Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Проблема восприятия художественного текста на уроках литературы.




Объективные и субъективные сложности, возникающие в процессе восприятия художественного текста учащимися (например, произведений Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого).

Учет художественного своеобразия произведения при подготовке его восприятия школьниками.

Формы подготовки восприятия произведения учащимися: беседа с опорой на личный опыт (читательский, зрительский, жизненный), создание определенного видео- и аудиоряда для создания эмоционального фона восприятия произведения, психологический лингвистический, исторический, историко-культурный, историко-бытовой, комментарии на уроке литературы. Самостоятельная работа учащихся с информационными источниками при создании комментария к тексту произведения.

Варианты проверки первичного восприятия прозаического текста в средних классах.

Подготовка восприятия и приемы анализа лирического произведения в средних и старших классах.

Приемы подготовки восприятия лирического произведения: опора на личные впечатления, использование произведений смежных искусств с целью создания определенного настроения, активизации работы воображения.

Приемы исследования характера первоначального восприятия поэтического текста в средних классах: беседа, устное словесное рисование, подбор музыкальных, живописных интерпретаций.

Скрытые приемы анализа лирического произведения: устное словесное рисование, комментированное чтение, работа над выразительным чтением. Обучение различным формам интерпретации поэтического текста.

Особенности восприятия и анализа лирического произведения в старших классах.

Подготовка восприятия лирического текста через освоение понятия литературного течения (направления) и жанра. Формирование понятия «лирический герой», «лирический цикл». Работа над теорией стиха. Литературоведческие и школьные приемы анализа (онтологический анализ, аксиологический анализ и др.).

Организация постижения образа-переживания через внимание к жанровым, лексико-се­мантическим, интонационно-ритмическим, стилистическим особенностям поэтического текста.

Самостоятельная и исследовательская работа с поэтическим текстом.

Взаимосвязь школьных путей разбора литературного произведения.

Анализ «вслед за автором» (последовательное рассмотрение текста по ходу развертывания сюжета; сопереживание событиям, внимание в словесной форме произведения); затруднения в использовании: необходимость довольно большого объема времени, дробность читательского восприятия и сложность формирования представлений об общей концепции произведения; достоинство: обеспечивает хорошее знакомство с текстом всех учащихся.

«Пообразный» путь анализа (отбор для подробного разбора в классе образов героев-персонажей, образов-пейзажей, образной детали, образов-символов и т.п.); достоинство: позволяет учитывать повышенный интерес читателей к нравственным коллизиям, способствует формированию умений отбора, оценки и обобщения литературного материала; недостаток: предполагает хорошее самостоятельное знакомство с текстом.

Поисковый характер деятельности учащихся на уроке при использовании проблемно-тематического разбора произведения. Беседа как прием выявления проблемного вопроса. Система проблемных вопросов по отдельным частям текста, создающая проблемную ситуацию. Приемы разрешения проблемной ситуации.

Целостный анализ литературного произведения как методическая проблема.

Этапы организации целостного анализа произведения: постановка образовательной и воспитательной задачи целостного анализа; выбор средств подготовки эмоционального восприятия текста; определение теоретико-литературных понятий, необходимых для освоения текста; создание условия для восприятия эстетической целостности, красоты произведения; отбор эпизодов, деталей, имеющих основополагающее значение для раскрытия идейно-художественной концепции произведения; рассмотрение особенностей стиля, языка, композиции произведения в целом и композиции входящих в него частей.

Пути и приемы анализа эпического произведения на уроке литературы.

Особенности восприятия эпических жанров. Трудности в дифференциации типов повествователей, в определении характера повествования. Работа над эпизодом и образом-персонажем в русле общей концепции анализа произведения. Значение понимания авторской позиции и индивидуального стиля писателя.

Проблемно-тематическое изучение большого эпического произведения.

Взаимосвязь путей анализа в системе работы над произведением. Выдвижение в центр разбора вопросов, важных для нравственного и эстетического воспитания учащихся.

Приеманализа какспособ рассмотрения текста произведения. Школьные приемы анализа: составление плана (произведения, его части, рассказа о герое и т.п.), пересказы разного типа, комментированное чтение, работа над выразительным чтением, устное словесное рисование, чтение по ролям, составление характеристики (героя, образа и пр.), сравнение (сопоставление), композиционный, стилистический анализ, анализ средств художественной выразительности и т.д.

Проблема выбора путей анализа большого эпического произведения.

Технология проблемного изучения эпического произведения на уроке литературы. Проблемно-тематическое изучение эпического произведения.

Подготовка восприятия и приемы анализа драматического произведения на уроке литературы.

Особенность драмы как рода литературы и объективные и субъективные трудности его восприятия юными читателями.

Приемы подготовки восприятия драмы: знакомство с театром, историей театрального искусства, просмотр спектакля, знакомство со сценической историей пьесы,

Формы работы, связанные со спецификой драмы: устное словесное рисование, комментированное чтение, чтение по ролям, мизансценирование, инсценирование, создание режиссерского (актерского) комментария, сравнение с театральной или кинематографической интерпретацией.Их использование на уроке в старших классах.

Нетрадиционные уроки – диспут, пресс-конференция, зрительская конференция, литературный монтаж по материалам журнальной полемики и др.

Работа над характеристикой образа-персонажа на уроках литературы.

Проблема восприятия образа-персонажа читателями-подростками в трудах психологов и методистов. Наивно-реалистическое восприятие образа-персонажа.

Приемы изучения образа-персонажа: составление рассказа о герое, работа над портретом и речью, сопоставление образов-персонажей (в рамках одного или разных произведений, с их прототипами, с интерпретациями в других видах искусства). Обучение составлению сравнительных характеристик персонажей (например, Онегина и Печорина).










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 226.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...