Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Справочный материал для учителя
Каждому учителю начальных классов хорошо известно, как трудно дается детям усвоение понятий, связанных с отношениями «больше в...» и «меньше в...». Дело, однако, не столько в том, что эти отношения являются более сложными и труднодоступными, чем отношения «больше на...» и «меньше на...», а в том, что учащиеся очень часто смешивают понятия «больше в...» и «больше на...», «меньше в...» и «меньше на...». Возникает много и других трудностей. Так, сами понятия «больше в...» и «меньше в...» усваиваются по-разному: легче понимается отношение «больше в...» и намного труднее – «меньше в...». Говорят, что одних предметов в 4 раза больше, чем других, а, записывая решение, число умножают на 4. Нельзя не учитывать и то обстоятельство, что с данными понятиями дети редко встречались в своей практике; сами фразы типа «число 6 в 5 раз меньше числа 30» по структуре трудны, и необходимо приложить немало усилий, чтобы научить каждого ученика правильно произносить эти фразы и понимать их смысл. В целях предупреждения смешивания отношений следует как можно чаще сопоставлять отношения «больше в...» и «больше на...», «меньше в...» и «меньше на...». Большое значение имеет подготовительная работа, которую целесообразно проводить задолго до изучения данной темы. Необходимо провести подготовительные упражнения: 1. У Миши 3 ореха (выкладываем фишки), у Пети – 2 раза по столько орехов (выкладываем орехи Пети фишками другого цвета). 2. Предлагается рисунок, на котором изображены, например, 3 зеленых и 12 красных яблок, и задаются вопросы: «Сколько зеленых яблок? Сколько раз по столько нарисовано красных яблок?» Ответ на второй вопрос находится практическим путем: каждые 3 красных яблока обводятся замкнутой линией («кладем» по 3 яблока на блюдца). Получается, что красных яблок 4 раза по столько, сколько зеленых. Иллюстрировать задачи можно на доске в классе, используя картинки с изображениями животных, растений, игрушек, плодов и др. * * * работа по учебнику (с. 48). – Рассмотрите рисунок в учебнике. – Сколько синих воздушных шариков нарисовал художник? (2.) – А сколько раз по 2 он нарисовал красных шариков? (3 раза по 2.) – Красных шариков больше, чем синих. Их в 3 раза больше, чем синих, потому что их 3 раза по столько, сколько синих. О синих шариках можно сказать, что их в 3 раза меньше, чем красных. Задание № 1 (с. 48–49). Это задание лучше выполнять устно, фронтально. В каждом случае надо, прежде всего, рассмотреть иллюстрацию. Работу можно организовать по следующим вопросам. Рисунок 1. – Посмотрите на рисунок. Какие предметы изображены на рисунке? (Мячи и кубики.) – Сколько всего мячей? (Три.) – Обратите внимание, кубики сложены в башенки. Сколько кубиков в каждой башенке? (Тоже три.) – Сколько всего башенок по 3 кубика? (Четыре.) – Значит, кубиков 4 раза по столько, сколько мячиков. Делаем вывод: кубиков в 4 раза больше, чем мячиков, а мячиков – в 4 раза меньше, чем кубиков. Если у учащихся будут возникать затруднения, можно использовать модели (фишки). Рисунок 2. – Что изображено на втором рисунке? (Ёжики и грибки.) – Сколько всего ёжиков? (Два.) – Сколько всего грибков? (Четыре.) – Мысленно разбейте грибки на группы, по 2 грибка в каждой, то есть в каждой группе должно быть по столько грибков, сколько всего ёжиков. Сколько групп получилось? (Две.) – Значит, у нас грибков 2 раза по столько, сколько ёжиков. Делаем вывод: грибков в 2 раза больше, чем ёжиков, а ёжиков в 2 раза меньше, чем грибков. Рисунок 3. – Рассмотрите рисунок (на с. 49). На нем изображены тарелки с фруктами. Какие фрукты разложены по тарелкам? (Сливы и груши.) – По сколько фруктов на каждой тарелке? (По 4 сливы или груши.) – Значит, фруктов на каждой тарелке поровну: по 4 штуки. – Сколько тарелок со сливами? (5 тарелок.) – Сколько тарелок с грушами? (1 тарелка.) – Значит, слив у нас 5 раз по столько, сколько груш. Делаем вывод: слив в 5 раз больше, чем груш; а груш в 5 раз меньше, чем слив. Задание № 2 (с. 49). Учащиеся устно вставляют пропущенные слова в предложения: «больше» или «меньше». Задание № 3 (с. 49) (фронтально). Задание № 4 (с. 49). Учащиеся читают новые предложения: • Воробьев в 3 раза больше, чем ворон. • Юбок в 4 раза больше, чем блузок. • Стаканов в 8 раз меньше, чем чашек. • Гвоздик в 6 раз меньше, чем роз. V. Повторение пройденного материала. 1. Работа в печатной тетради № 2. Задание № 88. чертеж: – Во сколько раз длина красного отрезка больше длины зеленого? (В 4 раза больше.) – Во сколько раз длина зеленого отрезка меньше длины красного? (В 4 раза меньше.) Задание № 89. чертеж: – Сколько кругов изображено на рисунке? (4.) – Изобразите 3 раза по столько треугольников, сколько кругов. – Сколько получилось треугольников? (4 · 3 = 12.) – Во сколько раз их больше, чем кругов? (В 3 раза больше.) 2. Работа по учебнику. Задание № 18 (с. 53). – Как найти третью часть числа? Пятую часть числа? Шестую часть числа? Запись: 30 : 3 = 10 30 : 5 = 6 30 : 6 = 5 Задание № 19 (с. 53). Учитель может предложить карточки-помощницы. Задание № 20 (с. 53). Учащиеся работают самостоятельно в парах. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Какое действие необходимо выполнить, чтобы узнать, во сколько раз больше (меньше)? – Как найти долю от числа? Домашнее задание:№ 21 (учебник); задания № 97, 98, 99 (рабочая тетрадь). Урок 85 |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 269. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |