Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
IV. Изучение нового материала.
Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел учитель предлагает подготовительные упражнения: 1. Назовите разность: 12 и 5 11 и 4 17 и 8 13 и 7 10 и 8 12 и 6 2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7. 3. Число 5 можно записать так: . Какое число означает каждая из записей: ? Задание № 1(с. 62). – Рассмотрите рисунок и объясните, как выполняли вычитание 52 – 37 Волк и Заяц, используя цветные палочки. Итак, действуем, как раньше. Составим «поезд» из 5 оранжевых и 2 белых «вагонов»: От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами». Теперь у нас получился поезд, состоящий из 4 оранжевых и 12 белых «вагонов»: число 52 будет выглядеть так: От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 4 оранжевых отцепляем 3: Остается «поезд», состоящий из 1 оранжевого «вагона» и 5 белых «вагонов». Он обозначает число 15. Данная форма записи особенно эффективна на первоначальном этапе освоения детьми алгоритма вычитания. Когда второклассники приобретут необходимые навыки вычитания, можно будет перейти к общепринятой записи. На с. 62 учебника приведены примеры на вычитание, записанные столбиком. Рассмотрите их со всем классом подробно, не торопясь, с необходимыми комментариями, привлекая учащихся к объяснению шагов алгоритма. Приведем образцы рассуждений. Пример 1.
О б ъ я с н е н и е: 2 меньше 7. Из 5 десятков возьмем 1 десяток (ставим над 5 точку). В десятке – 10 единиц (запишем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 4 без 3 – это 1 (пишем 1 под 3). Разность – 15. Пример 2.
О б ъ я с н е н и е: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8 – это 9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем. Разность – 9. Пример 3.
О б ъ я с н е н и е: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7 – это 3, 5 без 0 – это 5. Разность – 53. Задание № 2(с. 63). Учащиеся выполняют вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие. Задание № 3(с. 63). – Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»? – Какое действие необходимо выполнить? – Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик. V. Повторение пройденного материала. 1. Работа по учебнику. Задание № 14(с. 65). – Прочитайте условие задачи. – Что известно? – Что требуется узнать? – Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания? (Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты больше, а ширина меньше длины стороны ковра: 5 м больше 4 м, 3 м 50 см меньше 4 м. Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.) Задание № 16(с. 65). – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните почему. – Что известно в задаче? – Что требуется узнать? – Сколько скамеек поставили в парке? (15 + 9 = 24.) – Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (Изменить надо условие, а не вопрос.) – Предложите несколько вариантов новых задач. · В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых – на 6 больше. Сколько скамеек поставили в парке? Решение: 1) 12 + 6 = 18 (ск.) – зеленых. 2) 12 + 18 = 30 (ск.) – всего. О т в е т: 30 скамеек. · В парке поставили 15 синих скамеек, а зеленых на 6 скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке?
Решение: 1) 15 – 6 = 9 (ск.) – зеленых. 2) 15 + 9 = 24 (ск.) – всего. О т в е т: 24 скамейки. · В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых скамеек. Сколько скамеек поставили в парке? Решение: 1) 15 + 9 = 24 (ск.) – синих и зеленых. 2) 24 + 14 = 38 (ск.) – всего. О т в е т: 38 скамеек. 2. Работа в печатной тетради № 1. Задание № 89. Рассмотрим на примере, как учащиеся должны рассуждать при выполнении этого задания. В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» вычла из него 19. Из «машины» вышло число 64. К неизвестному числу стрелка не идет. Изображаем «машину», обратную данной: «+ 19»: Идем по стрелке: 64 + 19. Выполняем вычисления: Получили 83. Значит, неизвестное число 83. Записываем его: Выполним проверку. Идем по верхней стрелке: Значит, неизвестное число нашли верно. VI. Итог урока. – Что нового узнали на уроке? – Что означают записи: ? Домашнее задание: № 4, 15 (учебник); № 91 (рабочая тетрадь). Урок 31 Цели урока:продолжить работу по формированию навыка выполнения вычитания двузначных чисел с переходом в другой разряд; совершенствовать навыки решения задач; закреплять знания о свойствах многоугольника и умения чертить многоугольник с известными длинами сторон; развивать умение анализировать и обобщать. Ход урока I. Организационный момент. II. Устный счет. 1. Заполните таблицу.
2. Задача. Корзинка с фруктами весит 11 кг, а фрукты весят на 10 кг больше корзинки. Сколько весит корзинка? 3. По какому правилу составлена каждая строка таблицы? Запишите числа в пустые клетки:
4. Сколько треугольников на каждом чертеже? III. Сообщение темы урока. – Решите ребусы: – 2 = 98 – 1 = 99 – Как выполнить вычитание любого трехзначного числа из 100? Об этом вы узнаете сегодня на уроке. IV. Работа по теме урока. – Рассмотрите запись: – Объясните, как выполнено вычитание. О б ъ я с н е н и е (полное): 0 меньше 6, поэтому нужно взять 1 десяток. Но в разряде десятков их 0, поэтому берем 1 сотню (ставим точку над 1). В сотне 10 десятков (пишем 10 над первым нулем слева). Теперь из 10 десятков возьмем 1 десяток (ставим точку над 10 и пишем 10 над 0 справа). 10 без 6 – это 4 (пишем 4 под 6), 9 без 7 – это 2 (пишем 2 под 7). Сотен не осталось. Разность – 24. О б ъ я с н е н и е (краткое): в разрядах единиц и десятков стоят нули. Берем 1 сотню. В сотне 10 десятков. Берем 1 десяток. 10 без 6 – это 4, 9 без 7 – это 2. Разность – 24. Задание № 6(с. 63). – Какое число надо подставить в окошко в выражениях первого столбика, чтобы получилась верная запись? Какое действие необходимо выполнить? (В первом столбике ищем вычитаемое, поэтому из уменьшаемого надо вычесть значение разности.) Запись: 100 – = 19 58 – = 39 100 – 81 = 19 58 – 19 = 39 – Сравните выражения второго столбика. Чем они похожи? (Надо найти второе слагаемое.) – Как найти неизвестное слагаемое? (Надо из суммы вычесть известное слагаемое.) Запись: 43 + = 60 8 + = 31 43 + 17 = 60 8 + 23 = 31 Задание № 5(с. 63). – Сравните все выражения. Чем они похожи? (В каждом есть скобки.) – В каком порядке надо выполнять действия в выражениях со скобками? – Вычислите их значения. (95 – 28) + 17 = 84 (50 – 18) – 23 = 9 И т. д. Задание № 7(с. 63). – Прочитайте текст. Можно ли его назвать задачей? Почему? – Рассмотрите рисунок и решите задачу. Решение: О т в е т: 48 м. – Выполните проверку решения. – Больше или меньше метров осталось пробежать спортсмену, чем он уже пробежал? (Меньше.) – На сколько метров меньше? Задание № 8(с. 64). – Прочитайте текст. Является ли он задачей? Почему? – Что известно? – Что надо узнать? – Выполните чертеж к этому заданию. Решение: О т в е т: 58 м. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 273. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |