Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Басенное творчество И.А. Крылова. Своеобразие языка, стиля и стиха басен; средства выражения авторской позиции, используемые баснописцем.




Основные этапы литературной деятельности И.А. Крылова. Эстетическая позиция писателя, позиция в споре архаистов и новаторов.

Басня как жанр. Басенное творчество И.А. Крылова и его предшественники. Тематические группы басен: социальные, исторические, философские и бытовые. Автор и его роль в баснях; средства выражения авторской позиции. Принципы сатирического обобщения. Народно-поэтическая основа образов персонажей. Композиция, язык, стиль и стих басен Крылова. Народность басен Крылова.

Русский романтизм первой трети XIX в. Романтическое мироощущение и способы его выражения в лирике М.Ю. Лермонтова. Основные мотивы лирики поэта.

Романтизм как художественный метод и художественное направление в литературе и искусстве конца XVIII – первой трети XIX в. Черты, общие для европейского и русского романтизма (двоемирие, исключительность героя, его противостояние толпе, острое чувство личности, приоритет лирических и лиро-эпических жанров, обновление жанрового диапазона, идея свободы творчества, интерес к национальной культуре и др.), и национальное своеобразие русского романтизма. Периодизация русского романтизма, его течения и их представители.

М.Ю. Лермонтов как ведущий поэт 30-х годов XIX века. Периодизация творчества писателя и вопрос об эволюции его художественного метода (соотношение романтического и реалистического начал). Своеобразие лирического героя, лирический герой и биографический автор.

Понятие мотива как эстетически значимой повествовательной единицы. Свойства мотива (интертекстуальность, инвариантность и вариативность, соотнесение предикативного начала с актантами и пространственно-временными признаками). Сложность разделения мотива и темы в лирике.

Комплекс романтических мотивов в творчестве Лермонтова: мотивы свободы и воли, мотив странничества (изгнанничества), мотив памяти и забвения, мотив обмана, мотивы одиночества, избранности, мотив земли и неба и др. Тематическая группировка мотивов: общественно-исторические, богоборческие и др. Традиционное и индивидуальное лермонтовское в художественной разработке мотивов, особенности их реализации в стихотворениях разных периодов творчества.

Тематическое богатство и жанровое своеобразие лирики А.С. Пушкина. Тема любви и дружбы. Особенности романтической любовной лирики поэта.

Своеобразие и эволюция лирического героя в лирике А.С. Пушкина.

«Вечные» темы в лирике Пушкина: тема любви, тема смерти, тема дружбы и др. Основные социально-исторические темы: тема Героя, тема народа, тема власти и свободы и др. Иерархия и взаимодействие тем. Элегия, послание, ода, разговор и др. жанры в лирике Пушкина; разрушение жанровых границ в позднем творчестве писателя.

Многоплановость решения темы любви и дружбы в лирике А.С. Пушкина.

Воспевание дружбы как непреходящей ценности. Идеал романтической дружбы, зародившейся в стенах Лицея («19 октября (1825)»). Верность дружескому чувству («Дельвигу», «И.И. Пущину»). Синтез темы дружбы и темы свободы («К Чаадаеву», «Арион», «Во глубине сибирских руд…»).

Эволюция любовного чувства в лирике Пушкина. Романтический характер ранней лирики. Воспевание любви как самоценности, как источника жизни, вдохновения. Идеал женской красоты («Я помню чудное мгновенье…», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Признание» и др.). Переосмысление любви в зрелой лирике («Мадонна», «Я вас любил…»).

Проблема героя в романах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Художественные средства создания образов центральных героев. Герой и автор.

Герой времени в романе Пушкина «Евгений Онегин». Судьба личности и объективные обстоятельства действительности. Связь характера и поведения человека с условиями времени. Динамика изображения героя в романе. Онегин как тип русского человека. Конкретно-истори­ческое и универсальное в образе Онегина. Онегин и Ленский. Онегин и Татьяна. Герой и автор.

Печорин как герой времени в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Особенности индивидуализма Печорина. Аналитический склад ума. Способность к рефлексии и саморефлексии. Психологизм как метод изображения характера и внутреннего мира Печорина. Печорин в соотношении с другими персонажами. Значение композиции романа для раскрытия личности Печорина. Вечное и временное в образе Печорина. Герой и автор.

«Живое» и «мертвое» в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

Романтическая проза и проза «натуральной школы» как этапы развития русской художественной прозы в первой половине XIX в.

В.Г. Белинский о значении творчества Гоголя в русской литературе: статьи о повестях и поэме «Мертвые души».

Своеобразие жанра, смысл названия поэмы. Дворянская поместная и чиновничье-бюрократическая Россия: система образов. Сословно-исторический и национальный планы образов главных героев-помещиков; логика их следования. Построение образа Чичикова: портрет, предыстория, речевая характеристика и др., его место в системе образов. Народ как герой поэмы. Отдельные персонажи из народа в романе. Образ автора и содержание лирических отступлений. Обобщающий образ птицы-тройки.

Проблематика романов И.С. Тургенева. Своеобразие основного конфликта романа «Отцы и дети».Сложность и противоречивость авторской позиции.

Человек слова и человек дела как центральный герой культурно-исторического романа И.С. Тургенева («Рудин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»).

Социально-политическая и культурно-психологическая оппозиция героев, противостоящих в конфликте отцов и детей. Николай Петрович Кирсанов как человек 40-х годов и его попытки сближения с молодым поколением. Идейно-политическая установка Павла Петровича Кирсанова и обнаружение позиции Базарова в споре с ним. Построение образа Базарова, вопрос об эволюции героя в романе. Тема народа, образы мужиков, их значение в идейном содержании произведения. Вечные темы любви и смерти. Своеобразие системы женских образов романа на фоне общей типологии женских образов Тургенева (роковая женщина, тургеневская девушка). Заключительная глава как итоговое суждение о героях (общественно-политический и философский планы).

Роман И.А. Гончарова «Обломов»: идеи, проблематика, образы. Приемы создания образа Обломова.

Романы И.А. Гончарова как «трилогия»: тема движения русской жизни («Обыкновенная история», «Сон», «Пробуждение»), типология основных образов и ее связь с центральными образами романа «Евгений Онегин».

Роман И.А. Гончарова как «знамение времени» (Н.А. Добролюбов): критик о социально-историческом содержании обломовщины накануне ее падения. Симметрия системы центральных образов: Обломов и Штольц, Ольга и Пшеницына, иные соотношения: Обломов и Ольга, Обломов и Пшеницына, Штольц и Ольга, Штольц и Пшеницына. Противопоставление Обломова и Штольца и сходство в построении образов: портрет, предыстория, любовный сюжет. Особые компоненты образа Обломова: описание быта, размышления о жизни, «Сон», обилие образных параллелей. А.В. Дружинин о положительном значении обломовщины и национальном содержании образа Обломова. Причины недооценки образа Штольца А.В. Дружининым и неприятия образа Н.А. Добролюбовым.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 178.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...