сказуемых и главных членов односоставных предложений. Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

Предложения с обособленными членами. Смысловое осложнение члена предложения как причина обособления. Формальные средства выражения обособления.

Обособленные полупредикативные второстепенные члены предложения. Условия обособления полупредикативных членов предложения. Вопрос об обособлении дополнений. Пунктуация в предложениях с полупредикативными обособленными членами.

Поясняющие и уточняющие члены предложения как особый вид обособленных членов. Различия между поясняющими и уточняющими членами предложения. Пунктуация в предложениях с поясняющими и уточняющими членами.

Предложения с вводными и вставными конструкциями. Типы вводных компонентов по функции и по структуре. Предложения с вставными конструкциями. Форма вставок; способы их введения в осложняемое предложение. Интонационное и пунктуационное оформление вводных и вставных конструкций.

Предложения с обращениями.

Литература:

Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.

Скобликова Е.С. Современный русский язык. Синтаксис простого предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и след. издания).

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

Тема «Сложное предложение»

Различительные признаки простых и сложных предложений. Структурное, семантическое и функциональное единство предикативных частей сложного предложения.

Основные и дополнительные средства связи предикативных частей сложного предложения. Типы сложных предложений по основным средствам связи: союзные и бессоюзные; основные различия между ними.

Понятие о сложноподчиненном предложении. Средства связи его предикативных частей. Приемы разграничения союзов и союзных слов.

Основные положения структурно-семантической классификации сложноподчиненных предложений. Предложения нерасчлененной и расчлененной структуры; основные различия между ними. Структурно-семантические типы сложноподчиненных предложений нерасчлененной (с придаточными изъяснительными, сравнительно-объектными, присубстантивно-определительными, местоименно-определи­тель­ными, образа действия, меры и степени) и расчлененной структуры (с придаточными места, времени, причины, цели, условия, сравнения, уступки, следствия, присоединительными).

Сложносочиненные предложения. Средства связи их предикативных частей. Сложносочиненные предложения однородного и неоднородного состава. Структурно-семантические типы сложносочиненных предложений с разными союзами; используемые в них дополнительные средства связи.

Бессоюзные сложные предложения. Средства связи их предикативных частей: интонация; порядок следования частей; общие второстепенные члены; слова, нуждающиеся в пояснении или изъяснении и др. Структурно-семантические типы бессоюзных предложений; используемые в них дополнительные средства связи.

Многочленные сложные предложения с одним и разными видами связи.

Пунктуация в сложных предложениях разных типов.

Литература:

Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.

Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006.

Современный русский литературный язык / Под ред. П.А. Леканта. М., 2001 (и след. издания).

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

Тема «Коммуникативный аспект изучения предложения»

Предложение и высказывание. Функциональные типы предложений (высказываний). Предложения повествовательные, вопросительные, побудительные, оптативные; структурные, семантические и интонационные признаки предложений каждого типа. Восклицательные и невосклицательные предложения.

Понятие о теме и реме. Средства выражения актуального членения предложения.

Понятие о функционально-смысловых типах речи.

Традиционная система функционально-смысловых типов речи. Описание, его разновидности; структурные и языковые особенности описания. Повествование; структурные и языковые особенности. Разновидности рассуждения: доказательство, объяснение и др.; языковые средства рассуждения. Вопрос о других функционально-смысловых типах речи (точки зрения В.В. Одинцова, Н.С. Валгиной и др.).

Литература:

Валгина Н.С. Теория текста. М., 2003.

Лекант П.А. Современный русский язык: Синтаксис. М., 2010.

Скобликова Е.С. Современный русский язык: Синтаксис сложного предложения (теоретический курс). 3-е изд., испр. и доп. М., 2006.

Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. / Под ред. Е.И. Дибровой. М., 2001.

Современный русский язык: В 3 ч. 2-е изд., испр. и доп. Ч. 3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Синтаксис. Пунктуация. М., 1987.

Методика преподавания русского языка

Тема «Общие вопросы методики русского языка»

Цели и задачи изучения курса «Русский язык» в образовательных учреждениях на современном этапе. Документы, их определяющие. Личностные, предметные и метапредметные результаты изучения русского языка в школе. УДД, формируемые при изучении курса.

Проектная и учебно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку: содержание и формы организации.

Литература:

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Т.Баранов и др. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.М.Капинос и др. М.: Дрофа, 2004.

Пронина Е.П., Тулузакова Г.Н. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход: Курс лекций. Самара: ПГСГА, 2009.

Пронина Е.П., Уланова Ю.А.Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для студ. пед. заведений. Самара: СГПУ, 2006.

Тема «Методика изучения фонетики и графики»

Предметные результаты изучения раздела. Организация работы по усвоению учащимися знаний по фонетике. Фонетический разбор слова: его порядок, возможные затруднения учащихся, пути их предупреждения.

Изучение в школе русской графики и орфографии. Понятие «орфограмма». Орфографические ошибки и их предупреждение.

Литература:

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Тема «Методика лексики»

Объем теоретических сведений по разделу и характер дидактического материала. Основные принципы, методы и приемы изучения лексики в школе. УУД, формируемые в процессе изучения лексики; виды заданий и упражнений, их вырабатывающие.

Реализация принципов преемственности и перспективности в процессе изучения лексики (на примере лексических синонимов и антонимов).

Задания и упражнения, связанные с изучением лексики с точки зрения ее происхождения.

Изучение лексики современного русского языка с точки сферы её употребления (общеупотребительные, диалектные, профессиональные, просторечные, жаргонные слова), ее активного и пассивного запаса (архаизмы, историзмы, неологизмы) на уроке и во внеурочной деятельности.

Методика работы учащихся с толковым словарем, формируемые в ходе этой работы универсальные УУД.

Литература:

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Т.Баранов и др. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Тема «Методика морфемики и словообразования»

Планируемые предметные результаты освоения раздела «Морфемика» и типы заданий, способствующие их достижению. Приемы формирования лингвистической компетенции учащихся при освоении понятий «морфема», «корень слова», «окончание», «приставка», «суффикс». Типичные ошибки школьников при морфемном анализе; приемы и виды работы по их предупреждению

Основные понятия, которые должны усвоить учащиеся при изучении раздела «Словообразование». Типичные ошибки школьников при словообразовательном анализе; приемы и виды работы по их предупреждению.

Литература:

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Тема «Методика морфологии»

Этапы формирования понятия «имя существительное» в грамматических представлениях учащихся. Структурирование теоретических сведений о существительном как части речи. Формирование представления о лексико-грамматических разрядах существительных.

Ознакомление учащихся с основными грамматическими признаками имени существительного. Структурирование теоретических сведений о склонении имени существительного. Приемы формирования умений определять склонение существительного, падеж слов разных именных частей речи. Учебные алгоритмы, формирующие орфографические навыки учащихся.

Формирование лингвистической (языковедческой) и коммуникативной компетенций учащихся при изучении имени прилагательного в средних классах. Объем теоретических сведений об имени прилагательном (склонение, разряды, формы и др.). Задания, направленные на обогащение словарного запаса учащихся, на овладение стилистическими ресурсами русской морфологии.

Характеристика местоимения как части речи в действующих школьных учебниках русского языка. Отражение в ней узкого и широкого понимания местоимений отечественными лингвистами. Трудности, возникающие при усвоении учащимися данной части речи. Система заданий по закреплению правописания местоимений.

Изучение глагола в школьном курсе русского языка. Объем теоретических сведений о грамматических свойствах глагола. Затруднения учащихся в усвоении теоретических сведений и в овладении практическими умениями при изучении глагола; приемы предупреждения этих затруднений (на примере категории вида).

Изучение в школе словоизменительных категорий глагола. Структурирование знаний учащихся о глагольных категориях наклонения и времени, о значении и образовании спрягаемых форм глагола. Теоретические сведения и упражнения по теме «Спряжение глагола», содержащиеся в действующих школьных учебниках. Учебный алгоритм определения спряжения глагола.

Изучение причастий и деепричастий. Отражение в действующих школьных учебниках разных точек зрения на положение причастия и деепричастия в системе частей речи. Формирование навыка опознавать причастия и деепричастия в тексте и разграничивать их между собой. Упражнения, вырабатывающие навыки образования и правописания причастий и деепричастий.

Изучение в школе наречий и слов категории состояния. Отражение в действующих школьных учебниках проблемного характера выделения категории состояния как части речи. Приемы разграничения омонимичных наречий, прилагательных (кратких или в синтетической форме сравнительной степени) и слов категории состояния.

Тема «Правописание наречий» в действующих школьных учебниках русского языка. Виды упражнений, формирующих навыки правописания наречий.

Изучение в школе служебных частей речи. Объем теоретических сведений по разделу и характер дидактического материала в разных учебных комплексах. Формирование при изучении темы познавательных УУД. Приемы разграничения омонимичных служебных и знаменательных частей речи, которыми должны овладеть учащиеся.

Литература:

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Т.Баранов и др. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.М.Капинос и др. М.: Дрофа, 2004.

Пронина Е.П., Тулузакова Г.Н. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход: Курс лекций. Самара: ПГСГА, 2009.

Пронина Е.П., Уланова Ю.А. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для студ. пед. заведений. Самара: СГПУ, 2006.

Тема «Методика синтаксиса»

Изучение словосочетания в школе. Различия в трактовке словосочетания в действующих школьных учебниках, их причины. Виды словосочетаний, изучаемые в школьном курсе; приемы ознакомления учащихся с ними. Приемы определения типа подчинительной связи, которые можно предложить обучающимся. Возможные варианты систематизации их знаний по теме «Виды словосочетаний». Схема синтаксического разбор словосочетаний.

Изучение в школе темы «Главные члены предложения». Способы выражения подлежащего и типы сказуемого, изучаемые в школьном курсе. Трудности, возникающие при изучении темы, и приемы их предупреждения. Задания для развития умения работать с новой информацией, которые можно предложить учащимся для углубления их теоретических знаний о сказуемом.

Этапы изучения в школе второстепенных членов предложения. Объем теоретических сведений о второстепенных членах предложения в разных учебных комплексах. Типы упражнений, формирующих синтаксические умения и развивающих коммуникативную компетенцию учащихся при работе над разделом.

Изучение в школе структурно-семантических типов односоставных предложений. Приемы определения типа односоставного предложения. Трудности при изучения раздела и приемы их предупреждения. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в ходе изучении односоставных предложений.

Изучение в школе простых осложнённых предложений и знаков препинания в них. Объем теоретического материала по разделу; характер умений, формируемых и развиваемых в процессе его изучения. Структурирование знаний учащихся по видам осложненного предложения. Упражнения, формирующие коммуникативные УУД (на примере темы «Предложения с обращениями»).

Теоретические основы изучения сложноподчиненных предложений по разным учебным комплексам: структурно-семантическая и традиционная классификация сложноподчинённых предложений. Приемы обучения способам определения типов придаточных по обеим классификациям.

Теоретические сведения о сложносочиненных и бессоюзных сложных предложениях в школьных учебниках. Предметные результаты освоения темы; познавательные и коммуникативные УДД, формируемые при изучении данных типов предложения. Трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при освоении теоретических сведений, и приемы их предупреждения. Приемы систематизации пунктуационных знаний и использование при этом графической наглядности.

Литература:

Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно-деятельностный подход: Учебное пособие. М.: КНОРУС, 2007.

Воителева Т.М. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для вузов. М.: Дрофа, 2006.

Литневская Е.К., Багрянцева В.А. Методика преподавания русского языка в средней школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Академический проспект, 2006.

Методика преподавания русского языка в школе: Учебник для студ. высш. пед. учебн. заведений / М.Т.Баранов и др. М.: Изд. центр «Академия», 2000.

Обучение русскому языку в школе: Учебное пособие для студ. пед. вузов / Е.А.Быстрова, С.И.Львова, В.М.Капинос и др. М.: Дрофа, 2004.

Пронина Е.П., Тулузакова Г.Н. Основы методики преподавания русского языка: системно-деятельностный подход: Курс лекций. Самара: ПГСГА, 2009.

Пронина Е.П., Уланова Ю.А. Теория и методика обучения русскому языку: Учебное пособие для студ. пед. заведений. Самара: СГПУ, 2006.

 

 

Русская литература

Своеобразие древнерусской литературы: периодизация, проблематика, жанровый диапазон. «Слово о полку Игореве»: история открытия и опубликования, жанровые особенности, сюжет и композиция. Герои и способы их изображения.

Своеобразие древней литературы, ее отличие от литературы нового времени (рукописный характер текстов, литературный этикет, анонимность, отсутствие четкого деления на литературу художественную и научную, деловую).

Возникновение древнерусской литературы. Наличие на Руси развитого фольклора. Летописи как оригинальный вид литературного творчества. Знакомство с развитой системой жанров, пришедшей из Византии в результате крещения Руси (жития, исторические хронографы, апокрифы, повести, романы и пр.). Разнообразие жанров в древнерусской литературе, нечеткость жанровых определений в рукописях. Включение одного произведения в другое без мотивировки, наличие под одним названием двух и более произведений. Смешение жанров как результат того, что основой выделения служили не литературные особенности изложения, а деловое предназначение. Отсутствие в древнерусской литературе любовной лирики, развлекательных жанров (авантюрных пьес, романов и пр.). Обособленность жанров, наличие у каждого своего стиля изложения (летописного, агиографического и пр.). Неяркая выраженность индивидуального стиля, отсутствие представлений об авторской собственности, общие черты с фольклором, следование традициям (отсюда сходство сюжетов, выражений и пр.). Неравномерный характер развития литературы XI–XVII вв.: ускоренное развитие одних жанров и замедленное других. Отсутствие до XVII в. в древней литературе общего движения, общего русла. Барокко – первое литературное направление в литературе второй половины ХVII в.

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник русской литературы ХII в. Открытие его в конце XVIII в. А.И. Мусиным-Пушкиным. Работа над копией для Екатерины II и первым изданием памятника. Судьба сборника со «Словом…». Летописная повесть о походе Игоря Святославича в 1185 г. против половцев и «Слово о полку Игореве». Основная идея «Слова…» – «призыв русских князей к единению как раз перед монголо-татарским нашествием». Неоднозначность определения жанра «Слова…» автором и учеными. Соединение в «Слове…» устных (былина, обращение князей к дружине, плач и др.) и книжных жанров (воинская повесть, торжественное красноречие и пр.). Причина этого явления. Трехчастная композиция «Слова…»: вступление, основная часть, заключение. Выделение в основной части трех фрагментов и внутри них – тирад. Соединение в «Слове…» эпического и лирического планов повествования, смена одного другим. Образы Игоря, Всеволода, Святослава, Бояна, Ярославны и приемы их раскрытия (поступки, сравнение с представителями животного мира, оценка другими персонажами, автором, речь).

Русский сентиментализм. Жанры, герои, особенности поэтики русской сентиментальной прозы. Сентиментальная повесть в творчестве Н.М. Карамзина. Образ автора, характер повествования, способы раскрытия внутреннего мира героев.

Сентиментализм (франц. sentiment – «чувство») как художественный метод и художественное направление в литературе и искусстве второй половины XVIII в. Признание чувства доминантой «человеческой природы», героем – частного человека, способного глубоко чувствовать. Идея внесословной ценности человека. Жанры сентиментализма: элегия, послание, песня, эпистолярный роман, дневник, путешествие, повесть. Сентиментализм в творчестве М.М. Хера­скова, М.Н. Муравьева, Н.М. Карамзина, И.И. Дмитриева, В.В. Капниста и др. Рационалистичность и дидактизм русского сентиментализма

Разновидности сентиментальной повести в творчестве Карамзина: любовно-психологи­ческая повесть («Бедная Лиза», 1792; «Юлия», 1796); ироническая повесть-сказка («Прекрасная царевна и щастливый Карла»); философско-психологическая повесть («Чувствительный и холодный», 1803); сельская повесть-пастораль («Фрол Силин», 1791); повесть с элементами романа («Рыцарь нашего времени», 1803); историческая повесть («Наталья, боярская дочь», 1792; «Марфа-Посадница», 1803); предромантические повести («Остров Борнгольм», 1794; «Сиерра-Морена», 1795).

Анализ повести «Бедная Лиза». Изображение крестьянской среды. Героиня как образец сентиментального представления о «естественном человеке». Эраст – один из наиболее ранних в русской литературе неоднозначных характеров. Рассказчик – типичный сентиментальный герой, «чувствительный» просвещённый человек, любящий пофилософствовать, сожалеющий о Лизе, но понимающий и в какой-то мере прощающий заблуждения Эраста. Лирические отступления автора, анализ психологии героев. Природа как активное действующее лицо, помогающее изображению внутреннего мира героев. Описание подмосковного пейзажа с Симоновым монастырём в центре; описание весны – предвосхищение светлого чувства, грозовой пейзаж – символ катастрофы и др. Поэтика лирического текста в прозе Карамзина: сложные перифразы, психологические эпитеты, лексические и синтаксические повторы, звукопись, музыкально-ритмические приёмы.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 210.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...