Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

IV. Изучение нового материала.




Учитель предлагает детям прочитать и решить задачи, данные в учебнике (с. 55).

– Прочитайте самостоятельно первую задачу.

– Что известно? Что надо узнать?

– Рассмотрите рисунок к этой задаче. Объясните ее решение.

– Прочитайте вторую задачу.

– Объясните решение этой задачи, данное в учебнике.

(10 : 5 = 2).

Далее учитель предлагает учащимся другой способ решения задачи, основанный на использовании «машины»; может быть, для некоторых слабоуспевающих детей он окажется более понятным.

Итак, по условию яблок в 5 раз меньше, чем слив. Это значит, что слив в 5 раз больше, чем яблок. Нужно найти число яблок. Слив – 10. Число 10 в 5 раз больше неизвестного числа яблок. Поэтому если неизвестное число яблок умножить на 5, то получится 10:

Дальнейшее решение ясно.

Задание № 1 (с. 56).

– Прочитайте задачу.

– Сколько помидоров лежит на столе? (Четыре.)

– Выложите перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько помидоров лежит на столе.

– Что нам известно об огурцах? (Их в 2 раза больше, чем помидоров.)

– Что это значит? (Огурцов 2 раза по столько, сколько помидоров.)

– Выложим столько красных фишек, сколько огурцов на столе. Как это сделать? (Надо выложить 2 раза по столько красных фишек, сколько желтых фишек на столе.)

– Какое действие надо выполнить, чтобы найти число огурцов на столе? (Надо 4 умножить на 2.)

– Запишем решение задачи в тетрадь.

Решение:

4 · 2 = 8 (ог.).

Ответ: 8 огурцов.

Задание № 2 (с. 56).

– Прочитайте задачу и рассмотрите рисунок.

– Сколько стаканов смородины набрал брат? (Двенадцать.) Выложим перед собой в ряд столько желтых фишек, сколько стаканов набрал брат.

– Что нам известно о том, сколько стаканов ягод набрала сестра? (Она набрала в 3 раза меньше стаканов, чем брат.)

– Что это значит? (На каждые три стакана брата приходится один стакан сестры.)

– Разложенные желтые фишки разбейте на кучки по 3 штуки в каждой.

– Сколько получилось кучек? (Четыре.)

– Чтобы получить этот результат, какое арифметическое действие надо выполнить? (12 разделить на 3.)

– Значит, сколько стаканов смородины набрала сестра? (Четыре.)

– Выложите красных фишек столько, сколько стаканов смородины набрала сестра.

– Запишите решение задачи в тетрадь.

Решение:

12 : 3 = 4 (ст.).

Ответ: 4 стакана.

V. Повторение пройденного материала.

1. Работа по учебнику.

Задание № 9(с. 57).

– Рассмотрите примеры. Чем они похожи? (Одинаковые числа и арифметические действия.)

– Чем отличаются? (По-разному стоят скобки, поэтому разный порядок действий.)

– Выполните действия:

(3 · 2) · 4 = 24 (32 : 8) : 2 = 2

3 · (2 · 4) = 24 32 : (8 : 2) = 8

Задание № 10 (с. 57).

– Какие фигуры изображены? (Круг, многоугольники.)

– Назовите признаки круга.

– Как называются данные многоугольники? (Четырехугольники.)

– Назовите признаки четырехугольника.

– Какой четырехугольник «лишний»? (Желтый, так как это невыпуклый многоугольник.)

– Что называют осью симметрии?

– Правильно ли проведены оси симметрии фигуры?

– Выполните проверку с помощью зеркала.

– Сколько осей симметрии имеет круг?

– Сколько осей симметрии имеет второй четырехугольник?

2. Работа с вырезанными фигурами.

– Проведите ось симметрии в каждой фигуре, если она проходит через точку А.

– Обозначьте буквой Е точку, симметричную Т относительно этой оси.

3. Работа в печатной тетради № 2.

Задание № 103.

– Рассмотрите иллюстрацию. Что вам известно? Составьте задачу по данной иллюстрации.

Задача. В кувшине 3 л молока. В ведре на 5 л молока больше, чем в кувшине. А во фляге в 4 раза больше молока, чем в кувшине. Сколько литров молока во фляге? сколько литров молока в ведре?

– Запишите решение задачи по действиям.

Решение:

1) Сколько литров молока в ведре?

3 + 5 = 8 (л).

2) Сколько литров молока во фляге?

3 · 4 = 12 (л).

Ответ: 12 л, 8 л.

Далее учитель задает дополнительно вопросы:

– Изменится ли решение задачи, если кувшин, флягу и ведро наполнили не молоком, а водой?

– Изменится ли решение задачи, если ее формулировка будет звучать так: в кувшине 3 л молока, это на 5 л меньше, чем в ведре, и в 4 раза меньше, чем во фляге. Сколько литров молока в ведре? Сколько литров молока во фляге? (Решение задачи не изменится.)

4. Работа по карточкам.

Используя данные условия и вопросы, составьте задачи. Соедините линией карточки с условием и вопросом. Устно решите полученные задачи. В каждый кружок запишите знак действия, с помощью которого решается задача.

VI. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Какие фигуры называют симметричными?

Домашнее задание:№ 101, 102 (рабочая тетрадь).

Урок 90

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА УВЕЛИЧЕНИЕ
И УМЕНЬШЕНИЕ В НЕСКОЛЬКО РАЗ

Цели: совершенствовать умения решать задачи на увеличение и уменьшение числа в несколько раз; продолжить формирование навыков строить и читать математические графы; закреплять умения решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость», развивать внимание и логическое мышление.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Выполните действия и вставьте числа в «окошки».

2. Задача.

Дети поехали на экскурсию в трех автобусах. В одном было 20 детей, в другом – на 5 больше, а в третьем – столько же, сколько в первом. Сколько детей поехало на экскурсию?

– Какая схема соответствует условию данной задачи?

– Что обозначают выражения, записанные по условию этой задачи?

3. Геометрия на спичках.

а) Уберите две палочки так, чтобы не осталось квадратов. Какие остались многоугольники? Сколько их?

б) Уберите три палочки так, чтобы не осталось квадратов. Какой остался многоугольник?

в) Уберите три палочки так, чтобы осталось 3 квадрата. Найдите два решения.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите рисунки на доске.

Объясните, что обозначают выражения, записанные под каждой картинкой, и по-разному прочитайте их:

– Сегодня на уроке продолжим знакомство с задачами на увеличение и уменьшение в несколько раз.

IV. Работа по теме урока.

Задание № 3 (с. 56).

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Что называют «ценой»?

– Используя цветные фишки, покажите решение этой задачи.

Решение:

3 · 4 = 12 (р.) – цена блокнота.

Ответ: 12 рублей.

– Что можно сказать о цене блокнота, если тетрадь дешевле, чем блокнот? (Блокнот дороже, чем тетрадь.)

Задание № 4 (с. 56).

– Прочитайте текст. Является ли он задачей?

– Что известно в задаче?

– Так как ручка в 3 раза дороже карандаша, то сколько карандашей можно купить вместо одной ручки? (Три.)

– А как узнать, сколько денег будут стоить эти карандаши? (2 рубля умножить на 3.)

– Сколько это рублей? (6 рублей.)

Далее учитель предлагает учащимся рассмотреть решение этой задачи на доске, которое записано заранее. (Пояснения к каждому действию появляются по ходу обсуждения способа решения.)

Запись на доске:

1) 2 · 3 = 6 (р.) – столько рублей будет стоить одна ручка или карандаши, которые можно купить вместо одной ручки.

2) 6 : 2 = 3 (шт.) – столько карандашей можно купить вместо одной ручки.

Ответ: 3 карандаша.

– Сравните оба способа решения данной задачи (полученного в ходе устной работы и записанного на доске).

Задание № 5 (с. 56).

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Заполните таблицу и решите эту задачу.

Решение:

1) 3 · 2 = 6 (р.) – цена ручки.

2) 6 · 4 = 24 (р.) – стоят 4 ручки.

Ответ: 24 рубля.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 236.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...