Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

II. Работа над новым материалом.




Постановка учебной задачи.

Учитель читает стихотворение «Почему»:

Я прилагаю всё старание,

Хочу понять правописание.

Но вызывает тем не менее

Правописанье удивление.

– А ну, не плачь, кончай-ка плач!

Синяк пройдет, – сказал мне врач.

Но прежде, чем пропал синяк,

Исчез из плача мягкий знак!

Я прилагаю все старание,

Я проявляю прилежание,

Но очень часто, тем не менее,

Я прихожу в недоумение.

– Почему же ученик часто приходит в недоумение?

– Давайте выясним, куда же исчезает мягкий знак.

Коллективное формулирование правила.

На доске записаны слова:

Меч, клич, душ, борщ, луч.

Печь, речь, дичь, мышь, ночь.

– Чем отличаются данные слова?

– К какой части речи они относятся?

– На какой звук оканчиваются эти слова?

– Можете ли вы объяснить, почему в первой строчке у слов в конце нет мягкого знака, а во второй строчке есть?

– Определите род имён существительных в первой строчке. Теперь определите род имен существительных во второй строчке.

– А сейчас можете ли вы сказать что-нибудь о правописании мягкого знака? Правильно, в обязанности мягкого знака входит указывать на род имен существительных, оканчивающихся на ш, ж, ч, щ.

– Прочитайте правило и алгоритм «Как определить правильность написания слова с шипящим звуком на конце» (учебник). Стр.142-143

Физкультминутка

3. Классификация слов с ь после шипящих и без него.

Задания:

1) Выполните упр. 1 (учебник). Стр.143 Запишите слова в два столбика.

Объясните написание слов каждого столбика, их особенности.

2) Выполните упражнение 4 (учебник). Стр.144

Ответы: брошь, ложь, шалаш, речь.

3) Выполните упражнения по выбору: упражнение 2 на нахождение слов с шипящими звуками на конце и распределение их по столбикам (учебник) или упражнение 3 на изменение формы слов по образцу (учебник). Сделайте самооценку. Стр.143-144

Резервные задания.

Выполнение упр.3 (рабочая тетрадь). Стр.46-47

III. Итог урока.

– Что нового вы узнали о правописании имен существительных?

– В каких случаях у имен существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется мягкий знак в конце слова?

Домашнее задание:

ТПО- упр. 1, 2 Стр.46-47

 

Русский язык 3 класс 3 четвертьУМК «Начальная школа 21 века»

Урок  Тема: Правописание мягкого знака после шипящих
у имен существительных

Цель: развивать умение учащихся в правописании мягкого знака после шипящих у имен существительных.


Ход урока

I. Чистописание.

Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.

II. Словарная работа.

– Отгадайте загадку.

Круглый, зрелый, загорелый

Он попался на зубок,

Расколоться все не мог.

Но попал под молоток –

Хрустнул раз и треснул бок.

Запишите отгадку орех, определите род и число.

ТПО стр.48№2

III. Закрепление изученного материала.

Проблемная задача в рубрике «Давай подумаем».

На доске записана считалка с транскрипциями:

На золотом [крыл’цэ] сидели

[Цар’], [цар’эв’ич’],

[Карол’], [карал’эв’ич’],

Сапожник, портной,

Кто ты будешь такой?

Учитель. Прочитайте. Коля считает, что для записи считалки ему будет необходимо 4 мягких знака. А Аня считает, что ей будет нужно 6 мягких знаков. Кто из ребят прав?

– Ребята, какие правила необходимо вспомнить для правильной записи большинства слов?

– Почему для записи слов, оканчивающихся звуками [ч’], [щ’], достаточно вспомнить только одно правило? (Мягкий знак после шипящих у имен существительных.)

Запишите одним словом.

Как называют человека, который играет на скрипке? (Скрипач.)

Как называют человека, который лечит больных?           (Врач.)

Непромокаемое пальто.                                             (Плащ.)

Позднее, темное время суток.                                    (Ночь.)

Мала, а никому не нужна.                                                   (Мышь.)

Зимой дрова ест, а летом спит.                                  (Печь.)

Ходит вдоль края, его разрезая.                                        (Нож.)

Высокое болотное растение.                                     (Камыш.)

Физкультминутка

Игра «Кто быстрее».

Запишите по 5 слов в каждый столбик в ТПО стр.47-48 упр.1

Работа по выбору из учебника.

Учитель. Если вы хотите поупражняться в замене звуковой записи слов на буквенную, то выполните упр. 2.стр.145

Если вы хотите поупражняться в выборе слов на орфограмму «Мягкий знак на конце существительных после шипящих», то выполните  упр. 3.стр.145

Проведите самооценку работе.

IV. Итог урока.

– Можете ли вы назвать правило о написании мягкого знака после шипящих у имен существительных?

Домашнее задание: упр. 1 стр.144

Русский язык 3 класс 3 четвертьУМК «Начальная школа 21 века»

Урок   Тема: Число имен существительных

Цель: учить определять род имен существительных во множественном числе.

Ход урока

I. Чистописание.   Штаб, шторм, штрих, штурм.

II. Работа над новым материалом.

Решение проблемной задачи в рубрике «Давай подумаем».

На доске записаны слова:

- Сравните окончания имен существительных и имен прилагательных в ед.ч и мн. ч.

Подумайте, можно ли определить род имен сущ. во мн. ч.?

Действительно, чтобы определить род имен существительных, которые стоят во множественном числе, надо поставить их в форму единственного числа.

книги – книга (ж. р.)           озера – озеро (ср. р.)

звезды – звезда (ж. р.)        шкафы – шкаф (м. р.)

города – город (м. р.)         окна – окно (ср. р.)

Упражнение в определении рода и числа имен существительных.

Работа по учебнику.

1) Выполнение упр. 1 стр.146 с коллективным обсуждением на доске.

2) Выполнение упр. 2 стр. 146 – 147

Задание: поставьте имена существительные в форму множественного числа.

– Все ли существительные вы смогли поставить в форму множественного числа? Назовите их. (Мед, молоко, доброта.)

Посмотрите, как Саша выполнил это упражнение. Правильно ли он подобрал пары?

Прочитайте информацию о существительных мёд, молоко, соль, ловкость, трусость в рубрике «Тайны русского языка» (учебник).

Физкультминутка

3) Выполнение упр. 3 стр. 147 по заданию учителя.

Поставьте данные существительные в форму единственного числа и определите их род.

– Все ли существительные вам удалось поставить в форму единственного числа и определить их род? Назовите их. (Сливки, брюки, прятки.)

Прочитайте информацию о существительных, которые употребляются только в форме мн. ч. (учебник).

III. Самостоятельная работа.

Выполнение упр. 4  стр.147- 148(учебник).

IV. Итог урока.

На доске записаны слова:

дух          час        вес

духи        часы      весы

– Почему слова первой строчки не являются формой единственного числа слов второй строчки?

– Какие особенные слова есть в русском языке?

Домашнее задание: выпишите из словаря 4–5 слов, имеющих форму только ед. ч. или только мн. ч., составьте с ними предложения.

Русский язык 3 класс 3 четвертьУМК «Начальная школа 21 века»

Урок   Тема: Изменение имен существительных по числам

Цели: развивать умение изменять имена существительные по числам; повторить деление слов на слоги, правописание слов с безударной гласной.

Ход урока

I. Чистописание, орфогр.минутка  Идёшь, идёшь, конца не найдёшь. (Дорога.)










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-27; просмотров: 216.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...