Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ




И. В. Прищепова

Дизорфография

И ее диагностика у младших школьников

С общим недоразвитием речи

Москва

2012

 

Прищепова И.В. «Дизорфография и ее диагностика у младших школьников с общим недоразвитием речи» Учебно-методическое пособие.— М.: ООО Изд. «Образование» . 2012.— 382 с.

 

Пособие адресовано студентам высших

учебных заведений и колледжей, педагогам, учителям-логопедам, психологам, родителям школьников с общим

недоразвитием речи, студентам. Описываются технологии

исследования орфографической грамотности

и ее состояние у данной категории детей.

 

Печатается при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям

 

 

Подписано в печать 15.11.2010 г.

Формат 60x90/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Тираж 5000 экз.

Усл. печ. л. 20.

 

 

Прищепова И.В. «Дизорфография и ее диагностика у младших школьников с общим недоразвитием речи» —

Москва. ООО Издательство «Образование» 2012 г.

000 Издательство «Образование»

Тел./факс: (495) 436-08-68,

7209683@mail.ru

 

Художник Степанова А.А.

Компьютерная верстка Блохина А.В.

 

 

Отпечатано в типографии «Джей Ти Принт»

11 5088, г. Москва, ул. Новоостаповская, д. 10

тел.: (495) 979-89-67

 

ISBN-978-5-904-1 33-05-4

 

В основе теоретического и практического материала данного учебно-методического пособия лежит деятельностный подход. Он позволяет охарактеризовать усвоение орфографии младшими школьниками с общим недоразвитием речи на различных ступенях ее усвоения и выявить дизорфографию у данной категории детей.

В учебно-методическое пособие включены следующие разделы: «Введение», «Методика диагностики дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи», «Симптоматика и механизмы дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи» и «Приложение», в котором представлен «Альбом по диагностике дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи».

Предназначено для широкого круга специалистов в области логопедии, психологии и начального языкового образования учащихся начальных классов. Материалы пособия могут быть использованы студентами отделений логопедии факультетов коррекционной педагогики при дифференциальной диагностике нарушений письма у младших школьников, при подготовке дипломных работ, учителями-логопедами,  учителями начальных классов, родителями в ходе предупреждения и устранения дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи.

Исследование выполнено в рамках научного проекта по заданию Министерства образования и науки Российской Федерации (грант 27/11 – ЗН).

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Система вузовской подготовки будущих учителей-логопедов направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций. Они определяются требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «050700 Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Логопедия» («Начальное образование детей с нарушениями речи»).

    В ходе лекционных, практических и лабораторных занятий по дисциплинам профессионального цикла студенты учатся использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в будущей диагностической и прогностической деятельности. Применение методов экспериментального исследования предполагает сформированность навыков работы с компьютером и проведение статистической обработки полученных данных по итогам обследования ребенка с речевой патологией. Формирование способности использовать в своей профессиональной деятельности нормативные правовые документы позволят будущим специалистам помочь родителям детей с речевым недоразвитием определить тип образовательного учреждения, тем самым обеспечить оптимальный выбор образовательных услуг и получение языкового образования.

    Преподаватели высших учебных заведений помогают осознать социальную значимость своей будущей профессии. Работа детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предполагает стойкую мотивацию к выполнению профессиональной деятельности, способность к эмпатии, корректное и адекватное восприятие школьников данной категории. Студенты овладевают навыками выявления структуры дефекта, его причин, механизмов и проявления. Это позволяет выбрать и реализовать коррекционно-образовательную программу на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с нарушениями речи. Немаловажную роль в индивидуальной образовательной траектории ребенка играет организация коррекционно-развивающей среды, ее методическое оснащение. Это обеспечивает ребенку с ОВЗ социальную защиту,  успешную социализацию и профессиональное самоопределение в дальнейшем.

    С учетом собственной исследовательской деятельности будущие специалисты овладевают готовностью разрабатывать методические рекомендации к организации коррекционно-образовательного процесса, к взаимодействию с субъектами образования.   

    Знание психофизиологических механизмов письма помогают студентам осознать значимость орфографических знаний, умений и навыков для успешного усвоения ребенком родного языка и школьной программы, его дальнейшего образования (Д. Н. Богоявленский, Г. Г. Граник, Р. Е. Левина, И. В. Прищепова, Т. Г. Рамзаева, Т. В. Туманова, Г. В. Чиркина, С. Н. Шаховская, М. Е. Хватцев и др.).

В настоящее время в условиях сближения систем общего и специального образования России, постепенного перехода к новым вариативным формам обучения активно разрабатываются технологии и методы индивидуально-типологического и коррекционно-развивающего подходов к обучению русскому языку. В соответствии с «Федеральным базовым компонентом образования по русскому языку и основной образовательной школе», целью обучения письму является формирование у учащихся начальных классов надучебных компетенций. Они базируются на достаточном уровне языковой компетенции, основу которой составляет орфографическая грамотность. Поэтому соответствующие грамматико-орфографические знания, умения и навыки должны быть интегрированы в письменную речевую деятельность ребенка. Это позволяет ребенку свободно выражать свои мысли, чувства, передавать учебную и иную информацию.

Анализ опыта практической работы учителей-логопедов позволяет констатировать значительный рост количества учеников начальных классов с общим недоразвитием речи (ОНР) (Л. В. Венедиктова, А. Н. Корнев, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, О. С. Орлова, Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, Т. Б. Филичева, А. В. Ястребова и др.). Это дети, у которых отмечается стойкая неуспеваемость по русскому языку, вызванная нарушением усвоения орфографии, формирования орфографической компетентности и ее составляющей ― орфографической грамотности. Становление данной языковой компетенции (орфографической грамотности) начинается в период начального языкового образования, закрепляется и совершенствуется на протяжении всего периода дальнейшего обучения в школе.

В условиях работы речевых школ, логопедических пунктов, коррекционных классов традиционный подход к коррекции нарушений у младших школьников с ОНР дислексии и дисграфии не уменьшает количества дизорфографических ошибок. К концу второго класса у большинства детей с ОНР (III уровня речевого развития) отмечается дизорфография различной степени выраженности. Без соответствующей коррекционной помощи неусвоение орфографических норм русского письма приобретает не только стойкий и специфический характер, но имеет тенденцию к закреплению и расширению симптоматики в средних и старших классах (О. А. Елецкая, А. Гермаковска, Р. И. Лалаева, Е. А. Логинова, Л. Г. Парамонова, Г. М. Сумченко и др.).

Поскольку учителя начальных классов, как правило, не владеют приемами дифференциальной диагностики дисграфии и дизорфографии, а также технологиями предупреждения и коррекции дизорфографии, а также в силу ряда других причин данная категория детей не всегда вовремя получают квалифицированную помощь учителей-логопедов и других специалистов. Учащиеся не справляются с усвоением возрастающего от класса к классу объема грамматико-орфографических знаний, соответствующих программным требованиям, и не овладевают необходимыми умениями. Возникают стойкие затруднения в ходе формирования надучебных компетенций и учебно-практических навыков, которые приводят к неуспеваемости по ряду предметов цикла родного языка, отрицательно сказываются на школьной адаптации, на эмоционально-волевой и когнитивной сфере детей.

Дизорфография рассматривается как специфическое, сложное и стойкое нарушение в усвоении орфографических знаний, умений и навыков, обусловленное недоразвитием высших психических функций, обеспечивающих данный процесс в норме.

Дизорфография у младших школьников проявляется не только как самостоятельное нарушение, но и в сочетании с другими видами нарушений устной и письменной речи, в частности, в структуре общего недоразвития речи. Выявляется большая распространенность дизорфографии среди учащихся с ОНР: 80% второклассников и 90% третьеклассников (IV уровня речевого развития); 90% второклассников, третьеклассников и 93,3% четвероклассников (III уровня речевого развития). Выделяются тяжелая, средняя и легкая степени выраженности дизорфографии.

Пилотажное (предварительное) выявление симптоматики данного речевого нарушения проводится на основе анализа выполнения письменных работ учащихся: диктанта, изложения (сочинения), письма слов из словаря, диктанта слов на пройденные орфограммы. При обработке результатов ииспользуется «коэффициент успешности выполнения заданий»: q = (а : с)* 100% , где а — количество допущенных учеником дизорфографических ошибок, с — количество орфограмм в письменных работах,. При тяжелой форме дизорфографии допускается от 30% и более 50% ошибок, при средней — от 20% до 30% ошибок, в случае легкой формы дизорфографии — 15–20% ошибок.

Согласно исследованиям Т. В. Тумановой, у второклассников школы V вида (IIIуровень речевого развития) орфографические ошибки являются преобладающими. Они составляют 29% от всего количества допущенных ошибок в проверочных работах и в значительной степени обусловлены неполноценностью операций словообразования.

Недостатки языкового уровня усвоения грамматико-орфографических знаний осложняются неполноценностью развития (и как следствие — функционирования) сложно организованных и взаимосвязанных психических функций (психиофизиологических предпосылок), которые обеспечивают процесс усвоения орфографии в норме. Усугубляют картину речевого недоразвития низкий уровень становления мотивационной сферы, особенности познавательной деятельности.

Анализ исследований данной проблемы позволяет констатировать у младших школьников с ОНР определенные корреляционные связи между уровнем сформированности составляющих психофизиологических предпосылок усвоения орфографии и уровнем развития орфографической грамотности (в том числе и предпосылок к интуитивной орфографической грамотности).

Исследование состояния орфографической грамотности младших школьников с ОНР проводится по разработанной нами методике в три этапа. Комплексное изучение включает выявление недостатков устной, письменной речи, неречевых психических процессов.

На первом этапе определяются психофизиологические составляющие орфографической грамотности ― стратегиальная направленность усвоения орфографии: когнитивные стили кодирования стимульной информации и особенности ее переработки; характер потребностно-мотивационной составляющей орфографически верного письма; содержательная и операциональная составляющие орфографической грамотности; наличие предпосылок к интуитивной орфографической грамотности.

На втором этапе выявляется симптоматика дизорфографии у учащихся вторых, третьих и четвертых классов с помощью проведения нескольких видов письменных работ (диктанта, изложения, письма слов из словаря и слов на пройденные орфограммы) и их анализа. В число проверочных работ данного этапа входит сочинение на заданную тему (по картинкам). Его пишут третьеклассники и четвероклассники (по программе 1–4). По характеру ошибок в письме детей с ОНР учитель-логопед проводит дифференциальную диагностику между дизорфографическими ошибками и орфографическими ошибками, вызванными методическими недочетами и иными причинами неуспеваемости ребенка по русскому языку. Проведение комплексного логопедического обследования позволяет определить наличие и других нарушений письменной речи (дисграфии и дислексии).

На третьем этапе выявляются механизмы дизорфографии. Учащиеся выполняют серии устных и письменных заданий, ряд упражнений, описанных ниже. В ходе проведения исследования устной и письменной речи, грамматико-орфографических знаний, умений и навыков выявляется степень выраженности дизорфографии, нарушения ведущего принципа орфографии, а также другие отклонения речевого развития ребенка.

Изучения орфографической грамотности по разработанной нами методике позволяет сформулировать не только логопедическое заключение и определить содержание логопедической работы по коррекции дизорфографии. Оно помогает определить стратегию индивидуально-типологической образовательной траектории ребенка с ОНР, дать рекомендации учителю начальных классов и родителям о том, каким образом предупредить и преодолеть стойкие, специфические трудности усвоения орфографии и неуспеваемость по русскому языку в целом.

Представленная нами методика исследования орфографической грамотности младших школьников с ОНР может быть адаптирована к исследованию психофизиологических предпосылок усвоения орфографической грамотности, речевых и неречевых психических функций детей и более старшего возраста с учетом программных требований к неречевому и речевому развитию, а также к уровню сформированности учебных знаний, умений и навыков.

Пособие выходит в свет благодаря многолетнему сотрудничеству автора с рядом педагогических коллективов общеобразовательных учреждений г. Санкт – Петербурга, которые помогали проводить исследования, участвовали в обсуждении полученных результатов и оказывали профессиональную поддержку.

Автор выражает глубокую признательность и благодарность учителям начальных классов и администрации: общеобразовательной школы № 521 – завучу по УВР В.М.Минаевой и директору Г.Б. Дудниковой; общеобразовательной школы № 314 – завучу по УВР С.С. Осиповой и директору И.В. Французовой; речевой школы № 3 – завучу по УВР Е.А. Коптеловой и директору Е.И. Плетенцовой.

Научное консультирование доктора педагогических наук, профессора Л. В. Лопатиной позволили придать исследованию целостный характер и практическую направленность.    

 

 

Глава 1

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ДИЗОРФОГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 308.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...