Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Кончина Халида ибн аль-Уалида в 21 году от хиджры.





Халид сказал на смертном одре: "Я участвовал в стольких сражениях, и всё тело моё в следах от ударов мечом, копьём или стрелой и вот я умираю в своей постели. Я умираю своей смертью, как умирает верблюд".


Он также говорил: "Поистине, ночь, в которую ко мне приведут невесту или обрадуют рождением сына, не милее мне, чем холодная ночь, в которую я с отрядом ансаров нападаю на врага перед рассветом". Ибн Касир "Аль-бидайа уа ан-нихайа", кто умер в 21 году.

 

 

Часть третья. Правление ‘Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах) - (23–35 гг. х.).

 

 

Глава первая. История совета (шура).

Смертельно раненный ‘Умар (да будет доволен им Аллах) выбрал шесть человек, каждого из которых он согласен был видеть своим преемником.

Это:
1 ‘Усман ибн ‘Аффан,
2 ‘Али ибн Абу Талиб,
3 Тальха ибн ‘Убайдуллах,
4 аз-Зубайр ибн аль-‘Аууам,
5 ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф
6И Са‘д ибн Абу Уаккас.


Историю назначения ‘Усмана ибн ‘Аффана халифом приводит в "Сахихе" аль-Бухари.
Аль-Бухари приводит также длинный хадис о гибели ‘Умара. В нем упоминается о том, что ему сказали: "О повелитель верующих, дай нам наставление и назначь преемника".


‘Умар сказал: "Я не знаю никого, кто был бы достоин этого больше, чем эти несколько человек, которыми посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) был доволен до самой своей смерти". И он назвал ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, Тальху и ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа.
‘Умар сказал: "‘Абдуллах ибн ‘Умар будет свидетелем для вас, однако сам он не должен получать никакой власти. Если к власти придёт Са‘д, это будет хорошо, а если нет, пусть тот из вас, кто станет править, обращается к нему за помощью и советом. Поистине, я не отстранял его по причине слабости или вероломства". [‘Умар (да будет доволен им Аллах) снял Са‘да ибн Абу Уаккаса с должности наместника Куфы].

После погребения избранные им шесть человек собрались, и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф сказал: "Вручите правление собой трём из вас".


Аз-Зубайр сказал: "Вручаю себя ‘Али".

 

|Отсюда становится очевидно, что аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) не питал ненависти к ‘Али. Он добровольно отказался претендовать на власть в пользу ‘Али. К тому же, аз-Зубайр был сыном Сафиййи бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тёти ‘Али, то есть их связывало кровное родство|.


Тальха сказал: "Вручаю себя ‘Усману".
А Са‘д сказал: "Вручаю себя ‘Абду-р-Рахману ибн ‘Ауфу".
Таким образом, три кандидата отказались претендовать на пост халифа в пользу остальных трёх кандидатов. Остались ‘Али, ‘Усман и ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф.

Абду-р-Рахман сказал ‘Усману и ‘Али: "Кто из вас согласится, чтобы мы поручили ему это дело, и он будет отвечать перед Аллахом и исламом?". Они молчали.
Тогда ‘Абду-р-Рахман сказал: "Вы хотите поручить это дело мне? Клянусь Аллахом. Я сам должен выбрать лучшего из вас?". Они ответили: "Да".
Тогда он взял за руку ‘Али и сказал: "Ты - родственник посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и принял ислам среди первых, и тебе об этом известно. Если я выберу тебя, ты обязан перед Аллахом править справедливо. А если я выберу ‘Усмана, ты должен слушать его и подчиняться ему".
Потом он остался наедине с ‘Усманом и сказал ему то же самое.
Взяв с них это обещание, он сказал: "Подними руку, о ‘Усман!" - и присягнул ему. ‘Али тоже присягнул ему, а потом собрались обитатели дома и присягнули ему.

Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3700.

Это история избрания ‘Усмана ибн Аффана, которая приводится в "Сахихе" аль-Бухари. В других достоверных версиях этой истории упоминаются некоторые подробности этого события.
Например, сообщается, что ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф в течение трёх дней опрашивал мухаджиров и ансаров, чтобы выяснить, кого они желают видеть своим правителем. Он сказал: "Клянусь Аллахом, я не пропустил ни одного дома мухаджиров и ансаров. Я опросил всех и обнаружил, что они не знают равного ‘Усману".

Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 7207.


Из этого сообщения следует, что присяга ‘Усману состоялась не сразу после кончины ‘Умара (да будет доволен им Аллах). Три дня было потрачено на опрос сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует), и таким путём был избран новый халиф мусульман - ‘Усман ибн ‘Аффан.


С величайшим сожалением замечу, что сегодня многие авторы исторических трудов, описывая данное событие, используют не версию аль-Бухари, а недостоверную версию Абу Михнафа из "Истории" ат-Табари.

А в этой версии говорится следующее:


Когда ‘Умара смертельно ранили, ему сказали: "О повелитель верующих, было бы хорошо, если бы ты назначил преемника".


Он спросил: "А кого мне назначить? Если бы ‘Убайда ибн аль-Джаррах был жив, я бы назначил его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: "Я слышал, как Твой пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) говорил, что он - доверенное лицо этой общины". Если бы Салим, сын и вольноотпущенник Абу Хузайфы, был жив, я назначил бы его своим преемником, и если бы потом Господь спросил меня об этом, я бы сказал: "Я слышал, как Твой пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) говорил, что Салим очень любит Аллаха"".
Тогда один человек сказал: "Я подскажу тебе, кого выбрать. Это ‘Абдуллах ибн ‘Умар".
‘Умар сказал в ответ: "Да погубит тебя Аллах! Не ради Аллаха сказал ты это! Горе тебе! Как я назначу своим преемником человека, который не мог даже дать развод жене?! Нет нам нужды заниматься вашими делами. Не славное это занятие, и я не желаю никому из членов моей семьи заниматься этим. Если это благо, то мы уже взяли из него, а если это зло, то мы отдалим его от семейства ‘Умара. Достаточно того, что один человек из семейства ‘Умара будет спрошен о делах общины Мухаммада. Поистине, я усердствовал сам и лишал многого членов своей семьи, и если удастся мне спастись так, чтоб не осталось ни награды, ни грехов, то я буду счастлив. Если я назначу преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня (то есть Абу Бакр), назначил преемника. А если я оставлю вас без преемника, то ведь и тот, кто был лучше меня (то есть посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует)) оставил вас без преемника. А Аллах не оставит Свою религию без защиты".

 

И они вышли от него, но потом снова зашли и сказали: "О повелитель верующих! Может быть, ты оставишь завет?".


Он сказал: "После разговора с вами я всё обдумал и решил назначить своим преемником самого достойного из вас, который поможет вам придерживаться истины". С этими словами он указал на ‘Али.


Затем он продолжил: "Я впал в забытье ненадолго и мне привиделся человек, который вошёл в свой сад, который он сам посадил, и стал собирать плоды, как зрелые, так и незрелые, прижимать к себе, а потом собирать около себя, и я понял, что Аллах сделает, что пожелает, и упокоит ‘Умара. Я не желаю возлагать эту ответственность ни на живого, ни на покойного. Вы должны обратиться к тем, о ком посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал, что они станут обитателями Рая. Са‘ид ибн Зейд ибн ‘Амр ибн Нуфайль из них, но я не включаю его в их число. Я имею в виду шестерых: ‘Али и ‘Усмана - двоих сынов ‘Абд Манафа, ‘Абду-р-Рахмана и Са‘да - двух родственников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) по материнской линии, аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама - апостола посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) и его двоюродного брата - и Тальху ибн ‘Убайдуллаха. Выберите правителя из их числа, а когда выберете, помогайте ему должным образом и поддерживайте его, и если он доверит нечто одному из вас, оправдывайте его доверие".
Они вышли, и аль-‘Аббас сказал ‘Али: "Не входи с ними".


‘Али сказал в ответ: "Я не хочу разногласий".


Аль-‘Аббас сказал: "Значит, ты увидишь нечто неприятное".


Утром ‘Умар позвал к себе ‘Али, ‘Усмана, Са‘да, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа и аз-Зубайра ибн аль-‘Аууама и сказал им: "Я посмотрел и обнаружил, что вы являетесь предводителями людей, и это дело должно быть поручено именно вам. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) скончался, будучи довольным вами. Поистине, я не боюсь, что люди причинят вам вред, если только вы будете следовать прямым путём. Однако я боюсь, что вы впадёте в разногласия, и люди впадут в разногласия из-за вас. Поэтому сейчас отправляйтесь к дому ‘Аиши, если она разрешит вам, посоветуйтесь и выберите одного из вас".


Затем он сказал: "Не входите в дом ‘Аиши, но будьте возле неё". С этими словами он опустил голову, потому что его рана начала кровоточить.


Они пошли и стали советоваться. Когда они повысили голоса, ‘Абдуллах ибн ‘Умар сказал: "Преславен Аллах! Повелитель верующих ещё не умер".


Услышав их, ‘Умар пришёл в сознание и сказал: "Вы все прекратите это. Когда я умру, советуйтесь в течение трёх дней, и пусть молитвы с людьми проводит Сухайб. И пусть к четвёртому дню у вас непременно будет правитель. Пусть ‘Абдуллах ибн ‘Умар участвует в совете, однако он не имеет прав на власть. И пусть Тальха будет вашим соучастником. Если он появится в течение этих трёх дней, пусть он будет вместе с вами. Если же он не появится в течение трёх дней, то решайте ваше дело без него. Кто заменит мне Тальху?".


Са‘д ибн Абу Уаккас сказал: "Я заменю его для тебя, и он не будет против, если будет на то воля Аллаха".

 

‘Умар сказал: "Я надеюсь, что он не будет против, если будет на то воля Аллаха. Однако я думаю, что правителем станет один из этих двоих - либо ‘Али, либо ‘Усман. Если это будет ‘Усман, то ему свойственна мягкость, а если ‘Али, то он любит шутить, и он больше подходит для того, чтобы побуждать людей следовать путём истины. Если же они изберут Са‘да, то он подходит для этого. А если получится иначе, то пусть правитель прибегает к его помощи. Поистине, я не отстраняю его из-за вероломства или слабости. А ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф - прекрасный человек, к мнению которого стоит прислушиваться, благоразумный и дальновидный, и есть у него от Аллаха хранитель. Прислушивайтесь же к его словам".


Абу Тальхе аль-Ансари сказали: "О Абу Тальха, поистине, Всевышний Аллах даровал исламу могущество посредством вас. Избери же пятьдесят человек из числа ансаров, и пусть они выберут одного из них в качестве правителя".


Он же сказал аль-Микдаду ибн аль-Асуаду: "Когда положите меня в мою могилу, тогда собери их, и пусть выбирают одного из них".


А Сухайбу он сказал: "Совершай молитву с людьми в течение трёх дней, и собери ‘Али, ‘Усмана, аз-Зубайра, Са‘да, ‘Абду-р-Рахмана ибн ‘Ауфа, и Тальха, если он прибудет к тому времени, и пригласи ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, однако последний не имеет никаких прав на власть. Стой возле них, и когда все пять соберутся и выберут кого-то, а один не согласится с их выбором, отруби ему голову. И если четверо из них изберут кого-то, а двое не согласятся с их выбором, отруби голову этим двоим. А если трое выберут одного, а трое других - другого, то пусть третейским судьёй будет ‘Абдуллах ибн ‘Умар. В пользу какой группы он примет решение, из той и выбирайте правителя. Если же они не удовольствуются решением ‘Абдуллаха ибн ‘Умара, то будьте с той группой, в которой будет ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф, а остальных убейте, если они пойдут против того, относительно чего согласятся люди".

Ибн Джарир ат-Табари "Тарих аль-умам уаль-мулюк" (3/292).

 

__________________
Эта версия Абу Михнафа явно противоречит версии аль-Бухари. К тому же она содержит добавления, которые не могут быть приняты.


Например, ‘Умар, как следует из этой версии, считал дозволенным проливать кровь тех, о ком он сам сказал, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) скончался, будучи довольным ими!

Преславен Аллах!

Неужели возможно такое, что ‘Умар действительно не усматривал ничего предосудительного в том, чтобы отрубить головы таким благородным сподвижникам как ‘Усман, ‘Али, Тальха, аз-Зубайр, ‘Абду-р-Рахман ибн ‘Ауф и Са‘д ибн Абу Уаккас?


Уже один этот факт позволяет нам понять, что данная версия этой истории недостоверна.
Да и кто бы решился исполнить это веление? И что бы постигло того, кто решился бы?

Цель этой версии очевидна - дать нам понять, что ‘Али якобы был наиболее достойным кандидатом и именно он должен был занять место ‘Умара (да будет доволен им Аллах) после его кончины.


На самом же деле наиболее достойным кандидатом был тот, кому и досталось по праву это место, то есть ‘Усман ибн ‘Аффан. Он был лучшим из сподвижников посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) после Абу Бакра и ‘Умара.


О чём сказано в хадисе Ибн ‘Умара: "Мы не знали равных Абу Бакру, а после него - ‘Умару, а после него - ‘Усману. Что же касается остальных сподвижников, то мы не выделяли никого из них". Этот хадис приводит аль-Бухари в "Сахих", № 3697.


А в другой версии хадиса имеется добавление: "И посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) слышал наши слова, но не осуждал нас". Ат-Табарани "аль-Муджам аль-Кабир", (12/13132); аль-Халлял "ас-Сунна", (398); Ибн Абу Асим "Ас-Сунна", (553). аль-Альбани назвал его достоверным.


‘Абдуллах ибн Мас‘уд сказал, рассказывая о присяге ‘Усману: "Нашим правителем стал высочайший из нас". Аль-Халлял "ас-Сунна", (320).


Поэтому имамы Аййуб ибн Абу Тамима ас-Сахтийани, Ахмад и ад-Даракутни сказали: "Кто превозносит ‘Али над ‘Усманом, тот выказывает презрительное отношение к мухаджирам и ансарам".

‘Усману присягнул весь народ, а не отдельные люди. Имам Ахмад сказал: "Присяга ‘Усману была всеобщей и несомненной. Это было единогласное мнение мусульманской общины". Аль-Халлял "ас-Сунна", (320).

Ахлю-с-Сунна считают, что человек, считающий, что ‘Али имел больше прав стать правителем, чем Абу Бакр, ‘Умар и ‘Усман, является заблудшим приверженцем нововведений.
Что же касается того, кто считал, что после ‘Умара правителем должен был стать ‘Али, а не ‘Усман, то он ошибается.


Такого человека Ахлю-с-Сунна не считают ни заблудшим, ни приверженцем нововведений, хотя есть некоторые из Ахлю-с-Сунна, которые отозвались о таком человеке достаточно жёстко, сказав: "Кто утверждает, что после ‘Умара халифом должен был стать ‘Али, а не ‘Усман, тот как будто утверждает, что сподвижники посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) поступили вероломно, избрав ‘Усмана вместо ‘Али, да будет доволен Всевышний Аллах ими обоими".

 

 

Глава вторая. Краткая биография ‘Усмана ибн Аффана (да будет доволен им Аллах).

Его звали ‘Усман ибн ‘Аффан ибн Абу аль-‘Ас ибн Умаййа ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф. У них с пророком (да благословит его Аллах и приветсвует) был общий предок ‘Абд Манаф.

Его матерью была Аруа бинт Курайз ибн Раби‘а ибн ‘Абд Шамс ибн ‘Абд Манаф.
Его бабушкой была Умм Хаким бинт ‘Абду-ль-Мутталиб, тётя посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) со стороны отца. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/235).

У него было прозвище "Зу-н-нурайн" - "Обладатель двух светов", потому что сначала ‘Усман был женат на дочери посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) Рукаййе, а когда она скончалась, он женился на другой дочери посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) Умм Кульсум. Абу Нуа‘йм аль-Асфахани "Марифат ас-Сахаба", (1/245).


У него была кунья Абу ‘Абдуллах и Абу ‘Амр. Он принял ислам одним из первых от Абу Бакра ас-Сыддика (да будет доволен Аллах ими обоими). Ибн Хаджар "аль-Исаба фи тамииз ас-сахаба", (2/455).


Переселился сначала в Эфиопию, а потом в Медину.

У ‘Усмана было несколько жён:
1Рукаййа, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
2Умм Кульсум, дочь посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует).
3Фахита бинт Газуан.
4Умм ‘Амр бинт Джундуб.
5Фатыма бинт аль-Уалид ибн ‘Абд Шамс.
6Умм аль-Банин бинт Уйайна.
7Рамля бинт Шейба ибн Раби‘а.
8Наиля бинт аль-Фарафиса.

У ‘Усмана было много детей.
Сыновья: ‘Абдуллах, ‘Абдуллах-младший, Халид, Абан, ‘Умар, Са‘ид, ‘Абду-ль-Малик, ‘Анбаса.
Дочери: Марйам, Умм Са‘ид, ‘Аиша, Марйам, Умм аль-Банин.

А теперь упомянем о достоинствах ‘Усмана.
1 ‘Абду-р-Рахман ибн Самура (да будет доволен им Аллах) передаёт, что когда посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) снаряжал войско для похода на Табук, ‘Усман ибн ‘Аффан принёс ему тысячу золотых динаров, завёрнутых в одежду, и высыпал их на колени посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует). Тот стал перебирать их, приговаривая: "Что бы ни делал Ибн ‘Аффан после этого дня, ему это уже не повредит". И он повторил эти слова несколько раз. Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (5/63). аль-Альбани назвал его хорошим хадисом. См. "Мишкатуль масабих", № 6064.

 

2 Абу Муса аль-Аш‘ари (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды ‘Усман пришёл к пророку (да благословит его Аллах и приветсвует) и попросил разрешения войти, и посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "Открой ему и обрадуй его вестью о Рае, который ждёт его после тяжкого испытания". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3695; Муслим, № 2403.

3 Анас ибн Малик (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды, когда пророк (да благословит его Аллах и приветсвует) вместе с Абу Бакром, ‘Умаром и ‘Усманом поднялся на гору Ухуд, она задрожала, и он сказал: "Остановись, Ухуд, ибо, поистине, на тебе - пророк, правдивейший и два мученика". Этот хадис приводят аль-Бухари в "Сахих", № 3675; Муслим, № 2417.

4 Ибн ‘Умар (да будет доволен Аллах ими обоими) передаёт: "Однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) вышел к нам и сказал: "Недавно мне приснилось, что мне были даны ключи и весы. И меня поставили на одну чашу весов, а мою общину - на другую, и я перевесил. Затем привели Абу Бакра, и он также перевесил их, потом привели ‘Умара, и он перевесил их, потом привели ‘Усмана, и он перевесил их. А потом весы убрали". Один человек спросил: "А где же мы?". Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) ответил: "Вы там, куда вы сами себя поместите"". Этот хадис приводит имам Ахмад в "Муснаде", (2/76). Шейх Ахмад Шакир назвал его достоверным, № 5469.

 

Вспомним некоторые подтверждения пророческой миссии Мухаммада (да благословит его Аллах и приветсвует), имеющие отношения к ‘Усману (да будет доволен им Аллах).


Мурра ибн Ка‘б (да будет доволен им Аллах) передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) упомянул о грядущих смутах и подробно описал их, а в это время мимо проходил человек, завернувшийся в свою одежду. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "В те времена этот человек будет следовать правильным путём". Мурра ибн Ка‘б сказал: "И я подошёл к нему, и оказалось, что это ‘Усман". Этот хадис приводит ат-Тирмизи, № 3704 с достоверным иснадом.


‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) передаёт, что однажды посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветсвует) сказал: "О ‘Усман, если Аллах приведёт тебя к власти и лицемеры захотят, чтобы ты снял рубаху, которую надел на тебя Аллах [то есть, станут требовать, чтобы ты добровольно отказался от власти], не снимай её". Этот хадис приводит Ибн Маджа, № 112.

Период правления ‘Усмана ибн ‘Аффана считается золотым периодом правления праведных халифов, несмотря на все попытки невежд, заблудших и клеветников исказить эту истину.

 

Во время правления ‘Усмана ислам распространился и укрепился. В государстве царило благополучие и безопасность. Государство оказывало существенную материальную помощь своим гражданам.


Этот период продолжался около двенадцати лет. Позже, в 35 году от хиджры началась смута. Восставшие против ‘Усмана ворвались в его дом и убили его, когда он читал Коран.

 

 

Глава третья. Важнейшие события в эпоху ‘Усмана (да будет доволен им Аллах).

 

Во время правления ‘Усмана (да будет доволен им Аллах) для ислама было открыто много новых земель. Поскольку этот процесс продолжался двенадцать лет, границы исламского государства при ‘Усмане существенно расширились. В этот период Му‘ауийа предпринял поход на Кипр.
‘Умар запрещал мусульманам предпринимать морские военные походы, а ‘Усман, став халифом, разрешил это.


В период его правления был открыт для ислама Азербайджан, Армения, Кабул, Сиджистан и многие другие области. В эти годы был предпринят поход, оставшийся в истории под названием "похода Зат ас-сауари".


Именно при ‘Усмане произошло самое масштабное распространение ислама за весь период правления праведных халифов.

 

Также имело место расширение мечети пророка (да благословит его Аллах и приветсвует) в Медине и Заповедной мечети в Мекке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-05-10; просмотров: 231.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...